Тема «Взаимоотношения поколений» поднимается во множестве произведений русских и зарубежных классиков, поэтому данная проблема раскрывается во всех письменных работах по русскому языку, в частности в сочинении ЕГЭ, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Как правило, писатели рассматривают несколько вариантов взаимодействия представителей разных поколений: неисчерпаемый конфликт или полное взаимопонимание и гармония. Затем выясняются причины противостояния или пути обретения компромисса, а также духовного сближения.
Наша команда сделала подборку наиболее актуальных примеров, где тема взаимоотношений поколений освещена с разных сторон.Эти материалы будет уместно использовать не только на ЕГЭ, но и в других проверочных работах по русскому языку.
Проблема
Взаимоотношения поколений
Отношение автора к проблеме
Тема взаимоотношений поколений – это извечная тема русской и зарубежной литературы. С древних времён её поднимают в своём творчестве известнейшие писатели и философы. Отношения родителей и детей могут быть дружными, проникнутые заботой и нежностью, построенные на взаимном уважении и безграничной любви. А бывает, приходится сталкиваться с непростыми взаимоотношениями близких людей, иногда даже драматичными, приводящими к непоправимым последствиям. Очень часто родители и дети не могут найти общий язык, сохранить понимание и жить в согласии. Конфликт поколений неизбежен, потому что представители каждого имеют своё собственное мировоззрение и личный опыт, но сгладить трения вполне возможно, необходимо просто постараться.
Аргументы
- Родители и дети – это два разных мира, которым трудно понять друг друга.
- Юности свойственны радикальные взгляды, а зрелый возраст более консервативен.
- Проблема взаимоотношения будет всегда актуальной, потому что время и культура не стоят на месте.
- Старшее поколение, опираясь на собственный опыт, считает, что имеет полное право указывать, как жить молодому поколению.
- Для достижения взаимопонимания необходимо быть терпимее друг к другу.
- Молодому поколению всегда есть чему поучиться у старших.
- Возраст нужно уважать.
- Молодое поколение всегда другое, потому что живёт в новую эпоху.
- Только в наших руках возможность увеличить или уменьшить пропасть между поколениями.
- Людям, принадлежащим к разным поколениям, очень трудно понять друг друга.
Эпитеты к слову «взаимоотношения»
Гармоничные, межличностные, товарищеские, дружеские, личные, любовные, семейные, близкие, удивительные, странные, давние, новые, личные, устойчивые, проверенные, прочные, крепкие, социальные, родственные, деловые, длительные, классовые, эмоциональные, долгие, длительные, правовые, искренние, мирные, людские, положительные, особые, профессиональные, особенные, прекрасные, нынешние, определённые, конкретные, неземные, окрылённые, последующие, собственные, иные, доверительные, приятельские, неформальные, формальные, стабильные, доброжелательные, полноценные, своеобразные, продолжительные, идеальные, образцовые, трепетные, трогательные, общественные.
Конфликтные, непростые, напряжённые, холодные, непонятные, давящие, окончившиеся, прекратившиеся, трудные, тяжёлые, выгодные, корыстные, натянутые, унизительные, двусмысленные, фальшивые, наигранные, обманчивые, лживые, удовлетворительные, болезненные, скандальные.
Эпитеты к слову «поколение»
Грядущее, последующее, новое, старое, прошлое, будущее, потомственное, послевоенное, современное, нынешнее, предыдущее, нравственное, воспитанное, образованное, старшее, молодое, взрослое, целое, последнее, революционное, мужественное, храброе, текущее, старое, счастливое, иное, данное, удивительное, славное, настоящее, человеческое, аристократическое, могущественное, особенное, подрастающее, ближайшее, романтичное.
Потерянное, худшее, падшее, сомнительное, подлое, жалкое, ненавистное, обречённое, убогое, пострадавшее, гнилое, тёмное, кровавое, жестокое, постыдное, деградирующее, трагическое, мрачное.
