Аргументы из жизни и литературы на тему «Забвение прошлого грозит его повторением?»

Аргументы из жизни и литературы на тему Банк аргументов

Для написания итогового сочинения на тему «Забвение прошлого грозит его повторением?» по направлению «Забвению не подлежит» необходимы аргументы из жизни и литературы для аргументации собственного мнения, так как без опоры на художественные произведения невозможно получить «зачет» по одному из критериев оценивания сочинения. Команда Литероведа подобрала примеры из произведений русских писателей, привела жизненные примеры, а также собрала афоризмы и пословицы по теме, которые могут пригодиться при подготовке к сочинению.

Проблема

Грозит ли забвение прошлого его повторением?

Отношение автора к проблеме

История знает много примеров, которые доказывают, что, когда человек забывает о прошлом, он рискует повторить те же ошибки, испытать те же чувства, которые испытали предки.

Аргументы

  1. Забыть прошлое – значит повторить ошибки наших предков.
  2. Забыть прошлое – значит не иметь возможности извлекать полезные уроки из опыта предков для счастливого будущего.
  3. Изучая прошлое, мы заглядываем и в будущее, так как история развивается циклично.
  4. Забвение прошлого перечеркивает весь опыт предыдущих поколений.
  5. Забыть прошлое – значит испытать в будущем те же негативные чувства, эмоции, ту же боль, которые испытывали наши предки, совершая ошибки.
  6. Если бы человек не запоминал уроки прошлого, он бы остановился в развитии.

Синонимы к слову забвение

Пренебрежение, забытье, дремота, дрема, невнимание.

Синонимы к слову прошлое

Былое, история, пережитое, вчерашнее, минувшее, древнее, старинное.

Синонимы к слову грозить

Угрожать, грозиться, навлечь, опасаться, нависнуть, бояться, рисковать, пригрозить, страшить, несдобровать, обречь, надвигаться, страшиться, сулить, предотвратить.

Синонимы к слову повторение

Возобновление, подражание, отголосок, отзыв, рецидив, воспроизведение, воссоздание.

Эпитеты к слову забвение

Полное, поспешное, вечное, счастливое, холодное, временное, пришлое, сладкое, спасительное,  желанное, сладостное, пучинное, благословенное, краткое, минутное, скорое, полнейшее, недолгое,  простое, черное, глубокое, милосердное, окончательное,  великое, быстрое, подобное, долгое, кратковременное, долгожданное,  темное, тупое, сонное, мимолетное, длительное, нужное, безмолвное,  всеобщее, приятное, ищущее, мгновенное, наркотическое, предсмертное, благотворное, целительное, холодное, дающее, тихое, общее, абсолютное, ночное, благодатное, постепенное, короткое,  незаслуженное, совершенное, частичное, пламенное, постоянное, заслуженное, необходимое, приносящее, мирное, данное, бессмысленное.

Эпитеты к слову прошлое

Далекое, недавнее, собственное, темное, славное, общее, криминальное, боевое, историческое, глубокое, бурное, давнее, военное, уголовное, преступное, отдаленное, забытое, великое, богатое, героическое, счастливое, сомнительное, страшное, недалекое, проклятое, тяжелое, безупречное,  скандальное, мрачное, мертвое, туманное, ужасное, советское, известное, позорное, прекрасное, чужое, безвозвратное, печальное, невозвратное, трагическое, спортивное, коммунистическое, милое, кровавое,  ближайшее, армейское, русское, ушедшее, довольное, любое, тюремное, грязное, таинственное, близкое, горькое, светлое, революционное, личное, другое, легендарное, загадочное, постыдное, реальное.

Эпитеты к слову повторение

Бесконечное, новое, бесчисленное, многократное, точное, постоянное, частое, навязчивое, краткое,  вечное, монотонное, простое, живое, полное, дословное, механическое, настойчивое, троекратное, бессмысленное, регулярное, возможное, непрерывное, автоматическое, быстрое, нужное, унылое, любое, последнее, буквальное, всякое, некое,авторское, неизменное, терпеливое, очередное, мысленное, поминутное, бездарное, однообразное, непрестанное, тупое, циклическое, назойливое, вегетативное, спокойное, тройное, подобное, вынужденное, пятикратное, многочисленное, обычное, ленивое, абсолютное, неограниченное, неизбежное, надоедливое, зеркальное, неустанное, упорное, скучнейшее, беспрестанное, многозначительное, сплошное, ежемесячное.

Аргументы из литературы

  1. А.Т. Твардовский «Дом у дороги». «Дом у дороги» -трагедийная поэма А.Т. Твардовского. С огромной горечью поэт рассказывает о тяжелой судьбе Родины в годы Великой Отечественной войны, о разрушенных домах, угнанных в плен солдатах, женщинах, детях. В начале произведения автор обращается к русскому солдату, чтобы сказать ему, что он сам прошел по дорогам войны и никак не мог вернуться к тетрадке с начатой песней о доме у дороги. Этот дом принадлежал порядочной и трудолюбивой семье Сивцовых. Хозяин ранним утром вышел на луг, но не успел довести прокос до конца: «завыла война» страшным голосом, и собрался солдат на фронт, чтобы защитить свой дом, свой луг, свою семью, пашню. А.Т. Твардовский рассказывает, как  война все ближе и ближе подходила к солдатскому двору, она погнала женщин и подростков копать траншеи, чтобы остановить врага, не допустить к родному крыльцу. Но жестока война, она согнала с родного порога людей, лишила детей отцов, жен оставила без мужей, а стариков без крепкой опоры. Война-разлучница разбросала семьи по всей земле, погнала жену и детей Андрея Сивцова, а вместе с ними еще тысячи женщин и детей в немецкий концлагерь, в плен, где им пришлось вынести нечеловеческие лишения, всяческие издевательства и унижения. Анна, как настоящая Мать, благодаря своей выносливости, нравственной силе смогла не только выжить в гитлеровском аду и сберечь своих детей, но и совершить поистине материнский подвиг — родить сына, которого она назвала отцовским именем. Невозможно без кома в горле читать произведение, в котором слышится народный плач. В конце поэмы автор повествует о возвращении Андрея Сивцова  в разрушенный дом, который он начинает заново отстраивать и ждет возвращения семьи в родное гнездо. Это неправильно и горько, когда не жена ждет мужа у порога, а муж, будто заново отстраивая разрушенную войной жизнь, ждет родных и любимых. Поэма «Дом у дороги» — гневный протест автора против войны и тех людей, которые ее развязали, которым она была выгодна. Чтобы она никогда больше не повторилась на нашей земле, поэт обращается ко всем нам: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».
  2. А.Т. Твардовский «По праву памяти». А.Т. Твардовский в поэме «По праву памяти», написанной в последние годы жизни поэта, рассказывает о непростых как для истории, так и для самого автора страницах прошлого. Эта поэма далась автору нелегко, она о сталинских репрессиях. Это была, действительно, трагедия для русского народа. Боль, несправедливость этих репрессий коснулись и семьи автора. Его отца, простого труженика, привыкшего работать от зари до зари, потом и кровью добывающего кусок хлеба, назвали кулаком и сослали со всей семьей в Сибирь, где с барачных стен и потолка свивает иней. Страшно представить, что испытал человек, который был привязан к родной земле, привык на ней трудиться, чья рубашка не высыхала от пота. В первой главе «Перед отлетом» автор передает свои воспоминания, он рассказывает о юношеских мечтах и планах, которые томились в его сердце, звали в дорогу от отчего порога. Рассказчик желал быть верным своей отчизне, народу, приносить пользу им, а если нужно, то отдать и жизнь. Многому из этих планов и целей не суждено сбыться, многие дороги будут закрыты из-за клейма «сын врага народа». Это была огромная, кровоточащая рана, которая не закрывается и спустя много лет, после пережитых событий. В своих переживаниях, разрушенных планах он обвиняет Сталина и его режим. Безжалостно, словно игрушками, он играл судьбами и душами живых людей, ломал им жизнь, видимо, ни разу не задумавшись, какие ошибки он совершает. Обвиняет автор и брежневский режим, который предлагал закрыть глаза на эту трагедию, забыть эту неприятную страницу историю. Но забыть ее невозможно. Твардовский справедливо считает, что правду истории должны помнить все поколения, чтобы не допустить того, что пришлось пережить ему и его семье.
  3. А.А. Ахматова «Реквием». Массовые репрессии в стране, трагические события в личной жизни, связанные с двумя арестами и ссылкой сына и мужа, почти полтора года, проведенные в очередях у ленинградских тюрем, подтолкнули А.А. Ахматову к написанию поэмы «Реквием». Пять лет в нечеловеческих условиях работала поэтесса над произведением, которое становится голосом народа, вынужденного молчать в страшные годы ежовщины. Словно на экране кинотеатра, поэтесса проецирует в стихах всю Россию: сибирскую вьюгу, и «кремлевские башни», и великие русские реки: Енисей, «тихий Дон», Неву. На всех просторах родины только страдания, плач, страх, где живые завидуют даже мертвым. А мертвые улыбаются, обретя покой. Лирическая героиня рассказывает и о своей личной трагедии, передает огромное горе матери, сына которой семнадцать месяцев держали в ленинградской тюрьме «Кресты», а ей пришлось простаивать бесконечные молчаливые очереди, ожидая приговора, томясь от неизвестности. Невозможно передать словами безграничное горе женщин: матерей, жен, сестер, которые страдали вместе с А. Ахматовой. Она признается, что после семнадцати месяцев страданий изменилась: ничего в ней не осталось от «царскосельской веселой грешницы». Она превратилась в бессловесную тень, обессилевшую и обезумевшую от горя. Ударом для нее стал приговор сыну. Героиня находится между жизнью и смертью, пытается умереть или убить память, чтобы не испытывать тех невыносимых страданий, выпавших на ее долю. Но все тщетно. Она обвиняет в этом тот страшный режим, который не видит в человеке никакой ценности, убивает его, калечит, пытает в тюрьмах. А.А. Ахматова призывает потомков знать об этих ужасных страницах истории, призывает их жить так, чтобы никогда не испытать таких страданий.  
  4. М.А. Шолохов «Тихий Дон». К трагическим событиям отечественной истории обращается и М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон». Это произведение обо всех ужасах и страданиях Гражданской войны, когда сын шел против отца, а брат – против брата. В изображении писателя гражданская война показана как величайшая трагедия, которая имела тяжелые последствия. Автор старался не искажать правду о тех событиях, он работал с архивами, мемуарами, выслушивал личные впечатления участников событий, изучал факты. М.А. Шолохов показывает, как спокойная, мирная жизнь казаков и их семей разрушается безжалостной войной, которая расколола мир надвое. Казаки разделились на два лагеря, которые ненавидят друг друга и враждуют между собой. Страшно читать сцены, в которых описываются насилие, мародерство, уничтожение пленных, убийства. Потрясает момент гибели Петра Мелехова с товарищами. Их убивают те, с кем они росли вместе, бегали по одной улице. Страшно, что Гражданская война сделала врагами не только вчерашних друзей, но и членов одной семьи. Главный герой романа – Григорий Мелехов – душевно опустошен этой войной, искалечен морально и физически. Он воевал то на стороне красных, то служил в белогвардейских частях. Но не было у него уверенности, что он идет правильной дорогой. Григорий много раздумывает, холодеет сердцем, задается мучившими его вопросами и не всегда находит ответы на них. На его примере автор показывает, что война меняет мировоззрение людей, их характеры, сознание. Она испытывает людей, превращает их в наполненных злобой животных, не способных на проявление милосердия, доброты, сострадания, забывших о семейных ценностях, искренней и чистой любви. Автору удалось показать всю мерзость войны через чувства и переживания Григория Мелехова. В понимании автора, война всегда бессмысленна и беспощадна. Поэтому, чтобы эти страшные события, принесшие людям много горя и страданий, не повторились, нужно помнить о них.
  5. «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» справедливо называют памятником древнерусской литературы. События, описанные в произведении, имеют историческую основу.  Неизвестный автор, рассказывая о походе князя Новгород-Северского Игоря против половцев в 1185 году, вкладывает в повествование важную мысль: победить сильного врага можно только объединившись, только в единстве заключается великая сила, мощь. Он осуждает Игоря за необдуманный поступок, желание прославиться, за излишнее тщеславие. Князь, объединив свою дружину с дружиной брата Всеволода, малыми силами выступил в поход против половецкого войска. Первый бой был удачным для князя, а следующий, когда подоспело к половцам пополнение, приносит ему горькое разочарование. Его дружина терпит поражение, погибает брат Всеволод. Их отец Святослав, мудрый человек и правитель, вторит автору «Слова о полку Игореве» и тоже обвиняет своих сыновей в том, что «рано начали они славы себе искать». Он перечисляет все междоусобицы, которые происходили на русской земле, обращается к прошлому. Святослав советует запомнить эти события, чтобы они стали наглядным уроком не только для русских князей, но и для их потомков, чтобы не допустить их повторения. Игорь пренебрег опытом предков, поэтому и оказался в трудном положении: сам он попал в плен, а вся дружина разбита, что принесло много горя в каждую семью на русской земле. Этот неудачный поход позволил половцам вновь совершать набеги на Русь, разорять ее земли, убивать, зверствовать, уводить в плен. Присмиревшие на короткий срок после похода в 1184 году Святослава, князя киевского, они вновь осмелели. Ошибки, совершенные Игорем, преподали ему важный урок, который необходимо было усвоить не только ему, но и нам, современному поколению.
  6. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы». Один из трагических периодов нашей истории – это годы сталинского правления. Это время репрессий, доносов, страшной атмосферы несвободы. В этот страшный период ломаются судьбы миллионов людей, их семей, соседей, родственников. В.Т. Шаламов – писатель, который прошел через ссылку и сталинские лагеря, о которых говорил как об отрицательной школе от первого дня до последнего для всех, кто имел несчастье туда попасть. Он признавался, что не пожелал бы пройти через эту школу ни начальнику, ни подчиненному, но считал своим долгом рассказать правду, несмотря на то, что она страшна и неприглядна. Сталинские лагеря оставили его без семьи, от него отвернулись друзья, но ничто не сломило писателя. Все увиденное  и услышанное в ссылке автор обобщает в «Колымских рассказах». Писателя называют летописцем колымских лагерей. В течение двадцати лет он писал этот сборник, в котором рассказывает о лагерном быте, зверствах надзирателей, невыносимых условиях, которые калечили душу человека, ломали характеры заключенных. Безжалостно, без красок и средств выразительности он рассказывает об изнеможении, мучительной смерти, нравственных и физических страданиях, нравственной деградации, о голоде и холоде, одиночестве. Рассказ за рассказом внушают читателю мысль о том, что лагерь растлевает человеческие души. Заключенные будто перестают быть людьми, они не жаждут любви, не дорожат даже своими жизнями, но мечтают о свободе. Например, в рассказе «Последний бой майора Пугачева» автор повествует о сильных, смелых людях, прошедших всю войну, принесших славу Родине и провинившихся лишь в том, что оказались волей судьбы в фашистском плену. Они, закаленные войной, предпринимают побег, и хотя понимают, чем это закончится, но за миг, проведенный на свободе, готовы отдать жизнь. В «Колымских рассказах» — жестокая правда истории, поэтому их нужно прочитать, чтобы больше никогда не повторилось то, о чем так старательно рассказывает автор.

Аргументы из жизни

  1. В центре нашего села стоит памятник воинам-землякам, отдавшим свои жизни за Родину в страшные годы Великой Отечественной войны. У памятника – мраморные плиты с именами тех, кто отдал свою жизнь за светлое мирное небо, за счастливое будущее, за великую Победу и не вернулся с войны, а также тех, кто умер в мирное время. Среди этих имен и имя моего дедушки Андрея Ивановича П., воевавшего против немецких захватчиков, ковавшего вместе с другими солдатами Победу. Он ушел на фронт двадцатилетним парнишкой, молодым, безусым, дошел до Кениксберга, освобождал этот город, где потом удивительным образом оказалась его дочь, которая и поныне живет там. Дед был молчаливым человеком, не любил рассказывать о той войне, все больше размышлял, хотя в детстве я не понимала, почему он немногословен. Только сейчас, когда я стала взрослой и прочитала много книг о войне, посмотрела много фильмов, понимаю, что война – это ужасы и страдания, смерть, голод, холод, страх. Это то, о чем не хочется ни думать, ни говорить, а только молчать. Я часто жалею о том, что не слышала рассказов дедушки о тех страшных днях, потому что мало могу рассказать о его прадедушке сыну, а потом своим внукам. Каждый год я с гордостью выхожу с портретом сержанта П. на шествие «Бессмертного полка», чтобы пройтись по улицам села и показать, что это и он, мой дед, ковал Победу. Забыть о событиях Великой Отечественной войны — значит предать память о родном человеке, о его героическом подвиге, силе и храбрости.
  2. Каждый человек должен знать историю своего народа, своей родины, семьи. Не зная прошлого своей маленькой и большой родины,  своих корней, люди рискует стать «Иванами, не помнящими родства». С целью патриотического воспитания в нашей школе несколько лет назад  был создан краеведческий музей, в котором хранится много экспонатов, рассказывающих о быте, традициях и культуре наших предков. Большинство из этих вещей переданы односельчанами, бабушками и дедушками наших учеников. Ежегодно музейный фонд пополняется новыми экспонатами, потому что каждый ученик желает оставить о себе добрую память, сделать что-то полезное для школы. С большим интересом они посещают музей, слушают учителя родного языка и литературы, ее рассказы о тех или иных предметах утвари, орудиях труда предков, разбирают этимологию слов, определяют, какие из слов, обозначающих названия экспонатов, используются в речи, а какие ушли в пассивный состав языка. Старшеклассники с удовольствием готовят и проводят экскурсии для учащихся начальных классов. Эти мероприятия помогают детям заглянуть в прошлое предков, узнать о них больше, чтобы лучше понять самих себя.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Добро скоро забывается, а худое в памяти сохраняется», — гласит русская пословица. Она утверждает, что человек с легкостью забывает доброе, но сохраняет в памяти все худое.
  2. «Что забудется, то не сбудется», — говорится в русской пословице. В ней говорится о том, что то, что хотели исполнить, но забыли, не сбудется до тех пор, пока вновь об этом деле не вспомнят.
  3. «Жив буду, не забуду», — утверждает русский народ в пословице. Он считает, что пока человек жив, он помнит обо всем, что для него важно, что ему дорого.
  4. «Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли», — говорили наши предки. Они считали, что мертвыми можно считать тех, о ком забыли. Но пока есть люди, которые помнят об ушедших в мир иной, их нельзя считать мертвыми.
  5. «Время уходит — память остается», — говорят в народе, имея в виду то, что время нельзя остановить, оно течет, меняется, а остается только память об ушедших днях.
  6. «Не будь грамотен, будь памятен», советовал русский народ. Хороший человек должен всегда помнить о прошлом, не забывать своих предков.
  7. «По старой памяти, что по грамоте», — говорится в русской пословице. В ней отмечается то, что если человек о чем-то помнит, то говорит и делает это по памяти, как по писанному.
  8. «Будет помнить: закажет своим внукам и правнукам», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что каждый человек должен знать свое прошлое и рассказать о нем своим внукам и правнукам.
  9. «Без памяти разум туп», — гласит русская пословица. Она считает, что если у человека нет памяти, чтобы запомнить важные события и факты, то разум такого человека можно назвать тупым.
  10.  «Научиться чему-нибудь трудно, а забыть совсем легко», — говорили наши предки в пословице. Они считали, что научиться чему-то, что-то запомнить бывает очень трудно, зато забывается все быстро и легко.  

Афоризмы

  1. «Жизнь умерших продолжается в памяти живых», — утверждал древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон. По его мнению, мертвые, о которых не забывают, остаются жить в благодарной памяти потомков.
  2. «Скоро ты забудешь обо всем, и всё, в свою очередь, забудет о тебе», — считал один из римских императоров и философов Марк Аврелий. Он утверждал, что наступает момент, когда человек забывает  обо всем, но его тоже, в свою очередь, всё и все забывают.
  3. «Забвение — утрата не информации, а ценности», — писал Александр Круглов, русский писатель, поэт и журналист. По его мнению, забыть – это не просто утратить информацию, это значит потерять нечто важное.
  4. «Забвение — вторая смерть, которой великие натуры страшатся больше, чем первой», — говорил французский писатель Станислав Буффлер. Он утверждал, что великие натуры боятся забвения так, как не боятся смерти, потому что забвение значит для них  настоящая смерть.
  5. «Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло», — считал немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. По мнению классика, человек не знает, о скольких вещах он может забыть. Это с одной стороны великое благо, а с другой огромное зло. Хорошо, когда стирается из памяти что-то плохое, которое нужно забыть, но плохо, если перестают помнить о важных датах, событиях, которые необходимы для опыта.
  6. «Знаете, почему всегда будут новые войны? Потому что память подделывает воспоминания. Это сито, которое пропускает и предаёт забвению всё ужасное, превращая прошлое в сплошное приключение. В воспоминаниях-то каждый герой. О войне имеют право рассказывать только павшие — они прошли её до конца. Но их-то как раз заставили умолкнуть навеки», — писал немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Он размышляет о причинах войн и считает, что новые войны будут происходить, потому что память способна хитрить, подделывать воспоминания. Она сохраняет только все героическое, отметая ужасное. В воспоминаниях каждый выживший предстает героем. Но, по мнению писателя, о войне имеют права говорить только павшие, ибо знают всю правду о ней. Но мертвые молчат.
  7. «В забвении есть измена, предание вечности потоку времени», — писал русский философ Николай Бердяев. Он считал забвение изменой. Если человек забывает о прошлом, значит, он изменяет своему народу, истории, своим родным и даже самому себе.
  8. «Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов», — считал русский прозаик и сценарист Анатолий Иванов. Он утверждал, что забвение – опасное явление, потому что оно делает человека равнодушным ко всему. А равнодушие приводит к тому, что люди сначала тупеют, а потом превращаются в стадо скотов, не имеющих ничего человеческого.
  9. «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», — писал известный русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. По его мнению, внимательное изучение прошлого может объяснить многое из того, что происходит с человечеством в настоящем, а также раскрыть многие тайны и секреты будущего.
  10. «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека», — говорил Борис Львович  Васильев, русский писатель и сценарист. Он считал, что знание прошлого безопасно. Оно не может убить или уничтожить кого-либо. Только незнание, меняя личность человека, способно медленно, но верно подвергать его гибели.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий