Аргументы из жизни и литературы на тему «Почему люди не понимают друг друга?»

Аргументы из жизни и литературы на тему Банк аргументов

В современном обществе между людьми часто возникают непонимание и  разногласия, именно в такие моменты человек задумывается над вопросом «Почему люди не понимают друг друга?»,  к которому мы подобрали аргументы из жизни и литературы, так как этот актуальный вопрос может встретиться на итоговом сочинении в рамках направления «Я и другие». Кроме этого, приведенные примеры можно использовать для аргументации  и в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку.

Проблема

Почему люди не понимают друг друга?

Отношение автора к проблеме

Живя в обществе, окруженный другими людьми, человек строит свои отношения не со всеми одинаково: кого-то он считает единомышленником, другом, а кого-то категорически не понимает и не принимает. Есть разные причины, которые приводят к непониманию между людьми.

Аргументы

  1. В жизни случается так, что не все и не всегда понимают друг друга.
  2. О непонимании между людьми пишут писатели и поэты.
  3. Люди не способны понять друг друга, если имеют разные взгляды на жизнь.
  4. Люди разных поколений редко понимают друг друга.
  5. Люди, которые не умеют слушать и слышать других, не способны никого понять.
  6. Человек, который противопоставляет себя обществу, не способен понять других.
  7. Не понимают друг друга люди, которые имеют разную степень воспитания и образования.
  8. Люди, имеющие разные жизненные ценности, редко могут прийти пониманию.
  9. Эгоистичные желания и стремления одной из сторон приводят к непониманию.

Синонимы к слову «люди»

Смертные, персоны, лица, индивидуальности, мужи, личности, индивиды, особы, индивидуумы.  

Синонимы к слову «понимать»

Считать; чувствовать; представлять; держать; предполагать; подготовить; ощущать; воспринимать; подозревать; догадываться; воспринимать сознанием; осмыслять; постигать умом; был сведущим; понимать толк; проницать, уметь судить; уметь разобраться; понимать, что к чему;

Эпитеты к слову «люди»

Порядочные, ненадежные, темпераментные, авторитетные, любвеобильные, светлые, неприступные,  благородные, коммуникабельные,  выдающиеся, застенчивые, противные, дурные, героические, хлебосольные,  исключительные, уважаемые,  исторические, любимые, колоритные, уважительные, независимые, тактичные, симпатичные, неповторимые, заносчивые, вредные,  обаятельные, грамотные, одаренные,  забавные, оригинальные, богатые, грубые, затравленные, привлекательные, эрудированные, подлые, лживые, щедрые, больные, самобытные, темнокожие, здоровые, светлые, эмоциональные, свободолюбивые, грешные, творческие, яркие, длинноногие, бесстыдные, сонливые, гнусные, светловолосые, криминальные, злопамятные, мерзкие, активные, непривлекательные, сельские, низменные, кареглазые, ничтожные, ленивые, омерзительные, крикливые, отвратительные, чужие,  умные, красивые, подозрительные, известные, преступные, родные, притворные,  древние, искренние, стильные, решительные, красивые, внимательные, душевные, добрые, умные,  старательные, скромные, сильные, бестактные, простые.  

Аргументы из литературы

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Как часто в жизни нас окружают люди, которые не способны понять нас и которых не понимаем мы. К такому выводу приходят многие писатели и поэты. Ярким примером является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». С большим интересом читатель наблюдает за непростыми отношениями Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Это люди разных поколений. Павел Петрович – человек старшего поколения, по происхождению дворянин. Он имеет прекрасное образование, учился в Пажеском корпусе в Петербурге, затем служил в гвардейском полку, элитном подразделении армии. Но любовь к княгине Р. заставила Павла Петровича в двадцать семь лет оставить службу и выйти в отставку, чтобы все свое время посвятить любимой. После ее смерти он  поселился в деревне, вел замкнутый образ жизни. Но даже вдали от светского общества Павел Кирсанов оставался  «аристократом до кончиков ногтей», был всегда аккуратен и модно одет. Он человек консервативных взглядов: привык к достатку, привилегиям, комфорту, от которых не хочет отказаться. Павел Петрович не понимает крестьян, не знает их настоящей жизни, не понимает, как с ними разговаривать и при их виде только нюхает одеколон. Базаров относится к поколению «детей». Он сын простого лекаря и потомственной дворянки. У его родителей нет никакого богатства, поэтому он беден, но при этом горд. Евгений учится на доктора, изучает естественные науки. Его красные натруженные руки говорят о том, что он привык много трудиться, чтобы прокормить себя, добиться поставленных целей. Он одет просто, не следит за модой. При первой встрече с героем мы видим его одетым в какой-то длинный балахон с кистями. В Марьине он по-свойски общается и с крепостными крестьянами, и с детьми, которые помогают ему ловить лягушек для опытов по медицине. Все то, что представляет ценность для Павла Петровича, Базаров отрицает: и традиции, и привычки, и убеждения, и правила. Таким образом, можно утверждать, что люди разных поколений и взглядов не способны понять друг друга.
  2. М. Горький «Челкаш». Могут ли понять друг друга люди, имеющие различные нравственные ценности и ориентиры? Думаю, каждый человек понимает, что к компромиссу такие люди прийти не смогут. К такому выводу приходит и русский писатель Максим Горький в рассказе «Челкаш». Главный герой произведения – «старый травленый волк» Челкаш, известный всем в гавани. О нем говорили как о  заядлом  пьянице и ловком, смелом воре. Он имел сходство со степным ястребом: был худощав и имел прицеливающуюся походку. Поэтому герой всегда выделялся среди босяков. Гришка Челкаш – веселый, едкий человек, любит посмеиваться над людьми, шутить. Зарабатывает на жизнь воровством, контрабандой, но деньги у него не задерживаются, так как человек он не меркантильный, деньги не имеют над ним никакой власти, стоят не на первом месте. Челкаш любит свободу, поэтому может часами наблюдать за морем, свободной стихией. Одиннадцать лет назад он оторвался от крестьянской жизни, земли и стал вести босяцкую жизнь. Однажды на дело напарником он берет Гаврилу, простого деревенского парня. Понятно, что тот настоящий крестьянин, привязан к земле, говорит только о хозяйстве, неурожае. Нужда выгнала Гаврилу из дома, и он приехал на Кубань на заработки, чтобы прокормить себя и мать, жениться на состоятельной девушке и жить своим хозяйством. Но заработать не получилось, поэтому он и согласился «помочь» Челкашу. Ему было очень страшно во время «дела», он читал молитвы и дрожал, то есть особой смелости у Гаврилы читатель не находит. Когда за украденное Челкаш получил деньги, то Гаврила пошел на унижения ради того, чтобы получить всю сумму. Он готов был даже убить Гришку ради них. Челкаш, который никогда не убивался ради денег, не ценил их, искренне не понимает, как ради каких-то бумажек можно убить человека. Гаврила, который знает цену каждому рублю, который строит планы, связанные с деньгами, не может понять Челкаша. Получается, что люди с разными ценностями никогда не поймут друг друга.
  3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».  Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова – яркий пример непонимания между людьми. Александр Андреевич Чацкий – один из главных героев комедии и достойный представитель «века нынешнего». Основным его оппонентом является Павел Афанасьевич Фамусов, который представляет «век минувший» и является ярым сторонником консервативного дворянства, придерживающегося старых порядков, установленных еще при «государыне Екатерине». Взгляды этих двух героев отличаются друг от друга. Фамусов принимает у себя людей избранных, знатных, с помощью которых можно получить новый чин, хорошую должность. Чацкий в разговоре с ним признается, что «служить бы рад – прислуживаться тошно», что говорит о том, что для героя гонка за чинами неприемлема. Он готов служить делу, приносить пользу обществу, но отказывается принимать обман, лесть, взяточничество. Чацкий – образованный человек, он умен, благороден, но Фамусов и московское дворянство видят в образовании крайнее зло, мечтают «забрать все книги да сжечь». Как свободомыслящий человек, Чацкий не боится открыто выражать свое мнение, свои взгляды, чем пугает консервативного Фамусова, который в страхе восклицает: «Опасный человек!» Чацкий с возмущением  говорит о положении крепостных, которых могли покупать и продавать, как какой-то товар, или менять на породистых щенков. Фамусов не видит в крепостных крестьянах людей, они для него и его общества гарант комфорта, показатель богатства. «Век минувший» пренебрегает языком, обычаями своего народа, благоговея перед всем иностранным. Фамусов гордится тем, что он является членом модного Английского клуба. Чацкий, наоборот, сожалеет, что в обществе процветает «смешенье языков»,  а дворяне слепо подражают чужой культуре, забыв о национальных традициях. Как мы видим, взгляды героев различаются по всем вопросам, касающимся жизни дворянского общества, поэтому они и не могут понять друг друга. И это непонимание возникает из-за разницы поколений: «век нынешний» и «век минувший» не желают прийти к компромиссу.
  4. Н.А. Островский «Гроза». Чтобы понять друг друга, нужно родиться и вырасти в одинаковой среде, получить одинаковое воспитание. Разные взгляды на жизнь и ее проблемы создают огромную пропасть между людьми. Так получилось и в отношениях Катерины и Варвары – главных героинь пьесы «Гроза» Н.А. Островского. Катерина выросла в прекрасной семье, в которой были замечательные отношения. Девушка с утра ходила за ключевой водой, умывалась, поливала цветы, ходила с маменькой с церковь, где отдыхала ее душа, слушала рассказы и пение странниц и богомолок или гуляла по саду.  Жизнь в девичестве она сравнивает со свободной жизнью птички. Мама наряжала дочь, как куклу, ничего для нее не жалела, работать не принуждала. Катерина выросла в любви и ласке. Она привыкла доверять родным и близким людям, ничего от них не скрывала.  Варвара же росла в семье с деспотичной матерью. Роль добропорядочной горожанки Кабаниха играла только на людях, а дома, за высоким забором и закрытыми ставнями, поедом ела своих домочадцев, не давала им возможности спокойно дышать, требовала отчета за каждый шаг, угнетала их. Кабаниха не умела никому доверять, не научилась слушать и слышать, поэтому Варвара приспособилась к такой жизни. Чтобы выжить в собственной семье, она научилась скрывать от матери правду, свои истинные порывы и побуждения, хитрить, изворачиваться, а перед матерью играет роль примерной и послушной  дочери. Катерина искренне не понимает Варвару. Она удивляется, как можно врать, обманывать, кривить душой перед родными людьми, семьей.  Варвара, «приземленная» натура, не умеющая мечтать,  не понимает Катерину, ее романтических мечтаний, безграничного желания летать, как птица. Девушки, которые получили разное воспитание и которым привили разные нравственные ценности, тоже не способны понять друг друга.
  5. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Энциклопедия русской жизни», так назвал В.Г. Белинский роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Действительно, в нем, как в богатой энциклопедии, можно найти ответы на любые вопросы, в том числе и на вопрос «Почему люди не понимают друг друга?». Евгений Онегин – главный герой романа. Поселившись в деревне, он не сходится с поместным обществом, считая его представителей недостойными собеседниками для постоянного посетителя  петербургских салонов и гостиных. Онегин сближается только с Владимиром Ленским – молодым романтиком, приехавшим  из Германии, где он учился. Рассказывая о героях, автор пишет, что «меж ними все рождало споры», то есть их взгляды и отношение ко многому в жизни было столь различно, что читатель удивляется, как эти два не похожих друг на друга молодых человека, «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», стали приятелями. Онегин, проживший двадцать шесть лет, узнавший жизнь и светского, и провинциального дворянства, трезво оценивал и слова, и поступки людей. Он со снисхождением смотрел на восемнадцатилетнего Ленского, внимал его разговорам, не решаясь разрушить его блаженство, считая, что наступит пора, когда Ленский узнает жизнь в полной ее красе. Молодой романтик еще не знал жизни так, как знал ее его