Синонимы к слову «взаимоотношения»
Отношения, связи, связь, узы, общение.
Синонимы к слову «поколение»
Потомки, род, эпоха, колено, наследие, ступень, эра.
Примеры из художественной литературы
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В центре сюжета комедии А.С. Грибоедова находится противостояние века нынешнего и века минувшего. Это противостояние проявляется в резко противоположном выборе ценностей и идеалов двух поколений. Фамусовское общество привыкло унижаться перед теми, у кого была власть. Они делали это не из-за страха, а ради собственной выгоды. Это поколение было подвластно влиянию всего зарубежного, кроме того Фамусов был убежденным приверженцем крепостничества. Он был способен сослать на каторгу любого своего крестьянина из-за небольшой провинности. Ненависть к просвещению и чинопочитание довершает образ Фамусова во всей его красоте.
Представители века минувшего гордились непросвещённостью своего сословия, в науке они видели угрозу своей влиятельности и превосходству. Все удовольствие жизни русского дворянства заключалось во сне, еде и развлечениях. Идеальная обстановка для подобного дворянина – пошлые интриги и глупые сплетни. У этого общества свой образ жизни, свои идеалы и ценности. Они действительно уверены в том, что важнее всего богатство, высокая должность и всеобщее уважение. А.С. Грибоедова очень волновала судьба своей Родины, поэтому он разоблачил в комедии фамусовское общество и показал, куда они способны привести Россию.
На смену этому поколению приходит новое, представителем которого был Чацкий, именно в его монологи автор вкладывает свои обличительные речи. Главный герой принадлежал к прогрессивной молодежи, которую считали не просто умной, а непозволительно вольномыслящей. Эта эпоха сильно отличается от предыдущей: отвергаются принципы крепостного права, поощряется достижение цели, а не подчинение вышестоящему лицу, высоко ценится наука и искусство во всех его проявлениях.
Чацкий выражает мнение всего своего поколения, которое заключается в отрицании почитания всего иностранного, ненависти по отношению к крепостному строю и рабскому унижению перед более высоким чином. Представители этого поколения высоко ценят русский народ: его силу, ум, выдержку. Они верят в светлое будущее своего отечества и призывают идти в ногу со временем.
А.С. Грибоедов хотел показать, что конфликт поколений неизбежен, потому что каждая эпоха обладает своими историческими событиями, оказывающими влияние на формирование характеров и мировоззрений. Именно поэтому появляются совершенно различные взгляды на жизнь у близких людей.
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» является наиболее ярким примером художественного произведения, раскрывающего конфликт взаимоотношений поколений. Главный герой романа – Евгений Базаров, истинный представитель нового поколения, придерживающегося нигилистической идеологии. Его взгляды не напускные, он действительно ярый приверженец данного направления, в отличие от своего друга Аркадия Кирсанова, который впоследствии и вовсе откажется от этой новаторской философии.
Молодому поколению противопоставляется старшее, в лице отца и дяди Аркадия – Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, которые придерживаются более консервативных взглядов. К этому же поколению можно отнести и родителей Базарова, хоть их образ жизни и значительно отличался от дома Кирсановых.
В основе мировоззрения главного героя лежит отречение от всех сложившихся устоев и общепризнанных идеалов. Он не признает ничьё мнение, кроме собственного, безразлично относится к прошлому, любит активный образ жизни, не терпит безделья и промедлений. Евгений не доволен сложившимся общественным устройством, поэтому его идеология подразумевает под собой разрушение всех привычных порядков. Проблема заключается в том, что подобное поведение настроено только на уничтожение, взамен ничего нового не предлагается.
Отец и дядя Аркадия наоборот, всеми силами пытаются сохранить устоявшийся образ жизни и весь текущий строй в целом. Их не устраивает в современном им мире только одно: наличие нигилистской философии и разрушение вековых традиций. Павел Петрович иронично заметил, что те люди, которые раньше назывались болванами, теперь зовутся нигилистами. Отрицание подобного рода новшеств не означает какую-либо закомплексованного или неуверенность старшего поколения. К примеру, Павел Петрович не побоялся осуждения общества, и построил своё счастье с Фенечкой, несмотря на её невысокое происхождение.
Основное сходство представителей двух эпох заключается в том, что они все являются ярыми защитниками своих взглядов и идей. Конфликт взаимоотношения поколений в романе И.С. Тургенева заканчивается победой опыта и жизненной мудрости, принадлежавшей старшему поколению.
Примеры из жизни
- Мне очень повезло с моими родителями. У нас в семье дружеские отношения, каждый относится друг к другу с уважением и заботой. Хотя никто не может похвастаться спокойным характером. Как же так получается? Всё, благодаря моей маме. Она ещё с моего рождения придумывала всевозможные способы, для того чтобы избежать конфликта. Это были психологические приёмы, шутки, слова любви, просто игнорирование, но помогло нашей семье только одно – разговоры. У нас принято говорить обо всём: о том, что тебя беспокоит, о том, что тебе не нравится, о том, что тебя радует. Каждый вечер мы собираемся за ужином, во время которого рассказываем, как прошёл наш день. Всё свободное время мы стараемся общаться, а не сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Я могу с уверенностью сказать, что взаимопонимание между родителями и детьми вполне возможно, просто нужно пытаться понять друг друга и быть снисходительнее к чужим недостаткам и пожеланиям.
- В моей семье есть одна интересная история, повествующая о взаимоотношениях поколений. Родители должны заложить в ребенка нравственные основы, которые в дальнейшем образуют его жизненные ценности и идеалы. Очень важно это время не упустить и успеть вовремя. Моему прадедушке было 7 лет на начало Великой Отечественной войны. Его мама всегда уделяла детям немного времени, а с наступлением трудностей и вовсе опустила руки. Первая беда, которая коснулась многих с приходом войны – это голод. Когда моей прапрабабушке стало нечем кормить детей, она сразу же отвела их в детский дом. Ей было проще снять с себя ответственность, чем попытаться найти еду любым способом. К примеру, семья моей бабушки шла три месяца пешком в родное село, потому что там можно было вырастить овощи и получить помощь от колхоза. Было очень трудно, но они остались все вместе. А дедушка с братом попали в приют, лишённые родительской заботы. Годы шли, война закончилась. Дедушка вырос и устроился работать в автобазу. Он встретил любимую девушку, построил дом и затем женился, создав свою собственную семью. И уже когда у него родился первенец, появилась моя прапрабабушка. Она поселилась недалеко и пыталась наладить отношения, будто ничего не произошло. Мой дед, наверное, смог бы её простить, если бы она нашла его сразу после окончания голода и войны. Но прошёл ещё не один год, пока его мать занималась своей жизнью, а потеряв мужа, решила отыскать своих детей. Старший брат дедушки отказался от всяческого общения с женщиной, которая смогла бросить его. А в дедушкином доме всегда были открыты для неё двери, но как для соседки, а не матери. Время было упущено и взаимоотношения уже было невозможно наладить. Какие бы не были трудные обстоятельства, женщина не должна отказываться от родных детей. Вместе можно справиться с любой проблемой.
Народная мудрость
- «
- «Родители трудолюбивы, и дети не ленивы». Смысл данной пословицы заключается в том, что родителям необходимо подавать своим детям хороший пример. В семье, где мать и отец трудолюбивы, не может вырасти ленивых детей, потому что они с раннего детства приучаются к труду.
- «Яблоко от яблони недалеко падает». В данной пословице говорится о том, что все дети похожи на своих родителей.
- «Выкормил змейку на свою шейку». В этой пословице идёт речь о плохом воспитании. Всегда в первую очередь страдают родители от дурного воспитания собственных детей.
- «Живы родители – чти, померли – помяни». Наши предки с детства учили молодое поколение уважать старших. Они говорили о том, что необходимо относиться к родителям с уважением не только при их жизни, но и после их смерти.
- «Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока даётся». В этой пословице говорится о том, что ребёнка нужно воспитывать с раннего детства. Взрослого человека перевоспитать невозможно, как и согнуть крепкое дерево.
- «Верная указка не кулак, а ласка». Наши мудрые предки данной пословицей призывали родителей не бить собственных детей. Воспитанные в ласке дети становятся хорошими людьми, а те дети, которые видят только насилие и злость, считают, что в этом и заключается смысл жизни.
- «Отец рыбак и дети в воду смотрят». Смысл этой пословицы заключается в том, что дети всегда стараются быть похожими на своих родителей. Сколько их не воспитывай, важнее всего личный пример. Если отец рыбак – дети тоже интересуются рыбалкой.
- «От лисы – лисёнок, от свиньи – поросёнок». В данной пословице говорится о том, что все дети похожи на своих родителей: у лисы не может родиться поросёнка, а у свиньи – лисёнка.
- «Послушному сыну отцов приказ не ломит спину». В этой пословице говорится о том, что послушные дети с готовностью выполняют родительские поручения.
- «Добрый пример лучше ста слов». Смысл данной пословицы заключается в том, что лучшее средство при воспитании ребёнка – собственный положительный пример. Слова остаются словами, а своим примером можно наглядно показать, каким нужно быть.
Афоризмы
- «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими». Французский писатель Андре Моруа говорил о том, что взаимоотношения поколений такие же трудные, как и взаимоотношения влюблённых. Всегда присутствует недопонимание, обиды и злость, с которыми необходимо бороться.
- «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее». Британский писатель Джордж Оруэлл говорил о том, что людям свойственно считать себя умнее всех. Мало кто готов прислушиваться к опыту старших, вспоминая о нём только в моменты совершения ошибок.
- «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Известный американский писатель Марк Твен рассказал историю своего осознания родительской мудрости. Каждый подросток считает себя намного умнее своих родителей, лишь с возрастом они начинают понимать, что им желали только добра и пытались оградить от жизненных трудностей.
- «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». А.С. Пушкин считал, что каждый человек должен развивать и совершенствовать свою нравственность. А одним из главных признаков высокой нравственности – уважение к своим предкам.
- «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Древнегреческий философ Фалес Милетский призывал всех родителей быть обходительными со своими детьми. То, что вкладывается в человека в детстве, остаётся в нём на всю жизнь. Если родители относились к ребёнку строго и неуважительно, вряд ли можно рассчитывать на особую помощь в старости.
- «Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, — их родители». Выдающийся ирландский драматург Джордж Бернард Шоу обратил внимание на то, что чаще всего сами родители становятся причиной дурного воспитания своих детей. Все дети изначально добрые и хорошие, а дальше они становятся такими, какими их воспитали.
- «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца». Заслуженный советский педагог-новатор и детский писатель В.А. Сухомлинский считал, что в первую очередь в ребёнке нужно воспитать нравственность, для того чтобы он стал хорошим человеком. А всё остальное уже второстепенно.
- «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого». Немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что детскому воспитанию необходимо уделять особое внимание. Потому что будущее нашей планеты именно за детьми.
- «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Французский писатель Виктор Мари Гюго считал, что детство – самая ответственная пора в жизни человека. Всё, что закладывается в раннем детстве – со временем не исчезает, а развивается и укрепляется.
- «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Всемирно известный педагог и писатель А.С. Макаренко говорил о том, что воспитание детей – это наше будущее. Если мы хорошо воспитаем наших детей, в старости будем радоваться их успехам, а если плохо – будем страдать и лить слёзы. Иногда родителям бывает даже стыдно за своих детей, больно от того, что они делают.