Каждый из нас проходит этап взросления в жизни, поэтому в какой-то момент задумывается над вопросом «Что такое взросление», которому нашлось место в списке тем для сочинения-рассуждения 15.3 ОГЭ по русскому языку и для аргументации по которому требуются аргументы из литературы и из жизни. Этот вопрос заставляет задуматься над тем, как происходит взросление, в какой момент он начинается? Что может ускорить этот процесс в жизни человека? Одинаково ли взрослеют люди?
Проблема
Что такое взросление? Как происходит этот процесс?
Отношение автора к проблеме
Взросление – это определенный этап в жизни каждого человека, когда он, получая определенный жизненный опыт, становится мудрее, приобретает особые моральные качества, выстраивает для себя ряд ценностей.
Аргументы
- Взросление – неотъемлемый процесс человеческой жизни.
- В процессе взросления происходит переоценка ценностей.
- Иногда взросление происходит очень рано.
- Взросление предполагает ответственность человека не только за себя, но и других людей.
- Сильные потрясения могут ускорить процесс взросления.
Синонимы к слову взросление
Мужание, взрастание.
Эпитеты к слову взросление
Быстрое, стремительное, духовное, раннее, позднее, окончательное, постепенное, собственное, внутреннее, трудное, болезненное, внезапное, публичное, человеческое, искусственное, неизбежное, неожиданное, ускоренное, умственное, второе, нравственное, первое, настоящее, сегодняшнее, замедленное, истинное, запоздалое, любое, хваленое, обычное, тривиальное, бурное, неумолимое, эмоциональное, суровое, информационное, наступающее, называемое, простое, бесконечное, психосоциальное, действительное, трудовое, геополитическое, реальное, неспешное, непрерываемое, иное, половое, привычное, магическое.
Аргументы из литературы
- М.М. Пришвин «Кладовая солнца».
М.М. Пришвин подарил читателям удивительное произведение о дружбе, об отношении человека к природе, взаимоотношениях между близкими людьми. Но кроме этого, мы наблюдаем, как происходит взросление двух необычных героев сказки-были «Кладовая солнца». Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Настя и Митраша – брат с сестрой, главные герои произведения. Они рано осиротели: отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Детям пришлось заботиться друг о друге, жить взрослой жизнью. Автор с особой любовью и восхищением рассказывает о хозяйственности, трудолюбии Насти, похожей на «золотую курочку». Она, несмотря на свой возраст, похожа на настоящую хозяйку, во всем копирует умершую мать. Насте только пятнадцать лет, но она умело ведет хозяйство: выгоняет стадо, топит печь, готовит обед, трудится в огороде. Митраше тринадцать лет, но на его плечах мужские заботы. Он, как настоящий хозяин, работает в колхозе, ходит на собрания. Подросток не по годам самостоятельный, ответственный, трудолюбивый. Ему, как и сестре, пришлось рано повзрослеть. Его любовно называют «мужичком в мешочке». С большим волнением читатель следит за приключениями Насти и Митраши в лесу. В походе за клюквой Митраша, проявив упрямство, отправляется по короткому пути, через Блудово болото, к заветной палестинке с клюквой и, не имея достаточного опыта, угождает в самое топкое место, Слепую елань. Но из сложной ситуации Митраша выходит победителем: он не только смог выбраться из болотного плена, но и убил Серого помещика, матерого волка, которого боялись во всей округе. Подросток проявляет себя в трудной ситуации, как взрослый человек, сформировавшаяся личность. Эти приключения в лесу приносят свои результаты: осознание своих ошибок заставляет их многое понять, повзрослеть и измениться. Они поняли, что им нужно держаться друг за друга, а не ссориться. Клюкву дети отдают эвакуированным из Ленинграда детям. А это тоже уже взрослое решение.
2. А.П. Платонов «На заре туманной юности».
Рассказ А.П. Платонова «На заре туманной юности» — это описание жизни главной героини произведения, взросления и формирования личности. В начале рассказа мы знакомимся с четырнадцатилетней девочкой-сиротой, оставшейся без обоих родителей. С этого момента и начинается взросление Ольги. Девочке приходится самой брать ответственность за себя. Желая поступить по совету матери, она уходит из родного дома в чужой, черствый и порой жестокий мир, в котором ее ждет немало потрясений и уроков, сделавших ее мудрее и взрослее. Первый жизненный урок после смерти родителей – это встреча с родной тетей. Татьяна Васильевна встретила ее, как чужая, видно, что не была рада племяннице-сироте, не хотела ее впускать в свой дом, поделиться куском хлеба, постелить постель и обогреть родного человека. Ольга поняла, что в доме тети она будет обузой, поэтому, проведя только ночь, ушла наутро в никуда. Ольге пришлось самой строить свою дальнейшую жизнь, принимать серьезные решения, от которых зависело ее будущее. Она смогла преодолеть все: и отсутствие дома, семьи, и смерть родителей, и равнодушие тети, и голод, и холод. Преодолевая трудности, девочка взрослеет, лучше начинает понимать жизнь, делает свои выводы. Ольга поступает на курсы железнодорожников, получает стипендию, место в общежитии. Кроме учебы подрабатывает няней маленького мальчика Юшки. Постепенно Ольга взрослеет, и в конце произведения мы видим ее уже семнадцатилетней девушкой, которая, рискуя жизнью, совершает подвиг, чтобы спасти жизни других людей. Закрывая книгу, читатель опять для себя отмечает, что жизненные трудности закаляют характер, делают человека мудрее, сильнее и ускоряют взросление.
3. Л.Н. Толстой «Отрочество».
У каждого человека взросление происходить по-разному. Кого-то жизнь заставляет забыть о детстве за короткий срок, а у кого-то процесс этот происходит постепенно. В автобиографической повести «Юность» Л.Н. Толстого описывается взросление главного героя – Николеньки Иртеньева. В повести «Детство» читатель увидел его обыкновенным десятилетним мальчиком. Он очень привязан к родителям, безмерно любит их. Мальчик окружен заботой. Он впечатлителен, раним, хотя и отходчив, добр и честен. Мальчик наблюдателен, он зорко следит не только за природой, но и за миром взрослых, и ему открывается много нового и неожиданного для него. Например, он понимает, что не все люди равны, осознает, что семейная жизнь родителей не так безоблачна. После смерти матери взросление Николеньки продолжается. Он переезжает в Москву, к бабушке, и перестает чувствовать себя беззаботным деревенским ребенком. Городская жизнь, новая обстановка напоминают ему, что детство закончилось. Мальчик больше размышляет об устройстве мира, общества, о своем месте в нем. Он сравнивает себя с братом Володей, считая его красивее, умнее себя, и остро переживает свое мнимое «уродство». Он с интересом наблюдает за горничной Машей и испытывает к ней странные, необъяснимые чувства. В разговорах с Нехлюдовым, с которым знакомится в Москве, он узнает все больше о неравенстве людей, о необходимости самосовершенствования. Николенька учится управлять своими эмоциями, потихоньку расстается с детским эгоизмом, учится самостоятельности. Так, наблюдая за внешним и за своим внутренним миром, в общении с другими людьми Николенька приобретает бесценный опыт, становится взрослее.
4. С.А. Баруздин «Ее зовут Елкой».
Повесть С.А. Баруздина «Ее зовут Елкой» переносит нас в предвоенные и военные годы и знакомит с тринадцатилетним мальчиком Ленькой, приехавшим из Москвы в небольшое село Сережки, и его ровесницей — девочкой Эндой, или по-домашнему Елкой. Между московским мальчиком и простой деревенской девочкой Елкой зарождается дружба, которая могла бы перерасти в любовь, если бы не помешала война. Пред глазами читателей происходит взросление героев. Мы узнаем, что Елка – дочь осужденного председателя. Ее отец хотел поддержать односельчан и раздал им картофель, прихваченный морозом. Девочку исключили из пионеров. Это для нее было настолько сильным потрясением, что заставило ее написать письмо Сталину об отце, а себе она сшила красный галстук и носила его даже летом во время каникул, не по-детски выражая этим протест против несправедливости. Великая Отечественная война ускорила взросление героев, она заставила их, пятнадцатилетних, взять долю ответственности за судьбу своей Родины. Девочка Елка стала связной. Однажды, получив от отца важные сведения о готовящемся форсировании немцами реки Нары и о заминировании моста нашими, она торопилась передать эти сведения в отряд, но была остановлена немецким патрулем. Тогда Елка принимает взрослое решение: она пошла к мосту, чтобы немецкие бронемашины и мотоциклы двинулись за ней. Девочка знала, что мост заминирован, но пошла навстречу смерти, чтобы маленькая река Нара остановила фашистов, как когда-то в 1812 году она остановила армию Наполеона. Ленька тоже повзрослел рано. После встречи с Елкой он начинает по-новому смотреть на окружающий мир, даже на вещи, которые раньше казались такими привычными и понятными. Во время войны он становится защитником Родины и тоже не вернулся с войны. Таким образом, война – это огромное потрясение, которое делает детские души крепче, мудрее, а самих детей — взрослее.
Аргументы из жизни
- Конечно же, каждый из нас взрослеет по-своему. У меня этот этап начался в тот момент, когда мне поручили присматривать за младшей сестрой. Мама работала в школе, приходила поздно вечером, потому что после уроков были еще педсоветы, совещания, вторая смена. Так что «присматривать за сестрой» приходилось сразу после школьных уроков. До обеда с ней сидела знакомая старушка. Я была девочкой, которая боялась подвести родителей, не оправдать их доверия, поэтому ответственно отнеслась к своей миссии. Мы играли с сестрой в домики, в куклы, я кормила ее тем, что мама оставляла на плите, одевала ее на улицу, гуляла с ней. А однажды она проскользнулась на берегу небольшого пруда и чуть не утонула. Как я испугалась – не передать словами! Я поняла тогда, что ответственна не только за свою жизнь, но и за ее тоже. Сестра задавала всегда много вопросов, поэтому приходилось на них отвечать. А еще я как-то умудрялась подготовиться к урокам на следующий день, играя с ней в школу. Так вот проходило мое взросление, так доставался первый жизненный опыт.
Аргументы из народной мудрости
- «Молод месяц — не на всю ночь светит», — гласит русская пословица о молодом месяце. Как молодой месяц не всю ночь светит, так и любая пора в жизни человека не навсегда. Детство сменяется юность, юность – зрелость. А за зрелостью приходит старость.
- «Стар будешь, а молод — никогда», — говорил русский народ, имея в виду простой закон жизни: старым будет каждый из нас, а вот молодость вернуть уже будет невозможно, потому что в природе четко заведено, что один возраст сменяется другим, второй – третьим. Пережить какой-то из них два раза или вернуть невозможно.
- «Молодой, да ранний», — издавна говорит русский народ, отмечая, что взросление, молодость, зрелость к каждому человеку приходят не одновременно. Кто-то взрослеет раньше, кто-то позже. О людях, которые вступают в новую пору жизни раньше сверстников, говорится в этой пословице.
- «Молодой растет, старый горбится», — говорится в русской пословице, которая отмечает, что у каждой поры жизни есть свои особенности. Например, молодость существует для того, чтобы расти, развиваться, набираться ума, опыта, а в старости человек горбится, слабеет.
- «Гни дерево, пока молодо», — говорил русский народ. Как молодое деревце гнется под силой, так и человек в молодости восприимчив к знаниям, навыкам, новому опыту.
- «Уплыли годы, что вешние воды», — говорится в пословице, сложенной русским народом, о невозможности вернуть прожитые годы. Как весенние воды уплывают неведомо куда и не возвращаются, так и годам нет возврата.
- В русской пословице говорится: «Два раза молоду не бывать». Она справедливо отмечает, что человек не может два раза пережить молодость. Для каждого возраста определено свое время.
- «Детство — время золотое», — гласит русская пословица, желая передать невероятную прелесть детства. Это самая лучшая пора жизни, беззаботная, интересная, счастливая.
- «Жить да взрослеть, а еще и умнеть», — говорил русский народ. Он считал, что жить – это не только взрослеть, но необходимо еще и набираться ума, мудрости, жизненного опыта.
- «Молодость пройдет, как цветок отцветет», — отмечал русский народ. Он говорил, что молодость похожа на цветок. Как у цветка наступает время отцвести, так молодость проходит, сменяется зрелостью.
Афоризмы
- «Взросление – чертовски трудная штука. Гораздо легче перейти из одного детства в другое», — считал американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Он считал взросление непростым процессом, связанным с новым взглядом на мир. Гораздо легче было бы, если из одного детства человек переходил в другое, как на новый уровень.
- «Когда я вырасту, я хочу быть маленьким мальчиком», — писал Джозеф Хеллер, американский прозаик-романист. Он желал во взрослой жизни оставаться маленьким мальчиком, сохранить непосредственность и прелесть детского мироощущения.
- «Ребенок становится взрослым, когда осознает, что отныне ему позволено не только быть правым, но и быть неправым», — Томас Стивен Сас, американский психиатр, профессор. Он считал, что взрослым ребенок становится тогда, когда начинает понимать, что он, как и взрослые, может быть и правым и неправым, то есть у него появляется ответственность за свои слова и поступки.
- «Взрослые – это состарившиеся дети», — писал американский сказочник и иллюстратор Теодор Сус Гейзель. Он считал взрослых детьми, которые состарились, то есть у которых изменился рост, вес, ум, но душа осталась такой же юной, как и в детские годы.
- «Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого», — писал французский философ, профессор Анри Бергсон. Он считал жизнь непрерывным процессом, во время которого человеку приходится меняться. Меняться, по его мнению, значит взрослеть, а взросление он воспринимал как непрестанное творение самого себя, то есть саморазвитие, самовоспитание.
- «На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым», — писал французский писатель, эссеист, поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Он жалел, что человеку не дано выбирать, стареть ему или оставаться молодым. Если бы у него была такая возможность, он бы предпочел не становиться взрослым, а остаться вечным ребенком, чтобы иметь чистую детскую душу.
- «Ничто так не взрослит, как предательство», — говорил русский советский писатель, сценарист, переводчик Борис Стругацкий. Он считал, что самый надежный «способ» превратить ребенка во взрослого – предательство. С ним человек получает недетский жизненный опыт, который делает мудрее и старше.
- «За взросление нужно платить соответствующую цену», — утверждал Пауло Коэльо, бразильский писатель и поэт. Он справедливо считал, что взросление не проходит бесследно, за него мы платим соответствующую цену своим умом, нервами, здоровьем.
- «Неосторожное слово — и ребёнок взрослеет, обманутая любовь — и человек ожесточается», — считал французский писатель, прозаик, эссеист Андре Моруа. Он считал, что неосторожное, грубое слово заставляет ребенка вмиг повзрослеть, а обманутая любовь делает человека жестоким и черствым.
- «Взрослея, мы становимся серьёзнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть», — говорил английский публицист, драматург, политик и поэт Аддисон Джозеф. По его мнению, повзрослев, человек становится серьезнее, а это он называл первым шагом к тому, чтобы поглупеть.