Аргументы из жизни и литературы на тему “Сознательность”

Аргументы из жизни и литературы на тему Банк аргументов

Не часто, наверное, в обычной жизни мы задумываемся над темой «Сознательность», не задаем себе вопросы о том, что это такое, как определить, сознательный человек или нет, для чего нужно это качество, но для сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ по русскому языку эти вопросы, на которые следует не только ответить в сочинении, но и подобрать примеры из жизни и литературы для аргументации своего мнения, являются актуальными. Команда Литероведа тоже задумалась над ними и постаралась не только дать определение понятию «сознательность» и ответить на поставленные вопросы, но и подобрать нужные аргументы из различных источников.

Проблема

Что такое сознательность? Нужна ли она человеку? Как определить сознательность человека?

Отношение автора к проблеме

Сознательность – это положительное качество характера, умение разбираться в жизненных обстоятельствах, оценивать их и определять свое поведение.

Аргументы

  1. Сознательность – очень ценное человеческое качество.
  2. Сознательность помогает достигать поставленных целей.
  3. Сознательность является двигателем прогресса.
  4. Сознательность чаще проявляется в экстремальных ситуациях.
  5. Сознательными могут быть не только взрослые, но и дети.
  6. От нашей сознательности зависит наше будущее.
  7. Основным признаком сознательности является способность человека к самокритике.
  8. Сознательность предполагает осознанную ответственность за все сферы своей жизни: внешней и внутренней.
  9. Сознательность дает возможность для самосовершенствования.
  10.  Побеждая отрицательные качества своего характера, человек вырабатывает в себе сознательность.

Синонимы к слову сознательность

Многосознательность,  намеренность,  прогрессивность,  осмысленность,  осознанность,  преднамеренность, умышленность, обдуманность, разумность, резонность, благоразумие, нарочитость, демонстративность, предумышленность, сознание.

Эпитеты к слову сознательность

Высокая, гражданская, политическая, революционная, классовая, большая, трудовая, патриотическая, коммунистическая, большевистская, пролетарская, общественная, растущая, партийная, былая, личная, исключительная, женская, полная, всякая, высочайшая, общая, похвальная, комсомольская, общеизвестная, недостаточная, низкая, мусульманская, наибольшая, высшая, массовая, феноменальная, показательная, глубокая, потрясающая, экономическая, нравственная, рабочая, непоколебимая, единодушная, идейная, таинственная, пущая, особая, слабая, возросшая, новая, интенсивная, прочая, родительская, спящая, необычная, окончательная, передовая, потребительская, профессиональная, спонтанная, чрезмерная, малая, глубокая.

Аргументы из литературы

  1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Очень часто литературные герои попадают в экстремальные ситуации, когда требуется концентрация силы воли, смелости, решительности, сообразительности. Именно в таких условиях герой проявляет всю сознательность, на которую способен. Главный герой рассказа «Васюткино озеро» В.П.Астафьева – тринадцатилетний подросток Васютка. Однажды он отправился в тайгу за орехами и, отвлекшись на глухаря, которого хотел пристрелить, заблудился. Четыре дня подросток плутал в тайге, прошел шестьдесят километров, но сумел не только выжить и выйти к людям, но и открыл в тайге богатое рыбой озеро, которое потом назвали его именем. Что было бы, если бы Васютка не проявил сознательность? Наверное, случилась бы беда. Но, к счастью, подросток смог взять себя в руки, оценить обстановку, вспомнить все, что знал он от взрослых о жизни в лесу, и применить эти знания на практике. Васютка помнил, как определять стороны света по деревьям, умел по-охотничьи готовить дичь на костре и обустроить ночлег по всем правилам безопасности. Он правильно рассчитывал свои силы и запасы продуктов, экономил и берег их. Мальчик наблюдательный и смекалистый. Он исследовал озеро, которое обнаружил в тайге, и понял, что оно проточное и впадает в реку. Благодаря этому открытию Васютка выходит к Енисею, где его и подобрали рыбаки и доставили домой. Так сознательность, умения, мужество помогли подростку выжить в лесу.

2.Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Сознательность – это качество, которое могут проявлять не только взрослые, но и дети. Среди литературных героев есть не по-детски мудрые. К таким героям можно, бесспорно, отнести Маленького принца – персонажа сказки-были «Маленький принц» Антуана де Сент – Экзюпери. Герой живет один на маленькой планете, где у него есть персональные вулканы и любимая, но очень капризная роза. Маленький принц очень бережно относится к своему дому. «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», – советует он. Герой проявляет недетскую сознательность, так как понимает, что жить среди беспорядка невозможно, это может уничтожить его планету. Однажды, обидевшись на розу, Маленький принц отправляется путешествовать. Оказываясь на других планетах, он встречает разных людей. На Земле он познакомился с Лисом, который стал его другом и от которого он узнал много нового. Те истины, которые открылись герою на Земле, становятся для него важными и ценными уроками. Здесь Маленький принц обретает мудрость. Но он заскучал по своей розе и решил вернуться к ней на свою крохотную планету. По его мнению, роза без него не сможет прожить, пропадет, а Маленький принц считал себя ответственным за нее, так как он ее приручил. На наш взгляд, это тоже проявление сознательности – нести ответственность за других.

3. Е.И. Носов «Кукла».  

Ученые в один голос утверждают, что из всех живых существ, обитающих на земле, сознательностью обладает только человек. Усомниться в этом нас заставляет рассказ Е.И. Носова «Кукла». В произведении рассказчик повествует о возвращении в родные места, где он не был несколько лет. Изменения, которые произошли за эти годы, неприятно удивили. Он не находит шалаш Акимыча, перевозчика и своего старого фронтового товарища. С тревогой и болью автор видит обмелевшую реку, где когда-то приятно было рыбачить, заболоченный омут, заросший донной тиной. Почти не стало и Липиной ямы, которая некогда была пучиной, а сейчас превратилась в грязный серый меляк, на котором мог стоять на одной лапе даже гусак, не подозревая, что когда-то под ним было шесть-семь метров кипучей глубины. И все это результат несознательной, бездумной деятельности человека, потому что удобрения с полей смываются в водоемы. Но еще больше потрясла и рассказчика, и главного героя рассказа – Акимыча история с куклой, которую старый фронтовик находит изуродованной какими-то хулиганами. Равнодушное отношение к истерзанной игрушке так сильно расстроила Акимыча, что он, как это часто бывает в минуты особых волнений, онемел на некоторое время. Он похоронил куклу, так как она для него не просто игрушка, а подобие человека. Автор осуждает людей, которые равнодушно проходят и мимо обезображенной куклы, и мимо обмелевших водоемов, а также несознательное, бездушное отношение к природе и друг другу.

Аргументы из жизни

  1. Часто с экранов телевизоров, в интернете  слышатся речи о глобальном потеплении, которое негативно отражается на экологии нашей планеты. Рассуждая о глобальных проблемах, человек забывает оглядываться вокруг. А оглянуться стоило бы, потому что большие беды начинаются с малых. Человек выезжает на природу: в лес, на речку – и везде оставляет следы своего присутствия. После него остается неубранный мусор, который будет наносить вред природе в течение нескольких лет или даже десятков или сотен лет. Человек сливает отходы производства в реки, безжалостно вырубает леса, лишая естественной среды обитания животных и птиц, дым от заводов и фабрик отравляет воздух ядовитыми выбросами в атмосферу. Хозяин земли чрезмерно потребляет ресурсы планеты, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Это все примеры неосознанного отношения к природе. Человеку необходимо вспомнить, что Земля является домом не только для него, но и для животных, птиц, насекомых, которые тоже пострадают в случае экологической катастрофы. А чтобы ее предотвратить, каждому из нас следует начать сознательно относиться к нашему общему дому, беречь ее и защищать. Проявлением сознательности будет служить отказ от чрезмерного потребления ресурсов, уменьшение ядовитых выбросов, культурное поведение на природе во время отдыха. 
  2.  Многие ли ученики любят учиться? Думаю, большинство предпочло бы иметь персональную золотую рыбку, исполняющую желания, волшебную палочку или волшебное зернышко, как в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Нежелание добывать знания происходит от несознательности. Не все дети понимают, зачем учиться, для чего им нужно учить химию, биологию, историю, физику, если они хотят быть, например, певцами или актерами. Они считают, что все эти предметы никак не пригодятся им в будущем. Но, бесспорно, есть и такие, которые к учебе проявляют сознательное отношение. Их сознательность проявляется в понимании роли и значения образования в их жизни. Они знают, что знания – это вклад в их будущее. Имея отличные знания и умения, можно стать прекрасным специалистом, зарекомендовать себя с положительно стороны, добиться поставленных целей, достичь намеченных высот. Поэтому такие дети упорно «грызут гранит науки». Им интересно все: и химия, и физика, и биология, и литература. Они с увлечением изучают языки как пропуск в большой мир, с удовольствием общаются не только со своими ровесниками, но и с людьми старших поколений. Повзрослев, они становятся волонтерами, чтобы не по принуждению, а по доброй воле помогать другим людям, которые нуждаются в помощи. И это их сознательный выбор и жизненная позиция.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Ум без разума – беда», – гласит русская пословица. В ней говорится, что если есть ум, но человек не может его применить, то есть не обладает разумом, сознательностью, это настоящая беда.
  2. «Разум, совесть да честь – лучшее, что у человека есть», – говорится в русской пословице. Она отмечает, что самое лучшее, что есть у человека – это честь, совесть и разум. Из этих трех качеств составляется образ идеального человека.
  3. «Разумный и в пустыне дорогу найдёт, а глупый и по дороге заблудится», – говорит русская пословица. Для того чтобы  не потеряться на жизненном пути, нужен разум. Разумный человек найдет дорогу и в пустыне, а глупый человек и на дороге заблудится.
  4. «Много худа на свете, а нет хуже худого разума», – говорили наши предки в русской пословице. Они считали, что на свете много плохого есть, но самое худое – это отсутствие сознательности, разума.
  5. «Разум человека сильнее его кулаков», – считал русский народ. При помощи разума можно победить любого врага, переубедить любого противника.
  6. «Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай да на ус мотай», – говорит русская пословица. В ней отмечается, что ребенок, кушая кашу, слушает сказку не просто так, он должен вникать в смысл, думать, делать правильные выводы, запоминать.
  7. «Кто сам собой всегда доволен, тот разумом немножко болен», – считал русский народ. В пословице он говорит, что того человека, который всегда доволен собой, не относится к себе, своим словам и поступкам критично, можно назвать больным, так как он не обладает разумом и сознательностью.
  8. «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять,  когда жать,  когда в скирды метать», – наставляли наши мудрые предки в пословице. Они отмечали, что каждый человек должен проявлять сознательность: наблюдать, оценивать, решать и делать выводы, что и в какой срок нужно делать.
  9. «Чтоб других учить,  надо свой разум наточить», – утверждает русская пословица. По мнению наших предков, чтобы учить кого-то и чему-то, нужно сначала научиться самому. 
  10.  «Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит», – считает русский народ. Он справедливо утверждает, что человек, который не умет управлять собой, своим разумом, не проявляет сознательность, не может учить других людей, подавать им пример.

Афоризмы

  1. «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности», – считал гениальный физик – теоретик Альберт Эйнштейн. Он утверждал, что настоящий прогресс зависит от сознательности человека, потому что только сознательный человек может адекватно оценивать происходящее, просчитывать сценарии будущего и планировать свои действия.
  2. «Люди – естественные подражатели. Чем больше вы осознаете положение, манеры  и выбор слов другой стороны и чем более тонко отражаете их, тем точнее вы будете воспринимать их точку зрения», – утверждал  американский писатель и журналист Дэниель Пинк. По его мнению, чтобы понять точку зрения, мнение другого человека, нужно сначала осознать, в каком положении находится человек, почему он так себя ведет и так говорит.
  3. «Как страшен может быть разум, если он не служит человеку», – говорил древнегреческий драматург Софокл. По его мнению, человек, который обладает разумом, но не обладает сознательностью, то есть не умеет разум подчинять себе, поистине страшен.
  4. «Сознание есть отличительный признак совершенного существа», – писал Людвиг Андреас фон Фейербах, немецкий философ. Он считал, что человек отличается от других существ тем, что обладает сознанием. Не будь его –  человек уподобился бы животным.
  5. «В нашей культуре полностью сознательностью обладал только Иисус Христос и, возможно, некоторые святые», – считает  советский и российский лингвист, филолог Вадим Руднев. По его мнению, простому человеку сознательность в полной мере недоступна. Этим качеством обладал только Иисус Христос и святые.  
  6. «Говорят, что любовь слепа, но доброта обязана быть сознательной», – считал Ральф Уолдо Эмерсон, американский эссеист, поэт, философ. Он напоминал, что любовь может быть слепой, тогда человек не способен правильно оценивать и характеризовать любимого. Это часто ему прощается. Но доброта обязана быть сознательной, то есть, совершая добрые дела, человек должен задумываться, какие способы  он выбирает, ради кого совершается доброе дело и как это отзовется в будущем.  
  7. «Несчастным может быть только существо сознательное», – считал французский математик, физик, философ Блез Паскаль. Он утверждал, что чувствовать себя счастливым или несчастным может только человек, потому что только сознательному существу характерны эти чувства.
  8. «Пустота возможна лишь как понятие в сознании человека: природа не терпит пустоты», – утверждал древнегреческий философ Аристотель. Он говорил, что в природе нет и не может быть пустоты. Она существует только в сознании человека.
  9. «Сознавать – значит видеть», – считал французский писатель Виктор Гюго. По его мнению, человек, который обладает сознательностью, обладает вторым зрением.
  10.  «Все, что вы делаете, каждая ваша мысль, каждое слово, которое вы произносите, создает память, которую вы будете хранить в вашем теле. Это отпечатывается на вас и воздействует на вас тонкими способами – способами, которые вы не всегда знаете. Имея это в виду, будьте очень сознательными и избирательными», – считает американская актриса и певица Филисия Рашад. Она утверждает, что человеку нужно проявлять сознательность и быть избирательным к словам и поступкам, так как они составляют особую память, которую мы сохраняем в своем теле. Все это в будущем воздействует на нас разными способами, выбор которых зависит именно от наших слов и поступков.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий