Проблема отношения к жестокости подрастающего поколения и ответ на вопрос, что такое жестокость, несомненно, поднимаются на ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Об этом страшном качестве человеческой натуры слышал почти каждый из нас, многие из нас испытывали проявление жестокости на себе или видели, как жестоко обращаются с другими. Что такое, по мнению выпускников, жестокость и каково их отношение к нему, следует высказать в письменной работе. Команда Литероведа подготовила несколько аргументов из жизни и литературы, чтобы помочь выпускникам девятых классов в аргументации своей жизненной позиции, высказанной в сочинении-рассуждении 15.3.
Проблема
Что такое жестокость и в чем она проявляется?
Отношение автора к проблеме
Жестокость – одно из низменных качеств человека, которое проявляется в грубом обращении с другими живыми существами: людьми, животными, птицами. Жестокость обычно сопровождается причинением боли, телесных повреждений или душевных страданий.
Аргументы
- Жестокость – одно из отрицательных качеств человека.
- Жестокий человек не способен проявить милосердие.
- Жестокий человек наслаждается болью и слезами своей жертвы.
- Жестоким человека делает общество, в котором он живет.
- Жестокий человек редко меняется в лучшую сторону.
- Жестокость способны проявлять не только взрослые, но и дети.
- Жестокие люди не вполне психически здоровы.
Синонимы к слову жестокость
Зверство, бесчеловечность, варварство, бесчеловечность, бессердечие, кровожадность, беспощадность, жестокосердие, свирепость, злобность, буйность, изуверство, пагубность, неукротимость, черствость.
Эпитеты к слову жестокость
Бессмысленная, чудовищная, холодная, невероятная, крайняя, изощренная, природная, собственная, человеческая, неоправданная, неслыханная, чрезмерная, страшная, особая, оправданная, беспричинная, зверская, утонченная, врожденная, беспощадная, неумолимая, ненужная, патологическая, нечеловеческая, бесчеловечная, дикая, отвратительная, тупая, варварская, людская, ужасная, дьявольская, настоящая, чрезвычайная, грубая, немыслимая, необузданная, намеренная, прежняя, детская, безумная, откровенная, хладнокровная, необыкновенная, вынужденная, расчетливая, беспредельная, первобытная, скрытая, ужасающая, непреклонная, преступная, свирепая, непримиримая, никакая, беспримерная, новая, редкая, сознательная.
Аргументы из литературы
- М. Горький «Детство».
Максим Горький в автобиографической повести «Детство» описывает не только светлые стороны своего детства, но и те, о которых хотелось бы забыть, но, к сожалению, вычеркнуть их из памяти не получается. Темные стороны жизни Алеши Пешкова связаны с образом дедушки Василия Васильевича Каширина. Мальчик рано остался без отца, мать оставила его с бабушкой и дедушкой, чтобы наладить свою личную жизнь. Все свое детство Алеша провел в их доме. О бабушке у него остались только светлые и теплые воспоминания, а дедушка был человеком жестоким, безжалостным. Он не упускал случая проявить свою жестокость: старик часто бил свою жену, женщину добрую, милосердную, трудолюбивую, несмотря на то, что она была выше и физически сильнее него. Дед Каширин еженедельно по субботам безжалостно порол согрешивших, по его мнению, внуков. Однажды он за испорченную праздничную скатерть так наказал Алешу, что тот пластом лежал на кровати, не вставая несколько недель. Мальчик долго болел от побоев. Не ладил старик и со своими детьми: сыновья просили отделить их, часто ссорились и между собой, и со стариком-отцом; дочь тоже не встречала понимания со стороны отца. Не проявлял милости дед Алеши и к своим работникам. Они не слышали от него ни разу ни одного доброго слова, только грубость, брань, терпели от него постоянные побои. Свою жестокость он объяснял трудным детством, когда его тоже били, унижали и оскорбляли. Но ни герой, ни читатель, не желают оправдать его, так как добрый человек не позволяет своей душе черстветь и грубеть даже в самых страшных жизненных обстоятельствах. Жестокость Каширина – это попытка самоутвердиться и проявление слабости.
2. Л.Н. Андреев «Кусака».
Жестокий человек проявляет жестокость не только по отношению к человеку, но и по отношению к животным. В рассказе Л.Н. Андреева повествуется о безжалостном отношении к простой дворняге, бездомной собаке. Она не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, ни радости, а встречала только грубость, агрессию и человеческую жестокость. Чуть ли не каждый прохожий старался ее пнуть побольнее, взрослые улюлюкали и свистели ей вслед, когда Кусака убегала от детей, бросавших за ней камни и палки. Собака перестала доверять людям, стала их бояться, а при случае могла укусить или оскалиться, показывая зубы. Ее жизнь изменилась с приходом весны, когда на дачи стали приехали горожане. Они приютили собачку, дали ей кличку, целое лето играли с ней. Кусака вновь стала доброй, ведь ей не приходилось заботиться о пище, не нужно было искать ласки и тепла, наконец-то она стала домашней, нужной и любимой. Она готова была до конца жизни служить своим хозяевам. Но наступила осень, дачники собрались уезжать, и мама Лели отказалась брать в городскую квартиру безродную дворняжку. Леле становится так горько, что она, не попрощавшись с любимицей, уезжает в город. Кусака вновь жестоко предана людьми. Своим бездушным поступком они причинили ей нестерпимую боль, которую она выразила в своем вое.
3. А.К. Толстой «Василий Шибанов».
Имя А.К. Толстого известно широкому кругу читателей. Его огромный интерес к историческому прошлому России подтолкнул писателя к написанию ряда талантливых произведений об исторических личностях. Одно из таких произведений – баллада «Василий Шибанов». Она переносит нас во времена правления Ивана IV, названного Грозным за свои казни и зверства. Автор рисует образ безжалостного, деспотичного и безгранично жестокого правителя. Кровавые казни сменялись пирами, на которых тоже лилась кровь. Князь Курбский, бывший воевода и приближенный царя, бежал от него в Литовское государство, боясь царского гнева. Желая высказать свое негодование Ивану Грозному и всю правду о нем, князь пишет гневное письмо, которое царю изъявил желание доставить стремянный Василий Шибанов. Когда он въехал в Москву, звонили колокола. Народ боялся этого звука, потому что чаще всего колокольный звон созывал народ на показательную казнь, в которой всегда участвовал сам царь. Московский люд молился, чтобы хоть редкий день обошелся без казни. После вручения письма Василий Шибанов подвергается жестоким пыткам. Сначала сам царь вонзил острый конец своего жезла в ногу стремянного, а потом по приказу царя его пытает Малюта Скуратов с палачами. Иван Грозный желает узнать все подробности побега Курбского, его тайные связи, а также имена его друзей. Палачи сменяют друг друга, не давая ни минуты покоя Шибанову, их пытки жестоки и бесчеловечны. Стремянный князя, не выдержав этих пыток, умирает. Перед читателем обнажается вся правда о царе Грозном, жестоком кровопийце, деспоте и тиране.
Аргументы из жизни
- Современный мир полон жестокости. Включая телевизор, открывая газету или страницу интернета, мы слышим или читаем сообщения о жестоком обращении с родными людьми, членами семьи или животными. Эти истории всегда ужасают своей бесчеловечностью. Меня до глубины души возмутил случай, о котором писали в социальной сети. Желая избавиться от собаки, ее бывшие хозяева вывезли ее, беременную, в лес и оставили привязанной к дереву. Удивляет крайняя жестокость людей, которых собака считала родными, которым она дарила свою любовь, верность. Бедное животное было привязано таким образом, что у нее не было никаких шансов встать на ноги, она могла только лежать. Сколько она пробыла там, не знает никто. Только, когда ее нашли случайные люди, она к тому времени ощенилась и лежала среди своих щенят. Люди, которые нашли, не остались равнодушны к ее судьбе. Они привезли свою живую находку в ветклинику, где врачи поставили диагноз: собака истощена, обезвожена и пережила страшный стресс. А люди, которым она доверяла, продолжали спокойно жить. Жестокость и бесчеловечность человека, как это ни странно звучит, в современном мире переходит все нормы, и страдают от этой жестокости прежде всего братья наши меньшие, которые еще не научились поступать жестоко по отношению к тем, кого они любили или любят.
- Еще один случай жестокого отношения к братьям нашим меньшим тоже был описан в одной из социальных сетей. Хозяева, желая избавиться от собаки, привязали ее на заднем дворе за гаражом и забыли ее кормить и поить. Видимо, ждали, когда собака умрет голодной смертью. О ней сообщили волонтерам неравнодушные соседи, которые увидели собаку уже в плачевном состоянии. От нее остались только кожа, кости да еще глаза, в которых была невыразимая тоска и боль. Если бы собака умела говорить по-человечески, она бы обязательно спросила, за что ей такое наказание. Неужели нельзя избавиться от нее, не придавая таким страданиям и мучениям? Найти достойных хозяев, которые стали бы ее любить, заботиться о ней, получая взамен собачью преданность и верность. Ни одно существо не может быть таким надежным другом, как собака.
- Недавно чуть ли ни на всех каналах рассказывали о чудовищном, бесчеловечном случае, когда отчим наказывал своего пасынка. Взрослый мужчина, который должен быть для маленького мальчика примером для подражания, защитником, ставил его на колени в угол на гречку, наказывая таким образом за непослушание, излишнюю активность. Этот жестокий метод он считал самым эффективным воспитательным способом. Невозможно представить, какие страдания причиняла мальчику гречневая крупа под его еще детскими коленками, какие душевные переживания терзали еще его неокрепшую душу. Невозможно было ни повернуться, ни, кажется, дышать без боли. Когда я слушала рассказы об этом случае, всегда задавалась вопросом, где была мать мальчика? Почему она не могла заступиться за сына? Почему допустила такую жестокость по отношению к родному человечку, своему кровиночке? По-моему, ее нельзя назвать даже матерью. Настоящая мать коршуном бросилась бы на защиту своего ребенка, а эта променяла его на какого-то мужчину, которого и мужчиной назвать нельзя. Это жестокий тиран, деспот, глупый человек, который не способен понять, что через такие страдания, унижения нельзя воспитать из мальчика настоящего мужчину, достойного человека, потому что маленьких человек учится на примере взрослых.
Аргументы из народной мудрости
- «Жестокий человек жестоко и карает», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что жестокий человек во всем жесток, он даже карает бесчеловечно.
- «Ни слова ласкового, ни хлеба мягкого», — так говорит русская пословица о жестоком человеке, у которого не допросишься ни слова ласкового, ни слова мягкого.
- «Его хоть сожги, так не размякнет», — гласит русская пословица о жестоком человеке. Его хоть сожги, он все равно не станет мягче, добрее.
- «Жесткое слово строптивит, мягкое смиряет», — говорит русский народ. Жестокое слово чаще подталкивает человека на ответную грубость, а мягкое, доброе слово способно смирить.
- «Жестоких сердцем не увещай, ведь в камень не вонзится гвоздь железный», — гласит русская пословица. Она отмечает особенность жестокого сердца: сколько его не уговаривай, оно не станет мягче и добрее. Как в камень нельзя вонзить железный гвоздь, так и жестокое сердце остается равнодушно к проявлению сострадания и милости.
- «Лучше самому терпеть, чем других обижать», — гласит русская пословица. В ней заключен следующий смысл: жестокость – одно из самых плохих качеств личности человека, поэтому наши предки считали, чтобы оставаться человеком добрым, порядочным, милосердным, лучше терпеть самому, чем обижать других.
- «На доброй земле чертополох пшеницей станет, на дурной – пшеница чертополохом взойдет», — утверждали наши предки в русской пословице. Они заметили, что даже сорняки на доброй земле становятся пшеницей, а на дурной земле и пшеница взрастает чертополохом. Подобно им доброта способна творить чудеса, а жестокость — убить самые лучшие начинания.
- «Человеческий яд равен десяти змеиным», — гласит русская пословица. По мнению наших предков, жестокость человека страшнее, чем яд десяти змей. Даже эти хладнокровные пресмыкающиеся не так жестоки, каким безжалостным может быть человек.
- «Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели», — говорит русская пословица. Она утверждает, что человек, который проявляет жестокость, открывает ворота своей гибели. В жестоком человеке погибают все самые лучшие чувства, и он сам нравственно умирает.
- «Гневаться – дело человеческое, а зло помнить – дьявольское», — считал русский народ. По его мнению, человек может гневаться, это характерно человеческой натуре, а помнить зло – это дьявольское. Добрый человек не будет хранить в своей памяти обиды и злодеяния.
Афоризмы
- «Трусость – мать жестокости», — утверждал французский писатель и философ Мишель Монтень. По его мнению, жестокость рождается от человеческой трусости. Только трусливый человек способен проявлять это низкое качество своей натуры.
- «Жестокость не может быть спутницей доблести», — считал испанский писатель Мигель де Сервантес. По мнению классика, жестокость никогда не будет являться спутницей доблести. Доблесть великодушна, трусость жестока.
- «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости», — говорил римский философ, поэт и государственный деятель Сенека. Он считал, что только бессердечный, злой, слабый человек способен на проявление жестокости. Жестокими поступками он скрывает свою трусость и самоутверждается.
- «Жажда наслаждений делает жестоким», — утверждал Пьер Буаст, французский лексикограф и философ. Он говорил, что человек, который жаждет наслаждений, больше другим способен на жестокость.
- «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости», — писал Клод Адриан Гельвеций, французский литератор и философ. Как и многие другие известные люди, он считал, что жестокость – это качество, которое присуще людям слабым, трусливым, безвольным.
- «Жестокость человека — отвратительна», — считал русский философ Николай Бердяев. Он говорил, что жестокость человека – это из самых отвратительных качеств человека. Жестокий человек теряет человеческий облик.
- «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам», — был убежден французский писатель Андре Моруа. Он утверждал, что на жестокость нужно отвечать только жестокостью, все другие способы на руку только людям подлым и беспринципным.
- «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми», — говорил французский писатель, путешественник и мыслитель Жак-Анри Бернарден. Он считал, что человек, который способен проявить жестокость по отношению к животным, чуть позже проявит жестокость и к человеку.
- «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов», — утверждал американский политик Теодор Рузвельт. Он говорил, что жестокость – худшее человеческое качество, хуже него может быть только человеческая глупость.
- «Жестокого человека слезы не трогают, а радуют», — говорил римский мимический поэт Публилий Сир. Он был убежден, что жестокого человека радуют, а не трогают слезы жертвы.