Аргументы из жизни и литературы по теме «Что такое воображение»

Аргументы из жизни и литературы на тему Банк аргументов

Многие люди, особенно в детском возрасте, способны рисовать в мыслях различные картины, созданные воображением, о котором команда Литероведа предлагает своим читателям поговорить сегодня, а именно: ответить на вопрос «Что такое воображение?», подобрать аргументы из жизни и литературы, которые помогут найти ответ на поставленный вопрос.

Проблема

Что такое воображение? Каждый ли человек обладает воображением? Какую роль оно играет в жизни человека?

Отношение автора к проблеме

Воображение – это удивительная способность человека создавать в своем сознании образы, которые не существуют в реальности. Трудно представить человека, не обладающего этой функцией. Воображение есть и у детей, и у взрослых.

Аргументы

  1. Воображение – это способность создать в уме то, чего нет.
  2. Воображение особенно развито у маленьких детей.
  3. Воображение помогает людям творческих профессий.
  4. Творчество и воображение тесно взаимосвязаны.
  5. Все люди обладают воображением.
  6. Воображение можно развивать.

Синонимы к слову воображение

Байка, видение, грезы, домысел, плод фантазии, предположение, творческая фантазия, фантазия, мечтания.

Эпитеты к слову воображение

Безудержное, богатое, буйное, бурное, вдохновенное, великое, горячее, дерзкое, живое, игривое, могучее, неиссякаемое, неистощимое, необузданное, нетерпеливое, острое, пламенное, поэтическое, прихотливое, пылкое, развитое, романическое (устар.), романтическое, свободное, сильное, страстное, творческое, точное, фантастическое, художественное, широкое, яркое. При отрицательной оценке. Бедное, болезненное, больное, воспаленное, короткое, подавленное, разгоряченное, распаленное, расстроенное, скудное, слабое, тугое, убогое, экзальтированное, эксцентричное. Деятельное, заносчивое, огненное, ухватистое, целенаправленное, цепкое.

Аргументы из литературы

  1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро». «У страха глаза велики», —  говорят в народе, имея в виду силу воображения в моменты страха. Действительно, когда человека охватывает это гадкое чувство, его воображение способно рисовать самые нереальные картины. Читатели помнят Васютку, главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». С мальчиком случилась беда: он заблудился в лесу, догоняя глухаря. Несколько дней и ночей ему пришлось провести в лесу одному, и, хотя он знал и помнил, как себя нужно вести в тайге, чтобы спастись, маленькому человеку было страшно. В темноте он слышал шорох, будто кто-то страшный крался к нему, медленно ступая по мху. Неподалеку от костра мальчик выдел что-то темное, большое. Оно стояло и не шевелилось. Васютке виделось, будто чьи-то не то руки, не то лапы вздеты к небу. Все вокруг темно и страшно. А когда он набрался храбрости и подошел к чудищу, которое тянуло свои руки-лапы вверх, оказалось, что это пень, вывороченный с корнем. Неуютная тоска по дому и родным заставляла работать его воображение. Он представлял, что где-то далеко от него жизнь так же идет своим чередом: люди ходят в кино, едят хлеб и конфеты. Сколько хотят. Представил Васютка и школу, которая готова встретить своих учеников после каникул, плакат с надписью «Добро пожаловать», вывешенный  над школьными дверями, свою учительницу, друзей. От этих картин, знакомых и близких для его сердца, мальчик совсем приуныл. Такие картины, созданные воображением, возникают неслучайно: таким образом мальчик пытается отвлечься от сложных обстоятельств, поэтому фантазия уносит его туда, где он чувствует себя счастливым и спокойным.
  2. К.Г. Абрамов «Степан Эрьзя». Особая сила воображения характерна не только для детей, но и для людей творческих. Об этом свидетельствует роман К.Г. Абрамова «Степан Эрьзя», в котором автор рассказывает о всемирно известном скульпторе Степане Дмитриевиче Нефедове, носящем псевдоним Эрьзя. Скульптор, родившийся в маленькой деревеньке среди глухих мордовских лесов, смог стать известным мастером, настоящим талантом не только благодаря своему трудолюбию и настойчивости, но и во многом силе своего воображения.  С детства он умел видеть в каждом дереве, каждой травинке,  веточке  и черточке удивительные образы, которые не видны были другим. Сначала воображение Степан создавало один образ, потом картинка разрасталась, добавлялись новые образы. Например, однажды он на тетрадном листочке нарисовал курицу, потом добавил к ней цыплят, изобразил в углу листа девочку с хворостиной, а над цыплятами парящего коршуна.  Умение слушать помогало ему развивать воображение. Мальчик с огромным интересом внимал рассказам деда Охрема, который много странствовал, поэтому много видел и знал. По его рассказу Степан слепил верблюда, «киргизскую лошадь». Это животное он никогда не видел в жизни, но сумел слепить из глины. Воображение всегда помогало ему создавать интересные работы. Еще будучи не известным скульптором, а подмастерьем у брата, он разукрашивает оригинальными цветами сундуки, изготовленные на продажу. А потом  воображение помогает ему создавать шедевры, которые восхищали не только русских людей, но и иностранцев, тонких ценителей искусства. Таким образом, автор, рассказывая о судьбе Степана Эрьзи, убеждает нас в том, что воображение – неизменный спутник  творческого человека.
  3. Н.В. Гоголь «Мертвые души».  В обществе принято считать, что воображением обладают маленькие дети и творческие люди, но это не совсем верно. Некоторые взрослые, наверное, с детских лет сохранили способность создавать в своем сознании нереальные образы и картины. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — яркое тому подтверждение. Вместе с Чичиковым, одним из главных героев произведения, мы знакомимся с помещиком Маниловым. Это человек без какого-либо характера, как говорят, «ни то ни се». Он ленивый и бесхозяйственный: никогда не ездит на поля, не ведет учет умершим крестьянам, не присматривает за слугами, которые пьют, ленятся и обворовывают его. Манилов – доверчивый и наивный человек. Его легко обмануть, поэтому его крепостные бессовестно пользуются этим: отпрашиваясь на заработки, они идут пьянствовать, а помещик об этом даже не догадывается. Он живет в своем мире, в котором нет места житейским проблемам и волнениям. Это никчемный, слащавый  и бессмысленный мечтатель. Его воображение рисует интересные, но нереальные картины. Например, глядя с крыльца на двор и на пруд, воображал он, что от дома к водоему ведет подземных ход. Или вдруг его сознание нарисует другую картину: над прудом выстроен каменный мост, на котором по обеим сторонам лавки, и сидят в них купцы, продают всякий мелкий товар, необходимый для крестьян. В этих картинах, нарисованных его воображением, все неестественное,  нереальное. Но Манилов не останавливается. Проводив Чичикова, он опять предается размышлениям, и в его голове рождаются удивительные картины. Видится ему, что они с Чичиковым живут на берегу реки, потом начинают строить мост через нее, а потом дом с высоким бельведером, откуда можно видеть даже Москву. Пустые фантазии Манилова, плоды его воображения говорят о духовной пустоте героя, его никчемности. Он не понимает, что ничего из того, о чем он мечтает, не может сбыться, потому что помещику чужд всякий труд. 
  4. А.П. Платонов «Никита».  Героями произведений А.П. Платонова часто становятся дети и подростки. В рассказе «Никита» автор знакомит читателей с пятилетним Никиткой. Мальчик живет с мамой, которая много работает, а отца в семействе не было – ушел на фронт и не вернулся. Никитка наделен живым воображением. В привычных предметах быта, окружающей природы ему видятся различные фантастические существа.  Они не просто рождаются в сознании мальчика, но и живут там. Никита сочиняет о них целые истории. Например, в бочке жил какой-то маленький человек с длинной бородой. Днем он спал, а ночью выходил поесть хлеба и попить воды. В старом колодце, по мнению Никитки, жили маленькие, ростом с воробья, водяные люди, толстые, безволосые, мокрые и злые. Мальчик боялся их, потому что во сне они могли выпить его глаза. В норах, что были под сараем, тоже обитали тайные существа. В пне он видел сердитое лицо, а колья плетня были похожи на неизвестных людей, которые вот-вот погонятся за мальчиком. Труба казалась ему головой с щербатым страшным ртом. Весь мир вокруг него был чужой и враждебный.  Незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту. Он одинок и не чувствует себя защищенным, поэтому его мир наполнен «тайными людьми», которые несут в себе скрытую угрозу, но как только домой возвращается отец мальчика, фантастические существа перестают быть враждебными. Во дворе все вдруг замолчало, под землей никто не карябался наружу, на свет. Теперь у Никиты появился защитник, поэтому злые существа спрятались, а вместо них появляется веселый человечек, сделанный мальчиком из гвоздя.

Аргументы из жизни

  1. Не могу умолчать о том, какое богатое воображение у А.С. Пушкина,  любимого поэта многих времен и народов. Своему особому таланту, думаю, он во многом обязан именно дару воображения. В детстве он с большим интересом слушал нянины сказки, песни, жизненные истории. Особенно его привлекали различные страшные рассказы. Бывало, перед сном он просил он Арину Родионовну рассказать что-нибудь такое, от чего дух захватывало бы. В темной комнате, за окнами которой зимой завывала буря, а осенью бил в ставни или крышу дома холодный осенний ветер, няня начинала повествование. Будущий поэт и писатель внимательно ловил каждое ее слово, а его воображение рисовало в это время страшные картины. Они были настолько живые, что мальчик от страха прятался с головой под одеяло. А когда няня спрашивала, не прекратить ли рассказ, юный Пушкин  никогда не соглашался, а горячо просил продолжать. Так благодаря устному народному творчеству, с которым знакомила поэта няня, развивалось его воображение.  Способствовали этому и книги, которые поэт читал с детских лет. Открывая страницу нового произведения, он уносился мыслями в те далекие страны и города, которые описывались в книге, встречался с различными героями. Чтение дарило ему радость, учило рисовать словами, фразами, предложениями, создавать невероятные, трогающие душу полотна.
  2. Каждый из нас обладает удивительным воображением. Признайтесь, кто хоть раз в жизни не наблюдал за облаками? Думаю, вряд ли найдется такой человек. Стоит посмотреть на небо, и вот уже воображение поможет увидеть там удивительные вещи. Вот маленькая лошадка с такой же маленькой наездницей. Наверное, она скачет от злого колдуна, который хотел заточить ее в высокой башне, а сейчас  гонится за ней на старой кляче и, кажется, вот-вот догонит. Сердце замирает от страха, хочется обратиться к ветру, чтобы он помог лошади с прекрасной наездницей скрыться от погони, но неожиданно все исчезает, и перед нами появляются морские волны, кораблик под парусом. И несется он в какую-то далекую страну, где теплый берег, яркое солнце и пальмы. Волны становятся все выше и выше, кораблик тоже растет, становится огромным кораблем с высокими трубами, из которых поднимаются вверх клубы дыма. И он все еще стремится в неизведанную страну, а потом скрывается из вида. А из облачка выныривает пушистый котенок, который поднял вверх свою лапку и будто машет ею: «Привет! Привеееет! Хочешь покататься со мной на облачке? Оно мягкое, как пуховое одеяло, и вовсе не холодное. В него можно нырять и прятаться, а если дождаться ночи, то можно потанцевать со звездами». И хочется согласиться на это увлекательное путешествие, но мы отрываем взгляд от неба, и воображение будто выключается. А жаль.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра», — гласит русская пословица. Она утверждает, что в художественном творчестве важную роль играет воображение. Ведь часто, чтобы нарисовать ветку дерева, мы должны почувствовать или вообразить дыхание ветра и его игру среди ветвей.
  2. «Человек без воображения — это человек без крыльев», — говорит русская пословица. В ней народ сравнивает человека без воображения с человеком без крыльев, то есть приземленным, не умеющим мечтать и фантазировать.
  3. «Глухой не слышит — соображает, слепой не видит — воображает», — говорил русский народ в пословице. Он считал, что глухой человек включает соображение, а слепой человек надеется на свое воображение. Оно рисует ему то, что человек не видит.
  4. «Воображение важнее знания», — считал русский народ. Человек, умеющий воображать, по его мнению, обладает большим, чем человек, имеющий какие-то знания.
  5. «Давая волю фантазии, придержи руку», — говорится в русской пословице. Она советует нам следить за своими руками тогда, когда разгуляется наша фантазия.
  6. Фантазия – это творчество, а творчество – это бунт», — гласит русская пословица, которая называет фантазию творчеством, а творчество сравнивают с бунтом. Ведь любая фантазия, всякое воображение бунтует против привычных образов, рождая новые, которые бывают ярче и интереснее.
  7. «У всякого барона своя фантазия», — говорил русский народ в русской пословице, имея в виду то, что у каждого человека своя фантазия, свое воображение, которое зависит от внутреннего мира человека.
  8. «У страха глаза велики», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что человек, который чего-то боится, способен рисовать в своем воображении самые страшные, нереальные картины.

Афоризмы

  1. «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком», —  утверждал  французский писатель и драматург Дени Дидро. По его мнению, любой человек обладает даром воображения. Без этой удивительной способности невозможно быть ни поэтом, ни философом, ни настоящим человеком.
  2. «Воображение — один из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ», — считал русский писатель Максим Горький. По мнению классика русской литературы, воображение – прием литературной техники, потому что оно помогает писателям и поэтам создавать литературные образы.
  3. «Наука не знает, чем она обязана воображению», — говорил американский эссеист и философ Ралф Уолдо Эмерсон. Он убежден в том, что воображение играет огромную роль в развитии науки. Образы, предметы, рожденные смелой фантазией ученого, иногда воплощаются в жизнь.
  4. «Душа без воображения — всё равно, что обсерватория без телескопа», —  считал Генри Уорд Бичер, американский религиозный деятель. Он сравнивал человека, не обладающего воображением, с обсерваторией без телескопа. В такой обсерватории невозможно работать, а душа без воображения тоже не способна ни на какой прогресс, она практически мертва.
  5. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного — героем», — писал французский писатель и литературный критик Анатоль Франс. Он считал, что если человек обладает живым воображением, то он способен стать интересным художником, а если у человека есть мужество, то у него есть шанс стать настоящим героем.
  6. «Воображение — это нечто такое, чего многие просто не могут себе представить», — считал писатель и журналист Габриэль Лауб.  По его мнению, не всякий человек обладает живым, ярким, богатым воображением. Многие настолько черствы, что даже не могут представить себе, что такое фантазия.
  7. «Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества», — утверждал немецкий философ, писатель, экономист Карл Маркс. Он называл воображение великим даром, благодаря которому человечество развивалось, шагало вперед.
  8. «Все мы – герои своих романов», — говорила американская писательница, публицист и критик Мэри Маккарти.  Она убеждала нас в том, что каждый человек рисует в своем воображении свой роман, пишет свой собственный сценарий.
  9. «Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах ее воображения», — говорил австрийский психолог и мыслитель  Альфред Адлер. Как опытный специалист в области психологии, он утверждал, что о неповторимости личности, индивидуальности  можно судить по его воображению.
  10.  «Ничто так не вредит воображению, как назначить ему цель и подчинить системе», — утверждал  французский историк и публицист Проспер де Барант. Он считал, что воображение не признает никаких границ, поэтому, как только человек попытается назначить цель воображению и подчинить его системе, оно перестает существовать.
  11.  «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения», — считал французский писатель Стендаль. Великий классик утверждал, что человеческое воображение имеет свои потребности, первая из которых – стремление к новому, неизведанному.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 18 оценок, среднее 4.72 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий