Аргументы из жизни и литературы на тему “Что такое любознательность”

Аргументы из жизни и литературы на тему Банк аргументов

Одно из понятий и непременных составляющих человеческого характера является любознательность, о которой предлагают порассуждать на ОГЭ по русскому языку, поэтому с целью помочь выпускникам мы приводим аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое любознательность».  Для аргументации Литеровед приводит примеры из художественной литературы, из народной мудрости, афоризмы авторитетных людей, а также истории из жизни.

Проблема

Что такое любознательность? Теряет ли человек любознательность с возрастом?

Отношение автора к проблеме

Любознательность – это интерес к получению новых знаний, опыта, искреннее желание удовлетворить познавательные потребности.

Аргументы

  1. Любознательность – это прекрасное качество человека.
  2. Чаще всего любознательными бывают дети.
  3. Любознательность дает свои плоды в виде полученных знаний.
  4. Любознательность помогает совершать великие открытия.
  5. Любознательный человек любит познавать что-то новое.
  6. Любознательность развивает умственные способности человека.
  7. Любознательный человек никогда не останавливается на достигнутом.
  8. Любознательность безгранична, ее не нельзя пополнить до конца.

Синонимы слову любознательность

Дотошность; пытливость; познавательная активность; любознание; изыскательность; любопытность.

Эпитеты слову любознательность

Ненасытная, неуемная, излишняя, чрезмерная, научная, естественная, детская, чистая, простая, человеческая, собственная, большая, поразительная,

Аргументы из художественной литературы

  1. Антуан де Сент -Экзюпери «Маленький принц».

Произведение «Маленький принц» уже несколько десятилетий является любимым произведением многих поколений читателей. В нем писатель попытался раскрыть темы, которые близки и понятны каждому из нас. Он писал о дружбе, сострадании, верности, любви, ответственности за близких. Образ главного героя сказки-повести вырисован автором очень ярко. Мы сразу представляем себе златокудрого мальчишку лет семи-восьми, худенького, невысокого роста. Он одиноко живет на своей маленькой планете, где, кроме розы, нет у него ни одной близкой души. Принц не по годам мудрый, серьезный, ответственный. Он преподает читателям много уроков. Например, учит нас заботиться о своей планете, а также о тех, кого мы однажды приручили. Маленький принц – любознательный малыш. Когда ссора с розой заставила его покинуть планету и отправиться в путешествие, он узнает много нового. Ему интересно все, поэтому всем, с кем он повстречался во время своего путешествия, он задает много вопросов. На Земле он подружился с Лисом,  который открывает Маленькому принцу много мудрых истин. Все уроки мудрого Лиса Маленький принц запоминает, ведь они помогают ему  понять не только окружающий его мир, но и прежде всего себя самого. Знакомство этим удивительным героем не оставляет у читателя сомнений: человек идет вперед, совершенствуется, узнает много нового только тогда, когда в нем есть хоть капелька любознательности.

2. М.Горький «В людях»

Повесть «В людях Максима Горького продолжает первую часть автобиографической трилогии. Главный герой произведения – Алеша Пешков. Мы узнаем о его трудной судьбе, о жизни с бабушкой и дедушкой и вместе с героем получаем важные жизненные уроки. Во второй части трилогии повествуется о периоде жизни «в людях», то есть когда герой вынужден был жить в подмастерьях сначала у одного, потом у другого хозяина. Именно в этот момент он перед нами открывается как человек любознательный, желающий знать о мире как можно больше. Он с огромным интересом читает, книги раскрывают ему границы мира, и воображение рисует ему чудесные картины. Алеша умудрялся читать на холодном чердаке по ночам. Но скоро хозяева пресекли это занятие. Он готов читать круглые сутки, чтобы знать все больше и больше о мире, в котором он живет, о жизни других людей, чтобы найти свой путь, прочно встать на него, научиться помогать, быть полезным. Мальчик умел отличать хорошую книгу от плохой, почувствовал гениальность Пушкина. В повести мы узнаем, сколько унижений ему пришлось вынести из-за страсти к книгам, из-за любознательности. Но знания, которые он черпал из книг, были для него слаще самых спелых плодов,  поэтому он готов был вынести любые унижения.

2. А.П. Платонов «Цветок на земле»

Небольшое произведение А.П.Платонова «Цветок на земле» не оставляет никого равнодушным. В небольшой по объему рассказ автор сумел вместить емкий смысл. Он рассказывает нам о двух героях: мальчике Афоне и его дедушке. Мальчику живется одиноко, его отец на фронте, мать работает целыми днями, а его оставляет с дедушкой. Но мальчику с ним неинтересно. Дед Тит очень старый, он только спит, а Афоне хочется поговорить, узнать что-то новое об окружающем мире, о том, что он еще не видел в жизни. “Ты скажи мне про всё!” – нетерпеливо просит он дедушку. Он неугомонный, деятельный, добрый, открытый, трудолюбивый, внимательный мальчик: выбирает крошки из бороды дедушки, расчесывает ее. Но одно из самых главных его качеств – любознательность. Он ежедневно просит дедушку, который знает жизнь, рассказать о ней. “Ты всю знаешь?», – спрашивает Афоня. И однажды дед рассказал ему о цветке на земле, который из праха и песка построил себе жизнь. Афоня сразу понял, что когда дедушка умрет, он из праха тоже будет делать жизнь. Это открытие потрясло  ребенка, он по-иному оценил свою роль в жизни других людей, поэтому не желает сидеть без дела, а хочет быть полезным. Он собирает лекарственные травы и относит их в аптеку, чтобы из них сделали лекарство для солдат. Так в этом небольшом рассказе мы узнаем, что любознательность помогает делать удивительные открытия и познавать мир.

2. И.А.Гончаров «Обломов».

Если речь заходит о произведении И.А.Гончарова «Обломов, то мы сразу представляем себе немного полноватого, молодого русского барина, который целыми днями лежит на своем любимом диване в засаленном халате и уже почти не выходит из своей квартиры, редко поднимается со своего ложа. Он потерял всякий интерес к жизни, хотя еще молод, холост, не женат. Книги на этажерках и на столе, раскрытые для чтения,  уже давно покрылись пылью и пожелтели. То есть по всему видно, что Обломов ленивый, бездеятельный,  беспечный человек, не способный принимать решения, медлительный,  в какой-то степени рассеянный. Но глава «Сон Обломова» рисует нам другого героя. Маленький Обломов был живым, наблюдательным, любознательным ребенком, с пытливым умом и открытой душой. Он с большим интересом наблюдает за жизнью в Обломовке, за поведением и поступками взрослых, с огромным вниманием слушает сказки няни, ему интересно, что там в овраге, куда ему не разрешают ходить. Его живое воображение рисует страшные картины. Но его любознательность, самостоятельность, живой ум в Обломовке медленно и совсем незаметно убили. Образ жизни его родителей, его окружения воспитывали в нем лень, апатию, медлительность, безответственность, поэтому, читая произведение, мы жалеем, что Обломов не остался таким и во взрослой жизни, а вырос в лентяя и неряху.

Аргументы из жизни

История знает немало открытий, которые  были сделаны благодаря любознательности их открывателей. Такие люди были во все времена. 

  1. Даже маленьким детям известно имя М.В. Ломоносова, великого русского ученого, основателя Московского государственного университета, человека всесторонне развитого и талантливого. Им сделаны открытия в области физики, химии, литературы, языкознания, астрономии и географии. Его труды внесли большой вклад в русскую науку. Мало кто задумывается, что путь к этим открытиям начался с детского любопытства. Родившись в семье поморского крестьянина-рыбака, он не желал продолжить дело своего отца, а стремился к знаниям. Он научился читать и писать, изучил «Арифметику» Л.Ф.Магницкого  и «Грамматику» М.Г. Смотрицкого. Поступая в Навигационную школу в Москве, куда он дошел пешком, Ломоносов знал эти учебники наизусть. Его пытливый ум не желал останавливаться на достигнутом, а пополнялся новой информацией. За усердие, старание, особые знания его отправили учиться сначала в Петербург, а потом и заграницу к лучшим ученым того времени. Его интерес к знаниям, любознательность поистине были огромными. Вернувшись в Россию, он  служит российской науке, отмечая постоянно, что нужно воспитывать своих ученых, потому что чужеземцы никогда не будут стараться ради чужой славы.
  2. Читая о жизни и творчестве  М.Горького, каждый раз удивляюсь, насколько любознательным человеком он был. Такой вывод я сделала по некоторым фактам из его биографии, которыми сейчас хочу поделиться с Вами. Во-первых, у него был огромный интерес к книгам,  чтению. Он знал, что чтение расширяет кругозор, обогащает ум новыми знаниями, позволяет открывать новое. Поэтому читать он готов был постоянно.  Мать, выйдя замуж второй раз, забрала мальчика от дедушки с бабушкой и отдала в начальное училище учиться. Поп его невзлюбил, так как у него не было учебника священной истории, и Горький купил учебник на деньги, которые нашел дома в одной из книг, а кроме учебника еще приобрел сказки Г.Х. Андерсена. В подмастерьях он тоже не упускал случая почитать книги, и на пароходе, где он служил,  тоже читал. Во-вторых, в автобиографической трилогии он рассказывает о том, как с дедушкой учил буквы. Он их запомнил сразу, грамота далась ему легко. Мальчику хотелось выучить  всю азбуку, чтобы иметь возможность читать. О дедушке он вспоминал как о человеке черством, жестоком, но был благодарен за то, что тот однажды решил достать азбуку и усадить внука за стол.  Желание поэкспериментировать довело его однажды до того, что он решил окунуть в чан с краской бабушкину праздничную скатерть. За испорченную вещь дедушка его сильно избил, но желание экспериментировать это не убило.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Что знаешь, того и знать не хочется», – гласит русская пословица. В ней говорится, что то, что человеку уже известно, понятно,  становится для него неинтересным. Любознательному человеку не хочется останавливаться на достигнутом, а хочется идти вперед и узнавать что-то новое, до сих пор неизведанное, неоткрытое.
  2. «Красна птица перьями, а человек знанием», – говорится в русской народной пословице о пользе знаний. Любой человек прекрасен своим умом, мудростью, знаниями, как птица красивым оперением. Но к получению знаний нас подталкивает интерес, называемый любознательностью. 
  3. «Знание приобретешь – не пропадешь», – так в русской пословице наш народ говорил о знаниях. Он издавна понимал, что знания помогают в жизни. Благодаря им можно получить достаток, новых друзей, интересную работу. В трудных условиях они помогают выжить.
  4. «Знайка бежит, а незнайка лежит», – говорится в русской пословице, в которой сравнивают знаек и незнаек. Знайки всегда бегут куда-то, у них всегда есть дело, они стремятся узнать что-то новое, проверить теоретические знания на практике. А незнайки лишены любознательности, поэтому они не стремятся к новым знаниям и открытиям.
  5. «Гляди в оба, да не разбей лоба», – гласит русская пословица, которая учит нас не предаваться чрезмерно любопытству. Глядя в оба глаза по сторонам, не нужно забывать и смотреть под ноги, иначе можно разбить лоб, упав или ударившись.
  6. «Брюхо можно насытить, любознательность никогда», – гласит монгольская пословица. Она подчеркивает свойство любознательности. По-настоящему любознательный человек никогда не сочтет свои знания достаточными, ему захочется узнать что-то новое, интересное. И если брюхо можно насытить пищей, то любознательность никогда.
  7. «Любознательность – путь к знаниям», – утверждал русский народ.  Действительно, чтобы отправиться в поход за знаниями, нужно иметь хоть небольшой интерес. Именно любознательность становится той дорогой, по которой идут за новыми знаниями.
  8. «Один всего не узнает. Одному всей премудрости не пройти», – говорили наши предки в пословице. Они вкладывали в нее такой смысл: один человек не в силах узнать все, всей премудрости земной ему не постичь, потому что знания бесконечны, а любознательность безгранична.

Афоризмы

  1. «Любознательность создает ученых и поэтов», –  утверждал французский писатель и литературный критик Анатоль Франс. По его мнению, именно любознательность рождает новых ученых и поэтов, потому что она толкает их за знаниями и открытиями.
  2. «Любoзнaтeльнocть – oдин из вceгдaшниx вepныx пpизнaкoв энepгичнoгo yмa», – утверждал   английский литературный критик Сэмюэл Джoнcoн. По его мнению, любознательность указывает на человека с энергичным умом, готового размышлять, рассуждать, обдумывать. Без любознательности ум становится ленивым, не способным вмещать и перерабатывать новую информацию.
  3. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее», – писал Анатоль Франс, французский критик и писатель. Он говорил об искусстве обучения. По его мнению, главный секрет заключается в том, чтобы суметь сначала пробудить в душах учеников любознательность, а затем эту любознательность удовлетворить, вложив в головы воспитанников новые знания.
  4. «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим», – говорил древнегреческий философ Сократ. По мнению мудреца, если человек любознательный, то он не будет бездействовать, а постарается достичь новых знаний, получить новый опыт, благодаря чему прослывет среди людей многознающим.
  5. Французский поэт и драматург Поль Клодель  утверждал: «Кто многим увлекается, многое приобретает». Он хотел подчеркнуть, что человек, который многим увлекается, который хочет много знать и уметь, приобретает многое: знания, опыт, талант.
  6. «Жить в мире, не стремясь понять его смысл, – все равно, что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги», – говорил американский исследователь и писатель Мэнли Палмер Холл. По его мнению, каждый человек рожден для того, чтобы постигать тайны окружающего мира, узнавать его, открывать мир с новых сторон. Человек же, который не стремится понять смысл жизни, похож на человека, расхаживающего по огромной богатой библиотеке, но не проявляющего никакого к ним интереса.
  7. «Чтобы переваривать знания, нужно их поглощать с аппетитом», – утверждал французский писатель и критик Анатоль Франс. Он сравнивал получение и усвоение знаний с поглощением пищи. Только тогда пища доставляет нам наслаждение, когда мы ее поглощаем с аппетитом, так и знания только тогда усваиваются и приносят пользу, когда то, что мы изучаем, нам интересно.
  8. «Познание начинается с удивления», – говорил  древнегреческий философ Аристотель. По мнению мыслителя, истоком любого познания является удивление. Удивление  подталкивает человека к наблюдениям, исследованиям, экспериментам, то есть к получению новых знаний.
  9. «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает», – писал русский историк, профессор Василий Ключевский. Он считал, что жизнь дает богатый опыт и знания только тому, кто ее изучает, кто пытается узнать все ее тайны и секреты, понять ее устройство.
  10.  «Один из ceкpeтoв жизни cocтoит в тoм, чтoбы нe дaть yгacнyть oгню нaшeй любoзнaтeльнocти», – писал американский экономист Эдвapд Фeлпc о секретах жизни. По его мнению, один из них заключается в том, чтобы сохранить огонь любознательности, так как она является движущей силой к знаниям, открытиям, великим свершениям.
  11.  «В душе огонь и жажда знаний – вот ключ к успеху всяких начинаний», – говорит Джулиана Вильсон, автор многих крылатых выражений, философских изречений. Она считает, что ключ к успеху – это огонь любознательности и жажда новых знаний. Как ключ открывает замок, так и знания и любознательность приносят успех тем, кто обладает этими качествами.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий