Над вопросом «Что такое прощение» задумывался хоть раз каждый человек, поэтому над ним предлагают подумать и выпускникам школ на ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Проблема прощения актуальна во все времена, поэтому над ней мы не только задумываемся в жизни, но и ищем ответ на этот вопрос в произведениях великих мастеров слова, в их мудрых высказываниях.
Проблема
Что такое прощение? Легко ли прощать человека, нанесшего нам глубокую обиду?
Отношение автора к проблеме
Прощение – это отпускание вины или обиды, отказ от недобрых чувств, мести или наказания.
Аргументы
- Прощение – нравственное умение человека, одна из человеческих добродетелей.
- Прощение – единственный путь к примирению.
- Прощение освобождает человека от груза вины, обиды, страха и позволяет жить полной, свободной жизнью.
- Прощение – признак великодушия человека. Прощать и просить прощения умеют люди сильные, которые могут победить свой гнев и не стыдятся признать собственные ошибки.
- Человек, который любит, чаще других готов прощать.
Синонимы к слову прощение
Милость, исправление, амнистия, извинение, пардон, пощада, помилование, отпущение, отмена наказания, милование, взаимопрощение, прощеньице, диспенсация, амнистирование, отпускание.
Эпитеты к слову прощение
Полное, королевское, милостивое, нужное, взаимное, обещанное, великодушное, божье, церковное, искреннее, всеобщее, официальное, царское, слезливое, окончательное, высочайшее, достойное, императорское, общее, условное, письменное, гарантированное, вынужденное, последнее, истинное, полученное, заслуженное, человеческое, объявленное, посмертное, собственное, настоящее, нежное, возможное, безусловное, данное, молчаливое, благородное, чистое, отцовское, святое, пришлое, любящее, чужое, своеобразное, немедленное, очередное, безоговорочное, точное, милосердное, снисходительное, подлинное, требуемое, божественное, легкое, скорое, материнское.
Аргументы из литературы
- Л.Н. Толстой «Война и мир». Груз обид, гнева, злобы, чувство мести часто давит на нас тяжким грузом, не дает свободно дышать думать, двигаться дальше. Он сковывает человека, словно оковы, и отравляет ему жизнь, не дает наслаждаться ее простыми радостями. Осознание важности прощения часто приходит перед смертью. Только лежа на смертном одре, легче простить и попросить прощения. Это простое открытие делает князь Андрей Болконский – один из главных героев романа-эпопеи «Война и мир». Ярким событием его жизни стала встреча с Наташей Ростовой, которую он искренне полюбил всем сердцем. Не представляя своей жизни без нее, князь делает ей предложение, но по настоянию отца откладывает свадьбу на год и уезжает заграницу. В силу своей молодости Наташа не выдерживает испытание разлукой и увлекается Анатолем Курагиным. Узнав о ее измене, князь Андрей тяжело переживает, но гордость не дает ему простить девушку. Он жаждет мести, которая приводит его на войну 1812 года. Но постепенно желание убить Анатоля Курагина сменяется другими стремлениями и чувствами. Он сближается с народом и всем сердцем желает служить своему Отечеству. К сожалению, тяжелое ранение приводит к смерти героя. Но незадолго до этого он встречает Анатоля Курагина, которому должны были ампутировать ногу, и вдруг понимает, что не держит больше зла ни на него, ни на Наташу. Ему безгранично жалко Анатоля, а к Наташе Ростовой он чувствует все ту же искреннюю любовь и прощает ее. Умирает он в полной гармонии с собой и с миром. Л.Н. Толстой этим показывает, что прощение освобождает человека от груза обид и служит единственным способом для примирения.
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Часто вина человека бывает настолько большой, а обида на этого человека такой глубокой, что простить его бывает очень трудно или вовсе невозможно даже близким и родным людям. Такие мысли приходят в голову читателю при чтении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В центре повествования – история Тараса Бульбы и его сыновей. Главный герой повести наделен богатырским характером. Он самоотверженно борется за родную землю, за национальную независимость. Не было для него большего счастья, чем быть воином и защитником Родины. Сыновья его, Остап и Андрий, воспитанные в бурсе, по возвращении домой попадают сразу в атмосферу Запорожской Сечи. Они становятся сильными, храбрыми, бесстрашными воинами. Тарас Бульба гордится ими, ему было радостно видеть, что его сыновья были одними из первых. Им предсказывали в будущем стать полковниками, которые превзойдут своего отца. Но во время войны с Польшей Андрий предал своих друзей, Родину. Он не смог бросить на смерть свою любимую девушку-полячку. Чувство любви одержало победу в борьбе с чувством долга. Когда Тарас Бульба увидел сына среди врагов, его сердце воспылало гневом. Сын, которым он так гордился, отрекся от святых идеалов братства, долга, чести, поэтому отец не смог понять и простить его. Он казнил Андрия со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Родной человек, отец, не прощает сыну измены, предательства. Эта трагедия в жизни героев наталкивает нас на мысль о том, что не всякую вину нам могут простить даже близкие люди.
- А.С. Пушкин «Дубровский». Человек, испытывающий чувство любви, искренне готов забыть об обидах и простить своего врага. Такой вывод читатель делает благодаря роману А.С. Пушкина «Дубровский». Произведение переносит нас в XIX век, когда распри между соседями были нередки. Ссора между К.П. Троекуровым и А.Г. Дубровским становится причиной смерти последнего. Сын Андрея Гавриловича Владимир, приехав из Петербурга, не застал уже своего родителя в живых. У него отобрали дом, в котором он когда-то был счастлив. Здесь все напоминало о рано ушедшей из жизни матери, об отце. У Дубровского даже не будет возможности когда-либо войти под родную крышу, предаться воспоминаниям, сохранить то, что так бережно хранилось его родителями. И он задумывает отомстить жестокому соседу. Под именем француза Дефоржа он проникает в дом к Троекурову, чтобы осуществить задуманное. Он дает уроки маленькому Саше, сыну Троекурова, учит музицировать Машу. С каждым днем он все больше проникается симпатией к этим двум существам, так не похожим на своего отца-тирана. И однажды он понимает, что искренне полюбил Марию Кирилловну за ее скромность, доброту, кротость. Без нее он уже не представлял своей жизни, поэтому решил открыться, кто он на самом деле. Та любовь, которую он испытывает к дочери врага, не позволяет ему мстить. Дубровский понимает, что не сможет причинить никакого зла отцу своей любимой, поэтому отказывается от мести и всей душой прощает своего обидчика. К сожалению, Дубровскому и Маше не удалось соединить судьбы, но читатель понимает: любовь творит чудеса. Любящее сердце готово простить все обиды и злобу и искренне дарить прощение.
- К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». К.Г. Паустовский – писатель, чьи произведения не только учат нас видеть красоту окружающего мира, но и заставляют задуматься над многими нравственными ценностями. Рассказ «Теплый хлеб» знакомит нас с молчаливым и недоверчивым мальчиком Филькой, которого в деревне звали «Ну тебя». Однажды он очень сильно обидел коня, которого подкармливали всем селом. Мальчик ударил животное по губам и бросил хлеб для него в снег, сказав, как обычно: «Да ну тебя». После этих поднялась страшная буря, грозящая гибелью всем: животным, птицам, растениям и даже человеку. А бабушка объяснила Фильке, что эта беда от человеческой черствости и жестокости. Испугался мальчик, понял он, кто в этой беде виноват и решил исправить ситуацию. Пошел он за советом к мельнику Панкрату, который считался мудрым человеком. Всем миром, всем селом помогали Фильке исправить его ошибку: жгли костры, чтобы растопить лед на реке, ломали его у лотка мельницы, чтобы вырвать ее из ледяного плена, ведь нужна была мука для хлеба. Не сразу получилось задуманное, но когда вода вырвалась из-подо льда и хлынула на колесо, все обрадовались. Свежеиспеченную буханку хлеба Филька понес коню, но он испугался мальчика, не хотел подходить к нему. Тогда Филька от отчаяния и обиды горько заплакал. Он раскаивался в своем жестоком поступке, полностью признал свою вину. Панкрат, конечно, понял все чувства мальчика, поэтому попросил коня простить Фильку. И конь послушался, взял из рук Фильки хлеб, съел его, а потом положил голову на его плечи, показывая этим, что простил его. Читатель искренне радуется за героев произведения: Филька, который осознал свою ошибку, заслужил прощение.
Аргументы из жизни
- Легко ли жить человеку, который годами вынашивает в душе тяжкий груз обиды и разочарований? Думаю, никому бы не хотелось такой участи. Но жизнь непредсказуема и порой «подкидывает» таких людей, которые своим примером показывают, что прощать умеют не все. В селе все у всех на виду, поэтому за отношениями этих двух соседей наблюдали «всем миром». Поссорились они давно, когда еще были колхозы, огороды были большие, потому что выращенную картошку можно было сдать и получить приличные деньги. Помните, как Иван Иванович и Иван Никифорович у Н.В. Гоголя поссорились из-за пустяка, так и эти два соседа тоже из-за пустяка — не поделили борозду. Федор обычно уступчивый, но в тот день, как говорят, будто бес в него вселился: не уступил и все, потому что знал: правда за ним. Сосед еще с осени немного свой забор подвинул в сторону чужого хозяйства. С этого времени то куры пропадут у Федора, то старая кошка вернулась хромая, а потом и корова пришла с проткнутым вилами выменем. Конечно, Федор понимал, чьих рук это дело, но молчал, не связывался с Егором (так звали соседа). А потом тот заболел, долго мучился, а перед смертью все же решил облегчить душу и попросил позвать соседа. Он признался, что и куры, и кошка, и корова его рук дело, за что он просит простить его, дурака. И себе жизнь отравил обидой, и соседу вредил. Федор, конечно, простил его, ведь тем, кто искренне просит прощения и раскаивается в своих поступках, нужно великодушно дарить прощение.
- Моя бабушка Ирина, в чью честь меня назвали, умела великодушно прощать. Она никогда ни на кого не держала зла, не обижалась, всегда старалась оправдать человека, если тот совершал какой-либо безнравственный поступок. Посплетничает соседка, наговорит о ней небылицы, а бабушка не обижается: «Она одна живет, дети, внуки далеко. Поговорить не с кем, вот и болтает лишнее». Переругаются соседи, выясняя, чьи куры первыми в чужой огород забрались, или чья кошка у кого сметану съела, а бабушка только махнет рукой и займется каким-либо делом. В семье тоже умела закрывать глаза на многое: казалось, не слышала обидных слов, сказанных в свой адрес, не видела несправедливых поступков. Нам, внукам, тоже умела многое прощать. Бывало, расшалимся, раскричимся, родители нас ругают, стыдят: бабушка уже старенькая, ей покой нужен, а бабушка только улыбается: «Они же дети, пусть играют». Так и прожила свой век в ладу с собой и со всем миром. Своим примером она учила быть добрыми, милосердными, чуткими к людям, понимать чужую беду, помогать людям, не требуя ничего взамен. Умение выслушать человека, понять и простить живет во мне благодаря ей, моей любимой бабушке, ее урокам и личному примеру.
Аргументы из народной мудрости
- «Была вина, да прощена», — говорит русская пословица. Вина, которая прощена, остается в прошлом, перестает быть виной.
- «До двух раз прощают, а в третий бьют», — говорил русский народ в пословице. Он советует прощать виноватых два раза, а когда провинятся третий раз, то следует уже наказывать их, так как это злоупотребление добротой и великодушием другого человека.
- «Невольная ошибка прощается», — считал русский народ. Он советовал прощать те ошибки, которые совершаются невольно.
- «Закрой чужой грех – бог два простит», — гласит русская пословица. Она имеет в виду то, что если простить чью-то вину, закрыть чужой грех, то Бог простит за это нам два греха.
- «Три раза прости, а в четвертый прихворости», — советует русская пословица. В ней говорится о том, что человека можно прощать три раза, а на четвертый раз наказать хворостиной, чтобы не злоупотреблял терпением.
- «Прощай, да не стращай», — гласит русская пословица. В ней советуют искренне прощать человека, но не пугать его.
- «Понять — значит простить», — гласит русская пословица. Она нас убеждает в том, что если сначала попытаться понять состояние человека, мотивы его поступка, то простить будет намного легче.
- «Гость, гости́, а кошелек, прости», — говорится в русской пословице, в которой просят прощения у кошелька за разорение, которое бывает, если приходят гости.
- «Лучше десять виновных простить, чем одного невинного наказать», — утверждает русский народ в известной пословице. В ней имеется в виду, что к наказанию за вину нужно подходить ответственно: лучше десять виновных людей простить, чем, не разобравшись, наказать одного невинного.
- «Где гнев, тут и милость», — считал русский народ. В пословице говорится о человеке, который, гневаясь, способен на милость, прощение. Гнев такого человека не страшен.
Афоризмы
- «Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать», — говорил немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Он советовал прощать только тех, кто сам охотно прощает других, и не дарить прощение людям, не знающим, что такое прощение.
- «Власть прощения — это власть, которой подвластны все и которая доступна каждому», — утверждал австрийский и британский писатель, драматург, мыслитель Элиас Канетти. По его мнению, умение прощать – это не роскошь, оно доступно всем людям.
- «Жизнь научила меня много прощать, но еще больше искать прощения», — писал Отто фон Бисмарк, немецкий канцлер. Он делится своим жизненным опытом, рассказывая, что жизнь научила его прощать, но, так как приходилось кого-то обижать, поэтому чаще всего он сам искал прощения.
- «Прощайте ваших врагов – это лучший способ вывести их из себя», — говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Он утверждал, что самый лучший способ вывести врага из себя – простить его.
- «Пока люди любят, они прощают», — говорил французский писатель и философ Франсуа де Ларошфуко. Он считал, что чаще всего прощают те, кто искренне любит.
- «Умение прощать — свойство сильных. Слабые никогда не прощают», — считал индийский общественный и политический деятель Мохандас Карамчанд Ганди. Он считал, что для прощения нужна внутренняя сила, слабые люди не знают, что такое прощение.
- «Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов», — утверждал английский поэт Александр Поп. По его мнению, ошибаются простые смертные, а прощать умеют только духовно сильные люди.
- «Бог велит людям прощать, но обществу предписывает наказывать», — писал французский философ Луи де Бональд. Он отмечал, что Бог учил человека прощать, ибо все не без греха, но в обществе принято судить и наказывать тех, кто провинился.
- «Прощать всем нисколько не лучше, чем не прощать никому», — считал французский проповедник и писатель-моралист Жан Батист Луи де Ларош. Он считал, что всепрощение – не совсем хорошее качество, но и не прощать никому не лучше.
- «Сердце прощает часто, разум – редко, самолюбие – никогда», — говорил французский писатель и критик Луи Дюмюр. По его словам, чаще всего прощает доброе, мягкое сердце, реже на прощение способен человеческий разум, но, если у человека задето самолюбие, прощения от него не дождаться никогда.
Спасибо, дорогая Ирина за хорошие, добрые мысли в вашей статье! Пусть Бог даст вам сил, мудрости и творческого вдохновения радовать читателей и впредь мудрыми, добрыми и поучительными статьями. Спасибо от весей души!