Одна из важных тем, на которую необходимо обратить внимание обучающимся выпускных классов при подготовке к сочинению-рассуждению ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, — это тема «Что такое зависть», к которой команда Литероведа подобрала аргументы из жизни и литературы. Данная подборка поможет аргументировать свою точку зрения при написании сочинения и получить высокий балл за него.
Проблема
Что такое зависть? Способна ли она принести счастье?
Отношение автора к проблеме
Зависть – негативное чувство, которое испытывает человек, видя удачи, успехи, благосостояние другого человека. Она способна отравить жизнь человека, лишить его покоя и даже подтолкнуть к страшным поступкам.
Аргументы
- Зависть – отрицательное качество человеческого характера.
- Зависть часто толкает человека на необдуманные поступки, о которых, возможно, человек потом будет жалеть.
- Зависть – опасное чувство: она разъедает душу человека, отравляет жизнь, обрекает на страдания и муки.
- Зависть свойственна духовно нищим людям, не способным добиться чего-то важного, большего в жизни и ценить то, что у них есть.
- Зависть порождает и другие негативные чувства: ненависть, мелочность, алчность.
- Зависть – один из смертных грехов наряду с унынием, гневом, чревоугодием, блудом и сребролюбием.
- Зависть насчитывает многовековую историю, так как она появилась вместе с появлением человека.
- Зависть бессмертна, поэтому она остается одной из актуальных проблем во все времена.
Синонимы к слову зависть
Ревность, недоверие, завидки.
Эпитеты к слову зависть
Безграничная, беззлобная, безудержная, бессильная, враждебная, глубокая, дикая (разг.), едкая, жгучая, жестокая, затаенная, злая, злобная, легкая, лютая, мучительная, острая, невольная, неутоленная, почтительная, простая, рабская, ревнивая, робкая, свирепая (разг.), сильная, смертельная, страшная (разг.), тайная, тихая, унизительная, хитрая, холодная, хорошая, черная (нар.-поэт.), щемящая, всемогущая, сальерическая, сатанинская.
Аргументы из литературы
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». В маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» также затрагивается тема зависти. Талант завидует гению. И это страшное чувство доводит до убийства. Главные герои произведения – Моцарт и Сальери, два великих композитора, так не похожих друг на друга. Моцарт – бедный молодой дворянин, избранник, наделенный чудесным даром свыше, отмеченный судьбой. Он за одну ночь может с легкостью сочинить прекрасное музыкальное произведение, в котором передает гармонию бытия. Моцарт служит искусству. Он сочиняет музыку не ради нужд «презренной жизни», не ради славы и прочих благ, а ради самого искусства. Он живет музыкой, весь в чудесном мире гармонии и звуков. Это его мир, его жизнь. Считая Сальери своим другом, Моцарт открыто делится с ним своими творческими задумками, планами, не ожидая от друга подлости, удара в спину. Сальери же – труженик. Для него музыка — это некая сумма правил, формулы, загадка, которые нужно всего лишь выучить и разгадать. Он упорно трудится, желая своим упорством и преданностью заслужить награду – стать гениальным. Но гениальностью награждает не музыка, которой он предан, а Бог. Не понимая, Сальери делает искусство ремеслом, через которое можно добиться славы и благополучия. Но он понимает, что его слава слишком ничтожна по сравнению со славой Моцарта. И композитор не может смириться с гениальностью своего соперника. Он считает, что гений достался ничтожному человеку, не ценящему свой драгоценный дар. Страшная, губительная зависть, похожая на одержимость, затуманила его мозг, и композитор решил восстановить «справедливость» — отравить Моцарта . Но совершив это преступление, он понимает, что зависть никуда не исчезла, а все еще живет в нем. Но кроме зависти просыпается еще и совесть, которая терзает его за то, что Сальери погубил великого гения. А Моцарт даже после смерти остается жив в своих творениях. Таким образом, А.С. Пушкин в произведении показал, как зависть может стать причиной страшного преступления и нравственного падения личности.
- Н. В. Гоголь «Портрет». Зависть ведет к трагедии, отравляет жизнь, убивает всякий талант. Об этом рассказывает Н.В. Гоголь в повести «Портрет». Главный герой произведения – начинающий художник Чартков. Он молод и талантлив. Его учитель пророчит ему блестящее будущее, но предостерегает от соблазна стать модным художником, потому что педагог уже не раз замечал, что свет начинает тянуть Чарткова. Учитель предупреждает, что писать за деньги заманчиво, но этим губится, а не развивается талант. Чартков умел сдерживать свои слабости, не сдавался им, хотя втайне завидовал тем художникам, которые с легкостью писали этюды и портреты на продажу. Однажды в лавке Чартков покупает портрет старика с пронзительными глазами. С этой покупки начинаются «несчастья» молодого художника. Из рамы купленного портрета в нужный момент выпали деньги. Их было немало, и они давали шанс выбраться из нищеты, вести светскую жизнь, наслаждаться достатком и славой. Но вместе с повышением благополучия в Чарткове постепенно умирает художник. Он пишет картины, портреты на заказ, изображая не истинные лица, а заказные маски. И чем больше денег у него появляется, тем больше хочется. Люди, знавшие его ранее, удивляются, как мог исчезнуть его талант, даже не успев набрать полную силу. Но в Чарткове умирает не только талант, но и лучшие человеческие качества: доброта, искренность, бескорыстность, — а их место занимают зависть, злоба и жадность. Но однажды Чартков прозрел. На выставке в Академии художеств он увидел картину своего бывшего друга. Это гениальное творение было настолько прекрасно, что герой, подготовившийся уже раскритиковать, как обычно, произведение, не смог сказать ни слова и выбежал из залы. Дома он пытается вернуть утраченный талант, но ничего не получается. Тогда страшная зависть захлестнула его сердце, и он стал скупать все талантливые картины и уничтожать их, наслаждаясь их гибелью. Автор о нем говорит, что ни одно невежественное чудовище не уничтожило столько прекрасных произведений, сколько этот завистливый мститель. Зависть превращает некогда талантливого художника в больного человека, а потом и вовсе приводит к гибели.
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Жан-Батист Мольер, великий французский писатель, еще в XVII веке сказал: «Завистники умирают, но зависть никогда». Он оказался прав, так как это свойство человеческой натуры бессмертно, поэтому проблема зависти была, есть и будет одной из основных проблем, актуальных во все времена и для всех народов. Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся ученый современности, в своих «Письмах о добром и прекрасном», обращенных к молодежи, которой «еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями», тоже затрагивает эту проблему. Письмо пятнадцатое так и называется – «Про зависть». Лихачев начинает письмо с вопросов к читателям, предлагая им ответить на них и таким образом исследовать свою жизнь, определить, есть ли в ней место для «обжигающей душу зависти». Ученый считает, что от зависти прежде всего страдает тот, кто завидует. Он дает искренние советы, как избавиться от этого болезненного чувства. Во-первых, нужно развивать свои собственные, индивидуальные склонности, свою неповторимость. Во-вторых, стараться быть самим собой, не играть чужие роли. Лихачев указывает на то, что зависть прорастает там, где человек сам себе чужой или где не отличается от других. Если кто-то завидует — значит, не нашел себя. Читая письмо Д.С. Лихачева, ловишь себя на мысли, будто адресант обращается не ко всей молодежи, а лично к тебе, будто хочет уберечь именно тебя от отравляющей душу зависти. Его уроки, советы искренни, идут от души и продиктованы мудростью, поэтому к ним следует прислушаться и следовать им.
Аргументы из жизни
- Зависть – одно из худших человеческих качеств. Она способна изменить жизнь, судьбу человека, разрушить все то, что строилось долго и с большим трудом. Жизненные истории тому яркое доказательство. В студенческие годы были в нашей компании две подруги – Марина и Татьяна. Марина была яркой, красивой девушкой. Она отличалась не только яркой внешностью, но и бойким, веселым характером, умом. Многие парни на нее заглядывались, но она никому из них не отдавала предпочтения, будто ждала своего принца. Таня была тихой, скромной, мечтательной и умной. Почти как пушкинская героиня. Она была такой доброй, что, казалось, не обидела за свою жизнь даже маленькую букашку. И вот после третьего курса появился в нашей компании Сергей, обаятельный молодой человек, который сразу стал душой компании. Видно было, что он очень понравился Марине, но, как часто говорят в таких случаях, по классике жанра он выбрал Татьяну. Молодые люди стали встречаться и мечтали пожениться после университета, но чужая зависть разрушила их счастье. На пятом курсе девушки поехали на практику в деревню, а, вернувшись, Татьяна не узнала Сергея. Она не могла понять, почему он перестал в ней общаться, не желал ничего объяснять. Наши попытки узнать у Сергея причины такого поведения не увенчались успехом. Девушка еле окончила университет и уехала в Москву к сестре, а Сергей уехал куда-то к другу на Север. Только спустя несколько лет мы узнали, что наш друг тогда получил анонимное письмо, в котором оклеветали его любимую девушку, а он, не разобравшись, решил с ней порвать отношения, разрушив и ее, и свою жизнь. Мы провели свое «расследование» и узнали, что письмо написала Марина, которая завидовала счастью подруги. «Бог ей судья», — решили мы. Только это не принесло ей счастья.
- Думаю, каждый из нас слышал о белой зависти. Это та же зависть, но без негатива, основанная на разуме. Белая зависть иногда творит чудеса, нацеливает человека на что-то хорошее, позитивное. У моей мамы есть сосед – известный не только в селе, но и за его пределами гармонист. Играет он талантливо, заслушаешься, а ноги сами в пляс просятся, когда он заиграет плясовую. Однажды я не удержалась, спросила его, где он так искусно научился играть. И он рассказал свою историю, которую я перескажу вам. В деревне был гармонист — дядя Никифор. Эх, и завидовал парнишка его умению. Детство было голодное, рос он без отца. А у гармониста руки золотые, на вес золота в селе. Как какой праздник, его приглашают, кусок лакомый ему на тарелке подносят за то, что веселит народ. Зависть не давала покоя мальчишке. Нет, не хотелось портить инструмент дяде Никифору, наоборот, гармонь казалась ему каким-то сказочным существом, живым, понимающим. Всякие картины рисовались в его голове: и что умеет он уже играть на гармошке не хуже дяди Никифора, и что все только его приглашают на праздники, и что гармошек у него несколько, а не одна, как у Никифора. Очень хотелось Никите научиться играть на гармошке. И решил: во что бы то ни стало стать гармонистом. Стал он все чаще и чаще перебегать через дорогу к Никифору. Тот присмотрелся к парнишке, понял, зачем он бегает и сотворил чудо: предложил научить его всему, что сам умеет. С весны до осени некогда: в деревне в это время работы много, а вот зимой выпадало время на учебу. Так и научился за одну зиму играть. Только долго еще своего инструмента не было. А потом купил. Не с первой зарплаты, конечно, как ему хотелось, но все же накопил за короткий срок. Вот так зависть подтолкнула его к осуществлению мечты, помогла добиться желаемого, при этом никого не обидев и не совершив ничего плохого.
Аргументы из народной мудрости
- «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти сохнет», — гласит русская пословица. Она справедливо отмечает, что зависть способна съедать человека изнутри, так же, как ржавчина съедает железо.
- «Злой плачет от зависти, а добрый — от радости», — говорится в русской пословице. В ней сравниваются два типа людей: добрые и завистливые. Добрые люди способны плакать от радости, а завистливые только от зависти, так как им не дает покоя чужое счастье и благополучие.
- «Завистнику и курица соседа гусыней кажется», — считали в русском народе. Наши предки заметили, что завистливому человеку всегда кажется, что у соседа все лучше, чем у него, даже курица гусыней кажется.
- «В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется — мал покажется», — говорит русская пословица о завистливых людях. В чужих руках и ломоть им кажется огромным, чуть ли не целым пирогом, а как достанется им этот же кусок, так покажется крошечным.
- «Сосед спать не дает: хорошо живет», — говорили наши предки о зависти. Они считали, что завистливым людям чужое счастье не дает спать, мучает их.
- «В чужой лодке всегда больше рыбки», — так говорит русский народ в пословице о зависти. Людям завистливым думается, что чужой достаток намного больше, чем их собственный.
- «Имей зависть цвет — почернел бы весь свет», — говорится в испанской пословице. В ней отмечается, что, если бы зависть имела цвет, все вокруг окрасилось бы в черные тона.
- «Завистливому и свой хлеб несладок», — так утверждает русская пословица о завистливых людях, которым даже свой хлеб кажется не таким сладким, как чужой.
- «Зависть прежде нас родилась», — считали в старину наши предки. Они утверждали, что зависть – такое чувство, которое опережает человека в рождении.
- «Сын отца умнее – радость, брат брата умнее – зависть», — говорит русская пословица. В ней имеется в виду, что если сын умнее отца, то родитель радуется этому, но если брат умнее другого брата, то часто появляется зависть.
Афоризмы
- «Зависть и ревность суть срамные части человеческой души», — считал Фридрих Ницше, известный немецкий мыслитель. Он утверждал, что самыми страшными качествами человеческой натуры являются зависть и ревность. Именно они отравляют жизнь.
- «Человек при виде чужого достатка и наслаждения горше и больнее чувствует свою нужду и недостаточность — это естественно и неизбежно, лишь бы при этом не возникало ненависти к более счастливому: но в этом-то собственно и состоит зависть», — утверждал немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он не видит ничего противоестественного в том, что один человек больнее испытывает свою нужду и недостаточность при виде чужого достатка, но если при этом возникает ненависть к другому человеку – значит, появилась зависть, а это уже страшно.
- «Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие», — говорил нидерландский философ Бенедикт Спиноза. По его мнению, зависть всегда тесно связана с ненавистью. Человек завидует, когда чужое несчастье доставляет ему радость, а чужое счастье, наоборот, глубоко огорчает его.
- «Завистью мы называем ту низость нашей натуры, которая заставляет нас горевать и тосковать при виде того, что, по нашему мнению, составляет счастье других», -писал английский философ Бернард де Мандевиль. Он дает свое определению слову зависть. По его мнению, завистью называется низкое чувство человеческой натуры, которое заставляет человека горевать при виде радостей и счастья других людей.
- «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги», — считал французский литератор и философ Клод Адриан Гельвеций. Он утверждал, что зависть – самое низкое и отвратительное чувство, которое порождает ненависть, интриги и предательство.
- «Зависть — яд для сердца», — утверждал французский философ-просветитель Вольтер. Он называл зависть ядом для сердца, так как это низкое чувство отравляет все положительные качества человека.
- «Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им», — писал немецкий философ, физик и математик Гонфрил Вильгельм Лейбниц. Он нашел причины возникновения зависти в том, что желаемыми благами обладает другой человек, которого мы считаем недостойным обладать этими благами.
- «Зависть есть такая низкая и трусливая страсть, что в ней признаться не смеет никто», — утверждал французский писатель Франсуа де Ларошфуко. По его мнению, все люди понимают, что зависть – это низкое и негативное чувство, поэтому признаться в нем не осмеливается никто.
- «Зависть — подруга пустых душ», — говорил древнегреческий поэт Пиндар. Он утверждал, что зависть характерна для людей безнравственных, ограниченных, не способных добиться чего-либо в жизни.
- «Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным», — считал древнегреческий комедиограф Менандр. Он утверждал, что завистник наказывает сам себя, так как зависть мучает человека, не дает возможности жить спокойно.