Каждый из нас, даже те, кто прожил совсем короткую жизнь, имеет за плечами свой жизненный опыт, о котором следует высказать свое мнение выпускникам, сдающим ОГЭ по русскому языку, в сочинении-рассуждении 15.3, ответив на вопрос «Что такое жизненный опыт?» и приведя примеры из жизни и литературы по этой теме. В качестве аргументов могут выступать произведения русской и зарубежной художественной литературы, пословицы и поговорки народов мира, примеры из реальной жизни, а также высказывания авторитетных людей. Литеровед собрал несколько примеров, которые подойдут как для написания задания ОГЭ, так и для работы над итоговым сочинением и сочинением-рассуждением ЕГЭ по русскому языку.
Проблема
Что такое жизненный опыт? Когда к человеку он приходит?
Отношение автора к проблеме
Жизненный опыт – это знания и мудрость, которые накапливаются человеком в течение всей жизни. Чаще всего он приобретается, когда человек проходит через различные испытания, когда ему приходится делать выбор или принимать решение.
Аргументы
- Жизненный опыт приобретается только с годами, родиться с ним невозможно.
- Жизненный опыт помогает не совершать ошибок прошлого в будущем.
- С каждым годом жизненный опыт увеличивается.
- Жизненный опыт – это не только бытовые умения и навыки, но и выводы, которые делает человек после каких-либо трудностей или потрясений.
- Жизненный опыт можно приобрести, преодолевая трудности.
Синонимы к слову жизненный
Житейский, правдивый, насущный, витальный, реалистический, реалистичный, актуальный, живой, животрепещущий, прожиточный, общежитский, взятый из жизни, неприкрашенный, злободневный.
Синонимы к слову опыт
Школа, исследование, практика, испытание, эксперимент, багаж знаний, умение, навык, компетенция, опытность, эмпирия, нажитое, контропыт, экспа, искушенность.
Эпитеты к слову жизненный
Нравственный, многовековой, творческий, повседневный, собственный, изначальный, самобытный.
Эпитеты к слову опыт
Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, положительный, отрицательный, жизненный, солидный, лабораторный, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный.
Аргументы из литературы
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
А) Герои Л.Н. Толстого – люди с богатым жизненным опытом. Некоторые из них достойны восхищения. Их мудрость, талант, знания удивляют и служат примером для подражания. Хочется отметить одного из героев романа-эпопеи «Война и мир» — М.И. Кутузова. На страницах великого произведения мы видим его немолодым человеком. Он русский полководец, которого любят простые солдаты, ласково называют его отцом. Кутузов, имея богатый жизненный опыт, знает, как относиться к простым солдатам. При осмотре войск под Браунау он с горечью отмечает для себя, что у русской армии проблемы с сапогами, он узнает в огромной массе солдат Тимохина и кланяется ему. Значит, для него не важен чин человека, его звание, а важен сам человек. Каждый из солдат – для него личность. Он всегда среди них, среди простого народа, потому что знает, что в них есть душа, а у тех, кто собирается в душных гостиных аристократов, ее нет. Поэтому читатель не видит полководца в светских салонах. Его жизненный опыт подсказывает ему, что ему, что человека нужно уметь выслушать, не давить на него своим авторитетом. Именно так он поступает на совете в Филях. Кажется, что Кутузов спит и никого не слышит, но это, оказывается не так. Выслушав всех, он высказал свое мнение. Нельзя не отметить, что полководец прекрасно знает русский характер, русскую душу. Он настоящий русский патриот, который воюет не за себя, не ради славы, а за русскую землю и народ. Кутузов – великий полководец, многие его решения продиктованы богатейшим жизненным опытом и оказываются единственно верными.
Б) Опыт, как мы знаем, не рождается вместе с человеком. Наоборот, мы появляемся на свет, как чистая книга, которую в течение жизни наполняем содержанием и опытом. Жизненный опыт достигается путем проб и ошибок. Среди литературных героев романа «Война и мир» есть герои ищущие. К ним, несомненно, читатель относит Андрея Болконского. На всем протяжении жизни, он ищет свой путь, приобретает свой опыт, не всегда сладкий, не всегда легкий, но поучительный. Из всех своих ошибок и разочарований герой выносит хорошие уроки, которые помогут ему не совершать тех же ошибок в будущем. Например, при первом знакомстве с Андреем Болконским читатель узнает, что он увлекается Наполеоном, мечтает о собственном «Тулоне». Но ранение на Аустерлицком поле приводит его к разочарованию в кумире и мысли о том, насколько бессмысленна война. После Аустерлица князь долго приходил в себя, однако желание быть полезным обществу одержало победу, и он поступает на службу в комиссию Сперанского, который тоже вскоре разочаровал Андрея Болконского. Встреча с Наташей Ростовой дает ему новый жизненный опыт. Он понимает, что истинный смысл жизни – в любви и семье. Но в новый брак Андрей вступить не смог: свадьба, отложенная на год, не состоялась, так как его избранница не выдержала испытание временем. Новые разочарования приводят князя Андрея к мысли о единении с народом в 1812 году, во время Отечественной войны с Наполеоном. Ранение, которое получай Андрей во время сражения, оказалось смертельным. Лежа на смертном одре, он осознает простые и понятные вещи. Жаль, что это осознание приходит слишком поздно.
2. Е.И. Носов «Кукла».
Рассказ Е.И. Носова «Кукла» знакомит нас с Акимычем, так зовут главного героя произведения. Это человек с богатым жизненным опытом, много повидавший и испытавший в жизни. Акимыч прошел через всю войну, видел все ее ужасы, смерть, лишения, поэтому он лучше всех остальных понимает, что самое ценное на свете — это жизнь. Старик с любовью относится к людям, окружающей природе. Много лет после войны он работал перевозчиком у реки, жил в шалаше на берегу, привык наблюдать красоту природы, речные и луговые просторы. Для него природа как живое существо, у которого есть душа, к которому нужно относиться бережно, с любовью. В момент, когда читатель знакомится с героем, он служит сторожем и садовником в школе. Хотя ему пришлось убивать на войне, но он не очерствел душой, не потерял своей человечности. Герой не может равнодушно пройти мимо чужого горя, его возмущает человеческая жестокость по отношению к кукле. Он сетует, что люди проходят мимо раздетой и изуродованной игрушки, а ведь она подобие человека, даже умеет плакать, как ребенок. Подобрав ее, Акимыч решил ее похоронить по-человечески. Его душа болит от безнадежности. Ему больно и горько осознавать, что люди, как маленькие, неопытные дети, бездушно относятся и к природе, и к себе подобным. Чувства и переживания Акимыча выдают в нем человека с богатым жизненным опытом, который через многое прошел, многое понимает, но бороться с черствостью и бездушием людей ему в одиночку очень трудно. Читателю, конечно, хочется верить, что найдутся люди, которые захотят прислушаться к нему и которым его жизненный опыт хоть в чем-то поможет.
Аргументы из жизни
- Каждый из нас накапливает свой жизненный опыт, по крупицам собирая его в течение всей жизни. Я уверена, что формировать опыт нам помогают те люди, которые составляют наше окружение. Первые крупицы моего жизненного опыта не были горькими, их мне подарила моя бабушка по материнской линии. Ее звали так же, как и меня – Ирина, что в переводе на русский язык означает мир, покой. Действительно, она не любила ссориться, умела ужиться в большой семье мужа, могла любому угодить, погасить любой конфликт добрым словом, улыбкой или просто молчанием. Я любила наблюдать за ней и всегда думала, как же она определяет, какой метод нужно применить для погашения ссоры. Потом поняла, что бабушка – женщина, она умеет угадывать своим чутьем. Она ко всем была добра, со всеми приветлива, будь то старый человек или ребенок. Для всех у нее находилось приветливое слово, которое вмиг освещало доброй улыбкой лица ее собеседников. Бабушка была большой труженицей и мастерицей. Она пряла, искусно вязала, пекла вкуснейшие блины, каши, варила позу — национальный мордовский напиток. Все в ее руках спорилось и ладилось. До конца жизни она ходила в национальном костюме, почитая традиции своего народа, своих предков. Родив пятерых детей, она никого из них не выделяла, всех одинаково любила. Особое отношение у нее было к внукам. Мы для нее были центром Вселенной. Утром, когда в доме было еще прохладно, она около печки грела наши вещи и приносила нам к кровати, чтобы мы не замерзли. Ее мастер-классы я отлично усвоила и стараюсь до сих пор жить по бабушкиным правилам. Спасибо тебе, моя родная, за первые уроки для моего жизненного опыта.
Аргументы из народной мудрости
- «Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений», — говорили в русском народе. Это справедливое изречение. Действительно, добрый опыт важнее, чем несколько поучений. Уроки жизни запоминаются легче и быстрее, чем чьи-то слова.
