Тщеславие называют одним из самых страшных нравственных пороков, поэтому тема «Что такое тщеславие?» актуальна во все времена и над ней предлагают подумать выпускникам, сдающим ОГЭ по русскому языку, и не только выразить свои размышления в сочинении-рассуждении 15.3, но и привести примеры из жизни и литературы по данной теме. Для пополнения банка аргументов и помощи девятиклассникам мы предлагаем несколько литературных произведений, примеры из жизни, высказывания знаменитых людей о тщеславии, которые можно использовать в качестве аргументов.
Проблема
Что такое тщеславие? В чем оно проявляется?
Отношение автора к проблеме
Тщеславие – это одно из отрицательных свойств человеческого характера. Оно выражается в чрезмерном желании человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле, производить хорошее впечатление не только в глазах других людей, но и в своем восприятии.
Аргументы
- Тщеславие – серьезный недостаток характера.
- Тщеславные человек нуждается в признании собственного превосходства, не заботясь о том, насколько это соответствует действительности.
- Тщеславные люди скрывают свои недостатки, но преувеличивают свои достоинства и достижения.
- Излишнее тщеславие способно помутить рассудок, и человек перестает трезво оценивать свои поступки, слова и действия.
- Тщеславие может привести к беде.
- Тщеславие – это самообман, получение радости от мнимого величия.
- Тщеславие может трансформироваться в манию величия.
- Тщеславие можно назвать болезнью современности.
Синонимы к слову тщеславие
Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, чванство.
Эпитеты к слову тщеславие
Безграничное, безмерное, бесконечное, бесцеремонное, большое, вздорное, вредное, гипертрофированное, глупое, грошовое, детское, дешевое, дикое (разг.), излишнее, легкомысленное, ложное, мальчишеское, мелкое, мелочное, наивное, невежественное, невинное, необыкновенное, непомерное, неумеренное, ничтожное, пустое, раздутое, ребяческое, ребячливое, слепое, тупое, чрезмерное, крупное, сатанинское.
Аргументы из литературы
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
В русской литературе немало примеров тщеславных героев, которые описываются авторами не менее старательно и ярко, чем образы положительных героев. В главе «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» читатель знакомится с Грушницким – молодым двадцатилетним юнкером, который когда-то служил вместе с Печориным – главным героем произведения, а сейчас судьба вновь свела их на водах. Грушницкий получил хорошее образование, достойное воспитание. Он начитан, в совершенстве владеет французским языком. Поэтому читатель желает видеть и дальше в нем приятного собеседника и положительного героя. Но, как опытный психолог, Печорин беспощадно разбивает эти мечты, объективно рассказывая о характере своего бывшего сослуживца, объясняя все его движения, поступки, слова. Грушницкий носит «толстую солдатскую шинель», прихрамывает на одну ногу, желая произвести впечатление на курортных дам. Он самовлюбленный и подлый позер. Его слова неискренни. Он не умеет слушать, в беседе часто перебивает собеседника, не давая даже возможности закончить фразу, зато сам любит произносить длинные тирады. Всю жизнь он занят только одним собою, поэтому плохо знает людей, их психологию. Печорин безжалостно открывает правду о Грушницком: цель его жизни – сделаться героем романа. Производить эффект на других – настоящее наслаждение для него. Грушницкий не живет, а будто играет только ему одному известную роль. Все это говорит об излишнем тщеславии героя, о желании казаться лучше, чем он есть на самом деле. Такие натуры не могут оглянуться вокруг, чтобы оценить, что происходит вокруг них. Они заботятся в первую очередь о том эффекте, который производят, поэтому часто попадают в неприятные ситуации, как это случилось и с Грушницким.
2. Н.В. Гоголь «Ревизор».
Тщеславный человек, как мы уже выяснили, способен на всякую ложь и глупость для того, чтобы показать себя в более выгодном свете. К таким героям можно отнести одного из главных персонажей комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. Автор переносит нас в провинциальный уездный городишко, где чиновники со страхом ждут приезда ревизора. Волей судьбы безденежье заставило в этом городке задержаться Хлестакова, которого принимают за ревизора. Хлестаков – молодой человек, мелкий чиновник. Его главная страсть в жизни – карты, кутеж, женщины. Он безграмотен, ленив, труслив. Он редко появляется на службе, поэтому застрял на низкой должности, не поднимается по карьерной лестнице. Герой безответственный, беспринципный. Все его тщеславие, желание показать себя высокопоставленным чиновником, успешным, уважаемым и обеспеченным человеком читатель видит в доме у городничего. Здесь он нашел благодарных слушателей, поэтому он играет роль ревизора, нисколько не смущаясь, что на самом деле не является им. Хлестаков вводит в заблуждение не только всю семью городничего, но и всех чиновников города. Желая выглядеть в лучшем свете перед провинциальными людьми, он нагло врет, как говорят, от души. По его словам, в его приятелях числится А.С. Пушкин, сам он иногда пишет произведения, которые даже печатаются, живет в самом лучшем месте, обед ему доставляют к столу из заграницы. Его ложь не знает границ, а совесть при этом у Хлестакова молчит. Такими качествами наделил Н.В. Гоголь героя, чтобы читатель извлек из произведения нужные уроки.
3. «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы. В основе произведения лежит рассказ о походе князя Игоря против половцев. Главный герой произведения — князь Новгород Северский Игорь – наделен неизвестным древнерусским автором положительными качествами. Он храбрый, удалой воин, в бою проявляет себя как мужественный, стойкий, сильный защитник. Игорь не пасует перед врагом, готов биться до последней капли крови. Но, рисуя образ князя, автор не скрывает и отрицательные качества Игоря. Он осуждает князя за его тщеславие и эгоизм. Желая добыть себе славы, он собирает войско и выступает с ним в рискованный поход, заранее обреченный на поражение. Князь поступает недальновидно, когда не желает объединяться с другими князьями и дать мощный удар по врагам. Он излишне самонадеян, уверен в своей силе и силе своего войска, считает себя непобедимым. Он хочет показать своим подданным и другим князьям собственную значимость, не подозревая, что совершает роковую ошибку. Во время битвы с половцами его ранят, затем Игорь попадает в плен, но смог оттуда вырваться. В своем «золотом слове» Святослав, отец Игоря и Всеволода, говорит: «Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу», — осуждая их за эгоизм, тщеславие, необдуманность поступка. Хочется отметить, что тщеславие, которое затмевает рассудок, может привести к беде.
Аргументы из жизни
- Для современного общества понятие тщеславие хорошо знакомо. Наши современники в погоде за бешеной популярностью, за лайками в социальных сетях способны на многое. Кто-то, желая самоутвердиться и получить желанную долю славы, унижает перед камерой своих ровесников или старых людей, издевается над животными. Кто-то ради красивого снимка, которого ни у кого нет, полезет на высоковольтную линию электропередач, на крышу электропоезда или многоэтажки. Желая казаться круче, находчивее, креативнее, люди подвергают себя страшной опасности. Так и происходит: если не удержаться на крыше электрички или высотки, то можно остаться в лучшем случае инвалидом, а в худшем – лишиться жизни. О том, какой удар током можно получить на линии электропередач, думаю, и говорить не стоит: каждому понятно, что это опасное занятие. Но почему-то никто не задумывается об опасности в тот миг, когда решается на рискованный шаг. Правильно говорят, что тщеславие способно отключать адекватное понимание реальности, кажется, мозг человека перестает правильно оценивать окружающую действительность, поступки, слова, действия. И это по-настоящему страшно.
- История знает немало тщеславных личностей, которые оставили след в истории. Например, к таким можно отнести Наполеона, Адольфа Гитлера. Их тщеславие проявилось в желании прославиться через войну, боль, страдания и смерть людей. Они считали себя сверхлюдьми, способными поставить на колени все человечество, подчинить их своим целям, сделать своими рабами. В 1812 году, войдя в полупустую Москву, Наполеон ждал ключи от Кремля, желая таким образом отметить свою победу. Россия была последним рубежом, мешающим ему в покорении мира и завоевании славы великого полководца. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой осуждает Наполеона, называет его главнокомандующим армией грабителей, мародеров, лицемерным позером, человеком без чести и совести, эгоистом, готовым любыми способами удовлетворить свои амбиции. Его тщеславным планам и мечтам не суждено было сбыться. То же самое случилось и с планами и мечтами Адольфа Гитлера. Он хотел поработить европейцев, русский народ, сделать их объектом для опытов, рабочей силой, но получил достойный отпор, который разрушил его планы. Он хотел населить захваченные территории элитными людьми-арийцами. Люди других наций считались им биологическим мусором. Победа Советского Союза в 1945 году перечеркнула его начинания, а самого довела до самоубийства. Люди должны учиться и на чужих ошибках и делать выводы. Например, в этом случае вывод напрашивается один: тщеславие — порок, который не доводит до добра.
Аргументы из народной мудрости
- «Пустой мех надувается от ветра, пустая голова — от чванства», — говорит русская народная пословица, в которой народ сравнивал пустой мех с пустой головой. В них нет никакой пользы. Пустой мех раздувается от ветра, а голова, которая не может размышлять, оценивать, думать, способна только на чванство.
- «Не надувайся – лопнешь», — предупреждает русская пословица. Не стоит слишком поддаваться тщеславию, гордыне, так как это может привести к трагедии.
- «Пустой колос гордо стоит», -замечал русский народ. Для наших предков пустой колос, гордо стоящий в поле, ассоциировался с тщеславным человеком, способным только хвалиться несуществующими достоинствами и умалчивать об огромных недостатках.
- «Не столько соображает, сколько воображает», — говорит русский народ о людях, способных на чванство. Предки считали, что такие качества характерны для человека эгоистичного, способного только воображать, а не оценивать трезво происходящее.
- «И воробей на кошку чирикает», -говорили наши предки в русской пословице. Как воробей, сидя где-то высоко, не боится кошки и чирикает на нее, так и тщеславный человек превозносит себя над всеми.
- «Кузнец коня кует, а лягушка туда же — лапу протягивает», -гласит русская пословица. Лягушка, которая ничуть не похожа на лошадь, представляет себя ею. Так и тщеславный человек в своих глазах выглядит намного лучше и выше других, чем он есть на самом деле.
- Русская пословица гласит: «Коза на горе — выше коровы в поле». В ней говорится о том, что даже коза, которая стоит на горе, представляет себя выше и сильнее коровы. Подобно козе тщеславный человек представляет себя достойнее всех других людей.
- «Гордый петух стареет облезлым», — замечает русский народ в пословице. В ней отмечается, что гордый петух становится с годами облезлым, так как из-за своей гордости часто вступает в конфликты с другими петухами, где и теряет свои перья. Излишнее тщеславие может привести к беде.
- «Сколько бы утка ни бодрилась, а гусем не быть», — справедливо считал русский народ. Как бы утка ни говорила, что она гусь, гусем ей все равно не стать. Как бы человек ни пытался показать себя не тем, кто он есть на самом деле, другим ему уже не родиться.
- «Не считай звезды, а гляди в ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь», — советует русская пословица. Она говорит, что не нужно слишком задирать нос, предаваться гордыне и тщеславию, так как можно упасть. Лучше идти и смотреть себе под ноги, это убережет от падения.
Афоризмы
- «Нет меры тщеславия, есть лишь мера умения скрывать его», — утверждал американский писатель и журналист Марк Твен. Классик считал, что тщеславие не имеет меры, оно безгранично, есть только мера в умении скрывать его. Кто-то обладает этим умением в большей степени, поэтому слывет человеком менее тщеславным, а кто-то не умеет скрывать этот порок, поэтому в глазах других выглядит порочным.
- «Тщеславие доводит до того, что заставляет говорить глупости, лишь бы обратить на себя внимание», — считал французский лексикограф и поэт Пьер Буаст. Он утверждал, что тщеславие толкает человека использовать любые способы, например, говорить глупости, чтобы только обратить на себя внимание.
- «У гордости может быть благородное великодушие, у тщеславия никогда ничего не бывает, кроме низкой зависти», — писал Пьер Буаст, французский лексикограф и поэт. По его мнению, гордость великодушна, а тщеславие не способно на положительные чувства. Тщеславный человек может только завидовать, так как боится выглядеть таким же, как все.
- «Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие; оно ярчайшая примета посредственности», — говорил Люк де Клапье Вовенарг, французский философ и писатель. Он считал, что тщеславие – одно из самых низких качеств человека. Оно унижает его, делает жалким и ничтожным. По его мнению, тщеславными являются люди, которые не представляют собой ничего стоящего, но желают выглядеть гениями.
- «Тщеславие имеет свою лицевую и оборотную сторону: лицевая сторона — это глупый негр, любящий пестрые побрякушки, а обратная -дурак в образе философа, ходящего на костылях. Я плачу о первом и смеюсь над вторым», -утверждал французский писатель Виктор Гюго. Он считал, что тщеславие похоже на глупого негра, любящего красивые побрякушки, и философа на костылях.
- «Даже самые бурные страсти порою дают нам передышку, и только тщеславие терзает нас неотступно», — писал французский писатель Франсуа де Ларошфуко. Он утверждал, что самые бурные страсти, терзающие человека, иногда требуют передышки, и только тщеславие не знает отдыха и покоя. Оно не оставляет человека ни на минуту, постоянно мучая его.
- «Тщеславие заставляет нас поступать противно нашим вкусам гораздо чаще, чем требование разума», — считал французский писатель Франсуа де Ларошфуко. Он считал, что тщеславие во много раз сильнее разума, ему подчиняются все поступки, желания, вкусы и действия человека. У тщеславных людей голос разума перестает быть слышен.
- «Тщеславный человек всегда бывает низок», -считал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Он утверждал, что тщеславный человек не может быть морально и нравственно чистым, порядочным. Он всегда низок, эгоистичен, излишне самоуверен. Для удовлетворения своего тщеславия он может пойти на самые недостойные поступки.
- «Тщеславное желание показать, что тебе доверили тайну, обычно становится главной причиной ее разглашения», — писал английский литературный критик, лексикограф и поэт Сэмюэл Джонсон. Он считал, что тщеславному человеку нельзя доверять тайну. Поведав сокровенное, мы рискуем остаться без тайны, так как тщеславного человека будет мучить непреодолимое желание показать всем, что ему доверили сокровенное, что только он стал достойным этого.
- «Тщеславие — страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих», -говорил французский писатель Виктор Гюго. Он справедливо считал, что тщеславие – это неуправляемая сила, которая, живя в человеке, разрушает его изнутри, лишает нравственной опоры, отравляет его своим ядом.