Человек редко задумывается над вопросом «Что такое выбор», хотя выбирать ему приходится почти ежечасно и ежеминутно, поэтому сегодня команда Литероведа предлагает читателям ответить на этот непростой вопрос, опираясь на подготовленные нами аргументы из жизни и литературы по данной теме. Примеры, подобранные в работе, пригодятся для аргументации своего собственного мнения и выпускникам девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит писать сочинение-рассуждение на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Проблема
Что такое выбор? Каким он может быть?
Отношение автора к проблеме
Выбор – это принятие человеком одного решения из нескольких предложенных вариантов. Это нелегкое и ответственное дело, от которого часто зависит наша судьба и судьба других людей.
Аргументы
- Выбор – сложное, ответственное и важное для человека решение.
- Выбор – одно из основных правил человеческой жизни.
- С выбором человек сталкивается почти ежедневно в течение всей своей жизни.
- Выбор человека может серьезно повлиять на его судьбу и судьбу окружающих его людей.
- События нашей жизни – во многом последствия нашего выбора.
- К любому выбору нужно относиться серьезно.
- Многие люди боятся выбирать, так как это может нарушить привычный ход их жизни.
- По поведению человека в условиях выбора можно судить о его нравственных качествах.
Синонимы к слову выбор
Дилемма, вопрос, проблема, задача, тема, решение, рассмотрение, усмотрение, отбор, подбор, сортировка, разделение, разграничение.
Эпитеты к слову выбор
Нравственный, жизненный, осознанный, сознательный, совершённый, правильный, верный, непростой, трудный, сложный, судьбоносный, лёгкий, обоснованный, нелёгкий, добровольный, окончательный, обдуманный, удачный, рациональный, свободный, разумный, логичный, оптимальный, осмысленный, богатый, однозначный, принципиальный, личный, общественный, мудрый, принципиальный, моральный, альтернативный, тщательный, продуманный, уверенный, роковой, ответственный, подсознательный, важный, изначальный, превосходный, лучший, особый, ответственный, неизбежный, судьбоносный, решающий, прекрасный, особенный, интересный, неожиданный, вольный, рискованный, принципиальный, неосознанный, бессознательный, неправильный, ошибочный, неудачный, нерациональный, неверный, принудительный, мучительный, бездумный, осуждённый, плохой, скудный, болезненный, сомнительный, нежелательный, жестокий, жёсткий.
Аргументы из литературы
- Л.Н. Толстой «Война и мир». Никто из людей не застрахован от ошибок. Не всегда человек способен сделать правильный выбор. Литературные герои не являются исключением. Они тоже ошибаются, не всегда выбирая то, что приведет их к счастью и благополучию, но эти ошибки становятся для них важным жизненным уроком. Любимые герои Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» постигают важные истины и получают жизненный опыт. К любимым персонажам писателя относится и Наташа Ростова. Ее тоже судьба не раз ставила перед выбором, но не всякий раз этот выбор был правильным. Юная Наташа встречает на своем первом балу князя Андрея Болконского, которого покорила своей молодостью, красотой и энергией и который, в свою очередь, очаровал ее. Вскоре молодые люди понимают, что любят друг друга, и князь Андрей делает Наташе предложение руки и сердца. Но старый князь Болконский против женитьбы сына, поэтому свадьбу пришлось отложить на год. Князь Андрей уехал заграницу, а Наташа, не выдержав разлуки, увлеклась Анатолем Курагиным. У нее был выбор: дождаться жениха или предать его. Наташа выбрала второе. Только спустя какое-то время она, конечно, поняла, что совершила огромную ошибку, но исправлять что-то было уже поздно. Автор не оправдывает героиню, но дает читателю понять, что ее выбор был продиктован не только молодостью и наивностью, но и характером. Наташа — полная жизни и энергии натура, ее душа жаждала любви, поэтому и девушка поверила лживым словам Анатоля Курагина. Безусловно, героиня ошиблась в выборе, но нужно помнить, что вместе с ошибками приходят жизненный опыт и мудрость. А тот горький урок, который Наташа Ростова извлекла, запомнит на всю жизнь.
- Л. Н. Андреев «Предстояла кража». Часто жизнь ставит человека не просто перед выбором, а перед нравственным выбором. В такой ситуации проявляются истинные душевные качества человека. Л.Н. Андреев в своем творчестве уделяет большое внимание внутреннему миру героя, борьбе света и тени, добра и зла в их душе. В рассказе «Предстояла кража» перед читателями предстает главный герой произведения – человек без имени и фамилии. Просто человек. Он собирается «на дело», о котором автор говорит так: «Предстояла крупная кража, а может быть, и убийство». Герой – вор. Он говорит хрипло, зло, грозно. У него большая черная борода, старое жилистое тело и сгорбленная фигура. И хотя писатель не дает подробного описания героя, не характеризует его, читатель его представляет человеком без чести и совести, способным на кражу и убийство. Но неожиданно по пути «на дело» он встретил маленького беззащитного щенка, выброшенного безжалостными хозяевами на лютый мороз. С этой встречи на темной улице началась «нелепая борьба большого и сильного человека с замерзающим животным», мучительный выбор: продолжить путь или спасти животное. Человек прогонял щенка, кричал на него, топал ногами, но тот беспомощно сидел на снегу и дрожал. Герой уходил, но, сделав сотни шагов, возвращался и находил щенка сидящим на том самом месте. И снова он кричал, угрожал, пугал щенка, но тот, казалось, не слышал его, а только дрожал. И человек, идущий на убийство, не смог бросить беззащитное животное. Он поднял его и осторожно понес домой, словно это было самое большое сокровище. И ему казалось, во всех темных окнах темные лица зло смеялись, а человек нес свою ношу и оправдывался, что по-другому никак нельзя. Этот непростой выбор показывает душевные качества героя. Если в таком черством убийце и насильнике побеждает светлая сторона его души, значит, для этого человека не все еще потеряно и есть шанс исправиться.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Одна из многих проблем, которые ставит М.А. Булгаков в своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита», — проблема выбора. Каждый из героев произведения ставится перед дилеммой: верность или предательство, честь или бесчестие, правда или ложь, жизнь или смерть. Одних персонажей этот выбор останавливает, словно на распутье, а другие совершают его, не задумываясь. Для Понтия Пилата, например, принятие решения не дается легко. Он должен решить судьбу бродячего философа Иешуа Га-Ноцри: оправдать его или приговорить к смертной казни. Слушая его, прокуратор Иудеи проникается симпатией к этому доброму, мудрому и правдивому человеку и желает его спасти, но с другой стороны, в нем будто сидит другой Понтий Пилат, который боится за свою жизнь, власть, карьеру. Эти важные составляющие жизни прокуратора оказываются для него дороже, чем совесть, честь и даже жизнь Иешуа. Трусость и страх подталкивают игемона к принятию решения не в пользу Иешуа, а это значит, выбор сделан не в пользу совести и справедливости. Бродячий философ, напротив, выбирает правду и истину. Даже когда в него швыряют камни и распинают его, он не отрекается от истины. Стоя перед прокуратором, Иешуа не кривит душой, а говорит правду, так как не в силах отказаться от нее даже ради спасения своей жизни. Этим он поразил Понтия Пилата, потому что никто еще так не разговаривал с ним. Он привык к тому, что люди пытаются предугадать, что он хочет услышать, а этот бродяга вел себя совсем по-иному: говорил спокойно и открыто. Он, даже вися на кресте, продолжал творить добро и милосердие. Понтий Пилат – герой романа Мастера, которому тоже приходится выбирать между правдой и ложью. Вдохновившись свободой, Мастер пишет свой роман о прокураторе Иудеи, произведение, которое не соответствует идеологии государства и общепринятым литературным стандартам, но Мастер не способен писать ложь в угоду «сильным мира сего». Его же собратья по перу делают совершенно другой выбор. Они бессовестно отказываются от поиска правды, истины, справедливости и пишут бездарные произведения, которые соответствуют политике и идеологии государства. Их выбор продиктован моральными качествами: для членов МАССОЛИТа правда, совесть, честь – пустые звуки. Их больше привлекает желание жить по- человечески, то есть отдыхать в подмосковной деревне литераторов, иметь возможность посещать «Грибоедов» и там вкусно поесть, получать путевки в санаторий. Свой выбор приходится сделать и Маргарите. Между любовью и долгом она, не задумываясь, выбирает искреннее и безграничное чувство, отказавшись от уютного дома, высокого статуса, достатка ради Мастера, с которым познала великую силу любви. Ради любви она соглашается на роль королевы бала у сатаны и играет эту роль до конца. Итак, М.А. Булгаков ставит многих героев перед выбором. Что предпочесть – истину или ложь, добро или зло, любовь или долг – каждый решает для себя сам. Кто-то руководствуется совестью, честью, а кем-то руководят трусость и безответственность. Чтобы не ошибиться, нужно иметь смелость и мужество, а также жизненный опыт.
Аргументы из жизни
- Жизнь часто ставит человека в сложные условия, когда, как в сказке, приходится выбирать между «налево пойдешь» и «направо свернешь». И от этого выбора зависит не только наша дальнейшая судьба, но и судьба наших близких и родных. Елена была единственной дочерью Анны Митрофановны. Кроме ее в семье было еще три сына. Когда заболела и слегла мать, стало понятно, что обслуживать себя она не сможет, поэтому оставить ее одну в деревенском доме, который отапливается дровами, невозможно. Сиделку в деревне не найдешь, да и лишних денег не было. Оставались только два выхода: или устроить мать в дом престарелых, или самой стать сиделкой, так как надежды на братьев не было. Выбрать первый вариант — значит, забыть о дочернем долге, убить свою совесть, чтобы она потом не напоминала о себе больными уколами. Второй вариант предполагал уволиться с работы , жить только на пенсию родительницы и отказаться от шанса устроить личную жизнь. Нелегко дался выбор Елене, но отказаться от родного человека, благодаря которому она живет на свете, она не смогла. Девушка уволилась с работы и переехала на лето в деревню, терпеливо ухаживала за матерью, которая совсем не вставала с постели. А когда наступали холода, увозила ее в Москву, где у нее была своя квартира. И так продолжалось не один год. Было, конечно, нелегко, но Елена никогда не жаловалась, а наоборот, казалось, с радостью ухаживает за матерью. Старушка прожила больной около десяти лет. Кто знает, как бы сложилась ее жизнь, если бы дочь решила отдать ее в пансионат. И как бы в этом случае чувствовала себя Елена, тоже остается загадкой. Понятно одно: девушка своей заботой и любовью продлила жизнь матери, а себя избавила от мук совести.
Аргументы из народной мудрости
- «И среди зол есть выбор», — говорит русская пословица. В ней имеется в виду то, что и среди зол есть выбор. Можно выбрать большее зло, а можно меньшее.
- «Выбор правильного решения приходит с опытом, опыт приходит с выбором неправильного», — говорится в русской пословице. Она отмечает, что правильные решения человек выбирает, имея опыт, а опыт получает чаще всего тогда, когда выбирает решения неправильные.
- «Выбирай дело себе по плечу», — гласит русская народная пословица, которая советует выбирать правильное дело, то, которое нам по плечу.
- «Из двух зол выбирай меньшее», — говорит русская пословица про правильный выбор. В ней советуют из двух зол меньшее, так как оно доставит человеку меньше забот и хлопот.
- «Жену выбирай не глазами, а ушами». Эта русская пословица советовала правильно выбирать жену, а именно, не глазами, а ушами, так как от этого непростого выбора будет зависеть семейная жизнь.
- «Среди гнилых яблок выбор небольшой», — говорится в английской пословице. В ней говорится о том, что иногда возникают такие ситуации, когда выбирать человеку не из чего.
- «Поспешный выбор – долгие сожаления», — говорит английская пословица. Она имеет в виду то, что в выборе не стоит спешить, потому что легко в спешке можно ошибиться и потом придется долго сожалеть.
- «Выбор указывает на умного», — считает арабская пословица. В ней говорится о том, что по выбору человека можно судить о его внутренних качествах личности.
- «Выбирай корову по рогам, а девку по родам», — говорится в русской пословице. Наши предки советовали не быть разборчивыми в выборе. Корову следует выбирать по рогам, а девку по его роду-племени.
- «Жену выбирай не в хороводе, а в огороде», — советовали наши предки. Они понимали, что выбор – дело серьезное, нужно к нему подходить ответственно. Жену следует выбирать не по тому, как она выглядит в хороводе, а по тому, как она успевает на огороде.
Афоризмы
- «Расти вверх будет только тот, кто не боится делать выбор»,– утверждала английская писательница Джордж Элиот. По ее мнению, добиваться своей цели и идти вперед может только тот человек, который не боится делать выбор.
- «Однажды я задумался: интересно, если бы предстал перед выбором между предательством друга или предательством страны, хватило бы смелости у меня предать свое государство?» – писал Эдвард Морген Фостер, английский романист и эссеист. Он задается вопросом, хватило бы у него смелости предать свою страну, если бы нужно было выбивать между ней и другом.
- «Выбирать книгу необходимо также тщательно, как и друга», – считал известный английский эссеист и новеллист Артур Хелпс. Он советовал выбирать книги так же тщательно, как и друзей, потому что они участвуют в формировании наших представлений о мире, человеческих отношениях, правилах поведения.
- «Жизнь — это череда выборов», – утверждал французский фармацевт и алхимик Нострадамус. Он имел в виду, что человеку в жизни часто приходится выбирать, поэтому можно сказать, что жизнь – это череда выборов.
- «Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?» — писал немецкий философ Иммануил Кант. Он имел в виду, что каждый человек сам делает свой выбор, поэтому не в праве никого обвинять в последствиях этого выбора.
- «Выбирай, кого будешь любить», — говорил древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон. По его мнению, человек должен ответственно и осмысленно подходить к выбору любимого человека, так как от этого выбора многое в его жизни зависит.
- «Иметь силу выбрать то, что тебе по душе, и не отступаться. Иначе лучше умереть», — считал французский прозаик, философ, эссеист Альбер Камю. Он был убежден, что человеку необходимо выбирать то, что ему по душе, в другом случае лучше умереть, так как от выбора зависит не только наша судьба, но и наше внутреннее состояние: чувства, переживания.
- «Так уж устроена жизнь: мы делаем простой выбор – быть счастливым или быть несчастным, но и то, и другое, требует одинаковых усилий», — говорил Теун Марез, известный писатель. Он считал, что человеку в жизни постоянно приходится выбирать между быть счастливыми или быть несчастными. И тот и другой выбор не даются легко, требуют одинаковых усилий.
- «Это выбор, а не случайность, определяет вашу судьбу», – говорил французский писатель, поэт и драматург Жан Нидич. По его мнению, жизненный путь человека во многом зависит от его выбора. Именно выбор определяет судьбу.
- «Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, — это тоже выбор», – считал американский философ и психолог Уильям Джеймс. Он справедливо заметил, что выбором можно назвать поступок, когда в ситуации выбора, человек не склоняется ни к какому из предложенных жизнью или обстоятельствами вариантов.
- «Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия», — говорит современный азербайджанский писатель Эльчин Сафарли. Он считает, что выбор не может быть правильным или неправильным, но любой выбор имеет свои последствия.