В данной работе представлены аргументы из жизни и литературы, необходимые для итогового сочинения по теме: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?». Нравственные ориентиры – это представления человека о том, что заслуживает одобрения или осуждения. С течением времени они изменяются, у каждого поколения формируются свои понятия.
В этой теме итогового сочинения предложено разобраться в том, что именно лежит в основе становления нравственности у современного человека. И для этого следует обратиться к художественной литературе, ведь многие писатели задумывались над данным вопросом уже не одно столетие назад.
Проблема
Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
Отношение автора к проблеме
Прежде всего, нравственные ориентиры современного человека формируются под влиянием семьи. Интеллигентные и рассудительные родители подают правильный пример, воспитывая в ребёнке достойную личность. Они вкладывают основы нравственности, а в дальнейшем жизненные ценности продолжат формироваться самостоятельно. В памяти и сознании человека навсегда остаётся то, что он видел и слышал в детстве.
Аргументы
- По мере развития культуры и человечества в обществе появляются новые морально-этические нормы.
- Под нравственностью следует понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах.
- Безнравственное поведение делает человека распущенным, недостойным членом общества.
- Первыми учителями нравственности для детей являются их родители.
- Учителя вносят весомый вклад в формирование нравственных ориентиров любого человека.
- Нравственные ориентиры формируются в результате определённых взаимоотношений с окружающими людьми.
- Основы нравственности вкладываются в каждого человека в детстве.
- Дети всегда берут пример со своих родителей.
- Главным жизненным ориентиром для человека является семья.
- Нравственные ориентиры помогают людям отделить плохое от хорошего.
Эпитеты к слову «ориентиры»
Нравственные, моральные, духовные, жизненные, надёжные, чёткие, заметные, правильные, выбранные, навязанные, единственные, своеобразные, признанные, точные, основные, знакомые, значимые, верные, главные, важные, единые, лучшие, определённые, первостепенные, последние, новые, другие, исторические, примерные, неопределённые, подходящие, необходимые, удобные, очередные, естественные, внутренние, внешние, исчезнувшие, далёкие, долгожданные, заветные, конкретные, неизвестные, низкие, высокие, неясные, основные, туманные, призрачные, капитальные, мировые, народные.
Синонимы к слову «нравственные»
Благонравные, добродетельные, добронравные, высоконравственные, моральные, честные, благородные, порядочные, этичные, справедливые, поучительные, назидательные.
Синонимы к слову «ориентиры»
Цели, знаки, направления, указатели, путеводители.
Примеры из художественной литературы
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» затронуто множество проблем, актуальных и в наше время. Одной из ключевых тем произведения является тема воспитания в семье.
Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.
Такой же была и сестра Андрея Болконского княжна Марья. Её внешность не отличалась особой привлекательностью, зато девушка обладала чистой и прекрасной душой. Марья не любила светское общество, тем не менее, могла найти общий язык с каждым. Девушке свойственно милосердие и сострадание. Она пытается помочь всем, кто нуждается в этом, поэтому втайне от отца принимает в доме «божьих людей». Она никогда не обманывает окружающих и не способна на предательство. Семья и вера являются главными приоритетами в жизни Марьи, и этому она научилась у своего отца. Лишь благодаря строгому воспитанию Николая Болконского его дети смогли вырасти достойными людьми, заслуживающими уважения.
- Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Тема воспитания и формирования нравственных ориентиров является основной в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после публикации книги стало нарицательным для ленивых, нежелающих развиваться людей. Однако на самом деле проблема главного героя не в нём самом, а в его семье и воспитании.
Дети берут пример со своих родителей, перенимают у них жизненные ценности. А госпожа Простакова представляла собой не лучший пример для подражания. Она негативно относилась к грамоте, считала чтение скучным, сплошь и рядом практиковала насилие, применяя физические наказания к слугам. Она была грубой, жадной и жестокой женщиной, которая пренебрежительно относилась ко всем окружающим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофанушка не только не хочет учиться, но и не уважает своих родителей. Он перенял от своей матери все пороки, стал невежественным человеком, презрительно относящимся ко всем людям.
Госпожа и господин Простаковы искренне любили своего сына, старались обеспечить ему достойное будущее, но из-за неправильных нравственных ориентиров сами не могли понять, как это сделать. Все последствие плохого воспитания проявились в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери. Стародум точно подвёл итог: «Вот злонравия достойные плоды!».
- И.А. Гончаров «Обломов».
Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» родился в семье сельских помещиков, владеющих усадьбой Обломовка. В поместье царила атмосфера лености и бездействия. Главными ценностями для всех обитателей Обломовки были сон и спокойствие.
Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.
Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
У главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» не было счастливого детства. Чичиков воспитывался в строгости, у него не было настоящих друзей, все его мысли были заняты тем, как можно заработать копейку. Глубоко в душу ему запали слова отца о том, что друзья могут предать, а заработанные деньги всегда принесут пользу в жизни. Именно этим Павел Иванович и руководствовался в дальнейшем, на первом месте для него всегда были материальные блага.
Главный герой в жизни следовал отцовским наказам: «Больше всего угождай учителям и начальникам» и «береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Именно в этом он видел путь к достижению успеха и признания. Еще со времен учёбы в училище Чичиков начал водиться с теми «кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными». По совету отца он ни на кого не тратил деньги, но умел вести себя так, чтобы их тратили на него. Кроме того, он умудрялся заниматься торговлей во время занятий.
В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.
Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Родители главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в воспитании своего сына руководствовались высокими нравственными принципами. В мальчике соединились доброта и отзывчивость его матери с честностью, прямотой и смелостью его отца. Андрей Петрович Гринёв был против беззаботной распутной жизни, поэтому отказался посылать своего сына на легкую службу в Петербург. Он хотел, чтобы Петруша «понюхал пороха», стал настоящим солдатом, поэтому отправил его в Белогорскую крепость.
Перед отъездом сына, отец дал ему наставление: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно эти слова стали главным ориентиром в жизни Петра Гринёва и помогли ему в дальнейшем не сбиться с правильного пути. Это стало своеобразной клятвой сохранить честь своей семьи, которую главный герой никогда не предаст.
Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.
Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.
В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.
Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был воспитан надлежащим образом, но не последовал родительскому примеру, а выбрал собственные нравственные ориентиры в жизни. Евгений Базаров говорил, что: «Всякий человек сам воспитать себя должен – ну, хоть как я, например…». Он считал, что ничто не властно над человеком, каждый волен устроить свою жизнь так, как хочет. И он осознанно стал нигилистом, отрицающим всё и вся.
Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.
Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.
Это прозрение нанесло сильный удар Базарову – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опираться. В поисках ответов, он решил уехать к родителям. И именно там, в родительском доме, по воле случая, он заразился смертельной болезнью во время вскрытия тела человека, умершего от тифа. Лишь перед смертью, главный герой понял, что в жизни действительно важно, а что не имеет значения
Примеры из жизни
- С незапамятных времён источником нравственности служили священные писания. В христианстве моральный кодекс человека определяли десять заповедей Христа:
- Верь в единственного бога;
- Не создавай себе кумира;
- Не произноси имени Господа понапрасну;
- Помни о выходном дне;
- Почитай своих родителей;
- Не убивай;
- Не прелюбодействуй;
- Не кради;
- Не лги;
- Не завидуй;
Соблюдение данных заповедей позволяет человеку жить правильно, в гармонии и понимании с Всевышним. Первые три заповеди относятся непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен почитать только истинного Бога, а других божеств в его жизни существовать не может. Также в них говориться, что у верующих людей не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Господа нужно вспоминать только в необходимых случаях.
Согласно четвёртой заповеди христиане должны обязательно помнить про выходной день и уважительно к нему относиться. Это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В воскресенье люди вспоминают о боге, молятся и думают о смысле своего бытия.
В пятой заповеди говорится о том, что всегда нужно почитать мать и отца. Именно они дали нам жизнь согласно воле Божьей. Поэтому мы обязаны заботиться и уважать их вне зависимости от сложившейся жизненной ситуации.
Шестая заповедь гласит, что нельзя лишать жизни окружающих людей и самого себя. Причём вина ложится на человека даже тогда, когда он не совершал убийства, но не попытался его остановить. Следующая заповедь говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Бог велел на протяжении всей жизни сохранять верность мужу или жене, и даже в мыслях или словах не нарушать этого завета.
Восьмая заповедь запрещает кражу чужого имущества. Любая выгода непозволительна, если она связана с нанесением ущерба другому человеку. В девятой заповеди говорится о том, что нельзя клеветать на ближнего своего. Господь Бог запрещает любую ложь, сплетни и злословие. Лгать непозволительно даже себе самому. А последняя заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли об этом грехе. В ней говорится о том, что нельзя желать чужого. Бог говорит о том, что необходимо радоваться тому, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение.
- Немецкий философ Иммануил Кант разработал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции нравственных принципов следует придерживаться всегда, они не зависят от внешних факторов и должны постоянно взаимодействовать друг с другом. Человек, благодаря наличию воли может совершать поступки, исходя из этих принципов.
Иммануил Кант считал человека наивысшей ценностью. По его мнению, каждая личность обладает чувством достоинства, которое необходимо защищать от чужого посягательства. Однако у других людей тоже есть свои чувства, затрагивать которые нельзя ни в коем случае. Выходит, что человек обладает свободой выбора, но она ограничивается правами другого человека. Любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Кант сформулировал свой закон таким образом, чтобы он стал основой, на которой должны строиться человеческие отношения. Этот закон называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
- Каждый человек должен жить по общепринятым правилам;
- Человек должен относиться к другим людям так, как хочет, чтобы относились к нему;
- Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения собственной выгоды;
В теории Иммануила Канта говорится о том, что человек совершая действие должен руководствоваться не только своими желаниями, а и общечеловеческими правилами, которые являются для него категорическим императивом. Учёный надеялся, что этот закон будет представлять собой базу отношений между человеком и обществом.
Народная мудрость
- «Честные глаза вбок не глядят». В данной пословице говорится о том, что честному человеку нечего стыдиться, поэтому он всегда смело смотрит в глаза окружающим. Только люди, знающие о своей вине, отводят взгляд в сторону. Часто именно этим они себя и выдают.
- «Лучше по миру собирать, чем чужое брать». В этой пословице идёт речь о недопустимости воровства. Лучше жить бедно, зато честно.
- «Бог видит, кто кого обидит». В данной пословице говорится о том, что любой человеческий проступок станет известен Богу. Поэтому нужно жить достойно, иначе кары не миновать.
- «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной». Наши мудрые предки говорили о том, что отзывчивые люди всегда могут рассчитывать на поддержку других.
- «Делая зло, на добро не надейся». В данной пословице идёт речь о всемирном равновесии. Тот, кто совершает зло, должен понимать, что оно к нему обязательно вернётся.
- «Дерево узнается по плоду, а человек — по делу». Смысл данной пословицы заключается в том, что человека можно узнать только по его делам. На словах все люди хорошие.
- «Своя земля и в горсти мила». Смысл данной пословицы заключается в значении Родины для каждого человека. Наши предки считали, что достойный человек всегда уважительно относится к родной земле, а при необходимости сразу же станет на её защиту.
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». Этой пословицей наши предки призывали свой народ служить Родине. Для них не было ничего важнее родной земли.
- «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». В данной пословице говорится о том, что лучше знать правду, какой бы тяжёлой она не была, чем быть обманутым. Всё тайное рано или поздно становится явным, но будет ещё больнее от осознания, что тебя обманывали.
- «Скромность каждому к лицу». В этой пословице говорится о том, что скромность относится к положительным качествам человека. Бесстыдство всегда осуждалось в народе.
Афоризмы
- «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали». Немецкий философ и политический деятель Фридрих Энгельс считал, что в основе любой морали должно лежать стремление человека к счастью.
- «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений». Немецкий философ-материалист Людвиг Андреас Фейербах говорил, что у человека, который не стремится быть счастливым, нет стремлений в жизни вообще.
- «Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас — это хорошо поступать самим». Французский философ и писатель Вольтер говорил о том, что человек должен расставить в жизни правильные приоритеты, для того чтобы о нём могли сказать что-то хорошее. Каждый сам создаёт свою репутацию, по его мнению.
- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что в основе всех нравственных ориентиров должно лежать добро. Это высшая цель в жизни каждого человека, по его мнению.
- «Если вы не можете побороть свои слабости, смиритесь с ними, но не забывайте в чем ваша сила». Французский писатель Андре Моруа говорил о том, что необходимо смириться со своими слабостями, если человек не в силах их побороть. Однако нужно всегда помнить, в чём заключается собственная сила. Только таким образом можно выбрать правильную дорогу в жизни, по его мнению.
- «Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что человек может стать сильнее только в том случае, если умеет признавать свои слабости.
- «Нравственность — это разум сердца». Немецкий поэт Генрих Гейне называл нравственность – разумом сердца. Если бы люди всегда следовали зову сердца, не руководствуясь нравственностью, все совершали бы множество безрассудных поступков.
- «Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать». Американский писатель Марк Твен говорил о том, что человек, который лжёт, всегда находится в состоянии страха обличения. Только у тех чиста совесть, кто говорит правду, по его мнению.
- «Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены». Родоначальник немецкой философии Иммануил Кант считал, что нравственность должна лежать в основе любой жизни, иначе она теряет всяческий смысл.
- «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». Русский писатель А.П. Чехов считал, что наибольшей свободой обладает тот человек, который совершенствует своё умственное и нравственное событие. Лишь такие люди могут получать истинное удовольствие от жизни, по его мнению.