- «Долгий опыт обогащает ум», — говорит русская пословица. Она отмечает, что богатый жизненный опыт дает нам знания, которые обогащают наш ум.
- «Сотни советов не заменят пары опытных рук», — гласит русская пословица. В ней наши мудрые предки отмечали, что пара опытных рук намного важнее, ценнее, чем сотни советов. От опытных рук можно перенять опыт, а советы рискуют остаться просто словами.
- «Жизненный опыт надежнее панциря черепахи», — говорится в русской пословице. Народ считал жизненный опыт самым надежным средством. Он спасает человека в трудных ситуациях, помогает избежать ошибок в будущем.
- «Опытному воину река не преграда», — считает русская пословица. В ней говорится, что если воин имеет опыт, то ему не страшна даже самая бурная река, он сможет справиться с ней.
- «Опыт молодому крылья дает, а у старого цепями на ногах волочится», — гласит русская пословица. В ней наш народ говорит о том, что жизненный опыт даже молодым крылья, а у старому он мешает иногда жить, тяжким грузом вися на шее или сковывая ноги кандалами.
- «Не тот опытен, кому много лет, а тот, кто много видел», — говорил русский народ в пословице. Он считал опытным человеком не того, кому много лет, а того, кто видел многое, побывал в различных ситуациях и извлек из них хорошие уроки.
- «Умнеют не от хохота, а от жизненного опыта»,-считает русская пословица. Она утверждает, что человек умнеет не от хохота. Самым лучшим учителем является жизненный опыт. Его уроки запоминаются с первого раза.
- «Старости поклонись, у опыта учись», — гласит русская пословица. В ней народ советует поклониться старости за добрые уроки, за опыт и мудрость, которые учат молодых.
- «Опытность нередко заменяет ученье», — говорится в русской пословице. Жизненный опыт дает человеку мудрость, знания, поэтому может с легкостью заменить любое учение.
Афоризмы
- «Жизнь человека есть учеба, приобретение жизненного опыта, и учится человек через плохое» — утверждает писательница, автор многих книг по психологии Лууле Виилма. Она считает, что жизненный опыт достается через учебу, а учится человек чаще, преодолевая трудности, находя решения из сложных ситуаций.
- «Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием», — говорил древнегреческий философ Аристотель. По мнению мыслителя, человек, обладающий опытом, добивается успеха чаще, чем тот, кто имеет теоретические знания, но не имеет практического опыта.
- «Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить», — считает французская писательница и драматург Франсуаза Саган. Она утверждает, что жизненный опыт достигается через совершенные и несовершенные ошибки. Уроки, извлеченные из этих ошибок, и выводы, сделанные на будущее, составляют основу нашего жизненного опыта.
- «Опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это — единственная школа, в которой можно научиться», — писал Бенджамин Франклин, американский политик, дипломат, журналист. Он считал, что единственной школой, дающей достойные, запоминающиеся уроки, является жизненный опыт. Он формируется через пробы, ошибки и падения.
- «Опыт — это имя, которое каждый дает своим ошибкам», — говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Он говорил, что опыт, это имя, которое дают люди своим ошибкам, потому что, не ошибаясь, получить достойный опыт невозможно.
- «Добрую часть своей жизни заняты мы выпалыванием того, что вырастили в сердце своем в юности. Эта операция называется приобретением опытности», — говорил французский писатель Оноре де Бальзак.Он считал, что в старости человек пожинает плоды ошибок, которые были совершены в юности. Это и называется приобретением жизненного опыта.
- «Опыт хорош, ежели за него не заплачено слишком дорого», — писал английский писатель и историк Томас Фуллер. Он считал, что за любой опыт нужно платить, но если плата слишком высока, то такой опыт нельзя назвать хорошим.
- «То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу», — утверждал нидерландский художник Винсент Ван Гог. Он справедливо считал, что учиться лучше всего на личном опыте, пусть такие уроки усваиваются не так скоро, но запоминаются очень хорошо.
- «Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами», — говорила американская журналистка и радиоведущая Эбигайл Ван Берен. Она считала опыт очень дорогим товаром. Если бы человек имел возможность его продавать, то любой из нас смог бы стать миллионером.
- «Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий», — считал русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов. Он считал, что убеждения у человека появляются тогда, когда он накапливает достаточный жизненный опыт, достигнутый через преодоление трудностей, страдания и ошибки.