приятель. Ленский восхищался природой, поэзией Шиллера и Гете, увлекался философией Канта, в его сердце жила любовь. Онегин был закрыт для чувств и мечтаний, романтической поэзии он предпочитал книги Адама Смита. Онегин, как мы уже знаем, провел большую часть жизни в пирах и развлечениях, а Ленский ненавидит высший свет, предпочитая ему домашний, семейный круг. Юноша чист душой, он свято верит в дружбу, в лучшее. В нем нет ни капли лицемерия. Это пылкий, полный вдохновения и интереса к жизни человек. Онегин, наоборот, развращен аристократическим обществом, он человек угрюмый, обладающий охлажденным, резким умом. Между ними нет понимания, это становится причиной трагедии и смерти молодого поэта. Люди, имеющие разное видение жизни, будто находятся на разных планетах, поэтому бессильны  понять друг друга.     
  6. Е.И. Носов «Кукла». Е.И. Носов относится к числу тех писателей, чьи произведения, однажды прочитав, уже не дают покоя. Вдумчивый читатель вновь и вновь возвращается к ним, размышляет над теми актуальными проблемами, поднимаемыми автором. Герой рассказа «Кукла», Акимыч, противопоставлен другим героям произведения. Он искренне не понимает их, удивляется  черствости, бездушию, равнодушию общества. Акимыч прошел через всю войну, был тяжело ранен. Ранение дает о себе знать даже спустя десятилетия: в моменты особых волнений язык Акимыча будто заклинивало, и он умолкал, не в силах произнести ни слова. Человек он добрый, милосердный сострадательный, не может пройти мимо человеческого горя, не может остаться равнодушным к издевательствам и грубости, человеческой злобе. Случаи с куклами, над которыми кто-то жестоко издевался, подтверждают это. В грязном придорожном кювете он нашел куклу, которая валялась там, раскинув руки и ноги. Кукла была не более метра ростом, с миловидным лицом, с шелковистыми волосами и легкой детской улыбкой на лице. Кто-то цинично и бездушно поиздевался над игрушкой: глаза вдавлены, на месте носа зияла дыра, а тело истыкано сигаретой. Вид изуродованной куклы заставлял сжиматься сердце Акимыча, напоминал ему об ужасах войны. Герой искренне не понимал людей, которые равнодушно проходили мимо, спешили по своим делам. Это были и парочки, которые мечтали о детях, и мамы, везущие детей в колясках, и ученики, спешащие в школу утром, и даже учителя. Все они были будто слепы, душа их была глуха к виду растерзанной игрушки. Наверное, люди, которые видели, как Акимыч каждый раз хоронил найденную куклу, тоже удивлялись, зачем он это делает. Получается, что человек, чья душа наполнена добротой, милосердием, состраданием, никогда не сможет понять тех, кто остается глух  и равнодушен к чужому горю и страданиям.
  7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».  О проблемах «отцов»  и «детей» в народе говорят уже давно, не раз вопрос о непонимании двух поколений поднимался на страницах литературных произведений. Не обошел в своем творчестве стороной эту тему и известный русский писатель Н.В. Гоголь. В исторической повести «Тарас Бульба» он рассказывает о конфликте между главным героем, Тарасом Бульбой, и его сыном Андрием. Тарас Бульба — запорожский казак. Он был человеком принципиальным, с сильным, упрямым характером. Много лет Тарас Бульба самоотверженно защищал свою землю от польских панов, которые хотели забрать у казаков земли, а их самих сделать рабами. Герой – опытный полковник, храбрый казак, равного которому в доблести не было во всей Запорожской Сечи. Большую часть своей жизни он провел в боях и сражениях, надолго забывая о доме и жене. Он беспощаден к врагам, готов биться с ними до последней капли крови, последнего дыхания, безгранично предан своему делу. Этой преданности он ждет от своих сыновей, которых встретил после обучения в бурсе. Старший, Остап, во всем подражал отцу, в Запорожской Сечи прослыл храбрым и мужественным казаком и воякой. А младший, Андрий, хоть тоже был смелым и удалым юношей, но более чувственным, чем его старший брат. Он любил музыку, умел чувствовать и сострадать. Еще во время учебы он полюбил польскую девушку, ради которой предал дело отца и брата. Любовь к прекрасной панночке для него оказывается выше борьбы за родную землю. Этого предательства не смог простить ему отец, поэтому безжалостно убивает сына, не желая его выслушать и попробовать понять. Тарас Бульба не знает, как поверить в то, что его сын, на которого возлагал большие надежды, предал веру и душу, не понимает слова Андрия о том, что его родина – это то, что ищет душа. Итак, конфликт поколений всегда был в истории, но если к этому конфликту примешивается слепая преданность делу, то пропасть между отцами и детьми становится глубже.

Аргументы из жизни

  1. Не многие из нас могут похвастаться тем, что умеют находить общий язык с родителями, живут с ними, как говорят, на одной волне. Часто бывает так, что по каким-то вопросам возникают споры и  непонимание. Не являются исключением и отношения писателей с их родителями. Каждый раз, изучая  творчество Ивана Сергеевича Тургенева, удивляюсь тому, насколько глубокая пропасть отделяла его от матери, Варвары Петровны Тургеневой. Она имела своенравный характер. За малейшую провинность наказывала детей, а иногда это делала без всякой причины. Тургенев говорил, что ему нечем помянуть детства, ни одного светлого воспоминания у него не осталось о той поре. Матери он боялся как огня. Ни он, ни его братья не понимали, за что их наказывают, и, если осмеливались спросить о причинах, мать отвечала: «Тебе об этом лучше знать. Догадайся». Еще мальчиком будущий писатель видел жестокое отношение к крепостным крестьянам и не понимал этой жестокости, не мог ее объяснить. Даже когда он стал известным писателем, отношения между ним и матерью не изменились. Непонимание, казалось, увеличивалось с каждым годом. Варвара Петровна, будучи женщиной властной, не могла принять того факта, что дети выросли и вышли из-под ее власти. Богатая помещица, привыкшая к тому, что ей бессловесно подчинялись крепостные крестьяне и преклонялись люди ее круга, не могла «простить» сыновьям самостоятельности. Писатель не понимал, за что Варвара Петровна, являясь матерью, мучает своих детей, заставляет просить деньги, затевает с ними судебные тяжбы. Почему-то всегда я поддерживала сторону писателя, никогда не могла оправдать его родительницу. И всегда в голову приходила мысль о том, что непонимание «отцов» и «детей» — явление не современное, оно процветало еще задолго до нашего времени. 

Аргументы из народной мудрости

  1. «Слышал звон, да не знает, где он», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что некоторые не совсем все понимают правильно: услышат что-то, а дальше домысливают сами. Отсюда и возникает непонимание.
  2. «Отец про доходы, а мать — про расходы», — говорит русская пословица. В ней говорится о непонимании между членами семьи, когда отец говорит об одном, а мать – о другом.
  3. «Один про Фому, другой про Ерему», — говорил русский народ в пословице о непонимании. Непонимание возникает между людьми, когда они говорят о разных вещах и совершенно не слышат друг друга. Когда один говорит про Фому, другой – про Ерему.
  4. «Как слепой о красках рассуждает», — говорит русская пословица. В ней имеется в виду то, что люди часто не понимают друг друга, так же, как и слепой ничего не понимает в красках.
  5. «Это дело нужно разжевать», — считает русский народ в пословице. Так он говорит в случае, когда дело следует обсудить.
  6. «Непонимание делает из друзей врагов», — гласит русская пословица. Действительно, народ справедливо отмечает, что непонимание запросто может развести друзей и сделать их врагами.
  7. «Иногда непонимание хуже всякой ненависти», — отмечает русский народ в пословице. Он сравнивает непонимание и ненависть и считает, что непонимание хуже ненависти. Оно также способно привести к ссорам, размолвкам и разладу.
  8. «Понимание — начало согласия», — говорит русская пословица. В ней отмечается, что понимание – это первый шаг к согласию. Когда люди понимают друг друга, они обязательно придут к компромиссу.
  9. «Взаимное понимание требует взаимной лжи», — считает русский народ в пословице. Он утверждает, что для взаимного понимания необходима взаимная ложь.

Афоризмы

  1. «Объясниться всегда можно, но понять друг друга никогда», — говорил французский писатель и литературный критик Анатоль Франс. По его мнению, люди не способны понимать друг друга. Они могут объясняться, слушать, слышать, говорить, но не понимать.
  2. «Кто понимания требует, вряд ли хочет, чтобы его понимали правильно», — говорил Александр Круглов, русский издатель, поэт, писатель и журналист. Он утверждает, что человек, который требует понимания, редко желает, чтобы его поняли, потому что тот, кто стремится к пониманию, будет этого не требовать, а стараться объяснить свою позицию. 
  3. «Взаимопонимание это не столько общее мнение, сколько общие ценности. При несхожих ценностях мы говорим на разных языках, даже употребляя те же самые слова», — писал русский поэт, писатель и журналист Александр Круглов. Он  был убежден, что взаимопонимание зависит не от общего мнения, а от общих ценностей. Люди, которые имеют разные жизненные ценности, не способны понять друг друга, как будто говорят на разных языках, даже если употребляют одни и те же слова.
  4. «Мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково», — говорит российский писатель, автор юмористических книг Константин Мелихан. Он считал, что мудрые люди умеют договариваться и понять друг друга, хотя и думают по-разному, а дураки, хотя и думают одинаково, но выслушать и понять друг друга не способны.
  5. «Из-за непонимания каждый день мы теряем своих близких. И, живя с ними, становимся одинокими», — утверждал Ишхан Геворгян. Он считал, что непонимание часто разводит даже некогда близких людей, делает их совершенно чужими друг другу. И даже если они живут рядом, но не находят взаимного понимания, они остаются одинокими.
  6. «Непонимание делает из друзей врагов»,  — говорил Лион Фейхтвангер, немецкий писатель. По его мнению, непонимание может сделать из самых верных друзей настоящих врагов.  
  7. «Начинают спорить потому, что не понимают друг друга, и кончают непониманием друг друга потому, что спорили», —  считал Пьер Буаст, французский лексикограф и поэт. Он утверждал, что непонимание рождает спор, который приводит к еще большему непониманию.
  8. «Постоянная доброта на многое способна. Как солнце растапливает лёд, так доброта испаряет непонимание, недоверие и враждебность»,  — говорил Альберт Швейцер,  немецкий теолог, философ, музыкант и врач. Он утверждал, что доброта способна на многое. Она способна испарить недоверие, непонимание между людьми, враждебность так же, как солнце способно растопить лед.
  9. «Мы часто сталкиваемся с непониманием окружающих. Но не стоит думать, что эти люди против нас, скорее всего они просто за себя», — утверждает Дмитрий Владимирович Нагиев,  российский актёр, шоумен, теле-и радиоведущий. Как тонкий психолог, он утверждал, что, когда мы сталкиваемся с непониманием окружающих нас людей, не стоит думать, что эти люди настроены против нас. Нет. Просто каждый в этом мире сам за себя, поэтому люди и не пытаются понять друг друга.
  10.  «Из-за непонимания друг друга единство в прошлом было невозможно. Значит, нам необходимо просвещение. Нам нужно осветить друг друга. Свет создаёт понимание, понимание создаёт любовь, любовь создаёт терпение, а терпение создаёт единство. Когда у нас будет больше понимания [света] друг о друге, мы перестанем осуждать друг друга, и тогда возникнет Единый фронт»,  — считал Малкольм Икс, американский борец за права человека. Он утверждал, что единство не рождается из-за непонимания. Чтобы его победить, нужно просветить друг друга, так как свет ведет к пониманию, понимание – к любви, а любовь создает терпение, которое в свою очередь уже создает единство.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий