Аргументы: «Как понять другого человека?» из жизни и литературы

Аргументы: «Как понять другого человека?» из жизни и литературы Банк аргументов

Для качественной подготовки к итоговому сочинению по теме: «Как понять другого человека?» нужны аргументы из жизни и художественной литературы. Команда сайта Литеровед рада представить вам свою подборку, подготовленную в соответствии со всеми необходимыми требованиями.

Проблема

Как понять другого человека?

Отношение автора к проблеме

Чтобы понять другого человека, нужно, прежде всего, попытаться поставить себя на его место, подумать о его мыслях и чувствах в определённой ситуации. Нужно осознать причины поведения человека и не осуждать его, а поддержать при необходимости. Для понимания необходимы такие качества характера, как терпение, отзывчивость и сочувствие. Нужно уметь слушать людей и слышать их.

Аргументы

  1. Понимание связано с такими понятиями, как сочувствие, сопереживание и сострадание.
  2. Взаимопонимание между людьми не всегда возможно, но нужно к этому стремиться.
  3. Других людей лучше понимает тот, кто имеет богатый жизненный опыт.
  4. Постоянное саморазвитие помогает лучше понимать окружающих.
  5. Чтобы понять другого человека, нужно уважать его мировоззрение.
  6. Понимание – это не врождённое качество человека, а приобретённое.
  7. Понимать другого человека – значит принимать участие в его жизни.
  8. Для того чтобы понять другого человека, нужно учитывать особенности его характера.
  9. Понимание – это длительный и трудоёмкий процесс, требующий немалых временных и умственных затрат от каждого человека.
  10.  Самый лучший способ понять человека и узнать его мысли – просить у него самого об этом.

Эпитеты к слову «человек»

Настоящий, понимающий, неординарный, легендарный, выдающийся, мыслящий, неповторимый, подозрительный, авторитетный, волевой, популярный, самостоятельный, творческий, уникальный, независимый, значимый, влиятельный, обаятельный, талантливый, сильный, достойный, благородный, замечательный, значимый, исключительный, совестливый, нравственный, сформировавшийся, серьёзный, уважаемый, никчёмный, удивительный, заурядный, обычный, гениальный, сознательный, влиятельный, развитый, героический, своеобразный, интересующийся, артистичный, ответственный, адекватный, справедливый, могущественный, незначительный, свободный, независимый, несостоявшийся, несостоятельный, неприятный, неизвестный, беспокойный, гордый, азартный, беспокойный, бесхитростный, веселый, гордый, деликатный, деловитый, добрый, дружелюбный, живой, жизнерадостный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, ищущий, компанейский, крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незлобивый, неподкупный, общительный, открытый, покладистый, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, светлый, свободный, сговорчивый, сдержанный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, упорный, уступчивый, хороший, цельный, честный, щедрый, эмоциональный.

Синонимы к слову «понять»

Осознать, вдуматься, вникнуть, уразуметь, додуматься, постигнуть, сознать, увидеть, прозреть, сообразить, догадаться, обнаружить, смекнуть, сообразить, разобраться, заметить, воспринять, осмыслить, уяснить, раскусить, разгадать, понять что к чему, войти в суть дела.

Синонимы к слову «человек»

Индивид, индивидуум, фигура, личность, лицо, персона, особа, особь, мужчина, женщина, существо, создание, венец творения, гомо сапиенс, сын божий.

Примеры из художественной литературы

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Для того чтобы понимать других людей, нужно развивать в себе такие качества, как терпимость, отзывчивость и сочувствие. Лишь благодаря этим свойствам души Соня Мармеладова смогла понять необходимость своего жизненного выбора, а в дальнейшем – поступок Раскольникова.

Соня была единственной дочерью чиновника Мармеладова. Они жили скромно, но не голодали. Спустя некоторое время её отец решил жениться снова и его выбор пал на бедную, никому не нужную вдову с тремя детьми. Взятая Мармеладовым на себя ноша оказалась ему непосильной. В итоге он начал пить и лишился работы. Соня была старше всех детей в семье и мачеха неоднократно упрекала её в том, что она лишний рот, нежелающий помогать своим родным. Не в силах больше смотреть на мучения голодных сестёр и брата, девушка решила продать свою честь. Став на дорогу беспутства, она потеряла себя, зато спасла от голодной смерти всю свою семью. Со временем Соня смогла понять и простить свою мачеху, подтолкнувшую её к этому выбору.

Следующим человеком, которого Соня смогла понять и принять таким, какой он был на самом деле, стал Родион Раскольников. Она оказалась единственным человеком, которому он смог довериться и признаться в совершённом преступлении. Родион ожидал от неё осуждения, но Соня вошла в его положение и помогла ему стать на путь раскаяния. Лишь благодаря её вере, Раскольников осознал несостоятельность своей бесчеловечной теории, из-за которой убил двух человек.

  1. А.П. Чехов «Чудесный доктор».

Главный герой рассказа А.П. Чехова «Чудесный доктор» – выдающийся врач и замечательный человек, который не смог пройти мимо чужой беды. Увидев отчаянье в глазах случайного встречного, профессор Пирогов отнесся к нему с пониманием и постарался ему помочь всем, чем он мог.

Емельян Мерцалов при встрече с доктором, повёл себя очень несдержанно: он кричал и ругался, обвиняя своего нового знакомого в том, что у него всё хорошо. Однако профессор Пирогов не обиделся на своего собеседника и не оставил его одного на скамейке в сквере. Он с пониманием отнесся к подобному поведению, догадываясь, что у Мерцалова есть какие-то проблемы. Желая понять причины его несчастья, доктор начал расспрашивать своего нового знакомого. Оказалось, что Емельяна уволили с работы после того, как он долго болел брюшным тифом. Все отложенные деньги ушли на его лечение, и теперь жена с детьми вынуждены были голодать, к тому же его дочка тяжело заболела, а у них не было возможности её вылечить.  

Профессор не смог пройти мимо беды голодающей семьи, сочувствие привело его в подвал, где жили Мерцаловы. Доктор Пирогов спас жизнь больной девочке, осмотрев её и выписав лекарство, а также дал деньги на еду и дрова, чтобы согреть жилье. Он помог совершенно бескорыстно и уехал, даже не назвав своего имени. А в семье Мерцаловых с тех пор жизнь наладилась, в их судьбе словно наступила белая полоса.

  1. В.Г. Распутин «Уроки французского».

Одним из основных персонажей рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» является учительница Лидия Михайловна. Она преподавала французский язык в школе, где учился главный герой произведения.

Лидия Михайловна понимала и чувствовала всех своих учеников. Её отзывчивость и заботливость помогали детям не только в успеваемости, но и в жизни.

Перед каждым уроком Лидия Михайловна внимательно осматривала класс и только потом разрешала детям садиться. В это время она всегда замечала, если у кого-то что-то произошло, ничто не могло укрыться от внимания чуткого педагога. Лидия Михайловна понимала, как трудно жить в послевоенное время, особенно детям, поэтому всегда старалась им помочь.

Однажды она заметила следы драки на лице главного героя и выяснила, что он играл на деньги с другими школьниками, для того, чтобы заработать себе на стакан необходимого для лечения молока. Его семья жила очень бедно и отправленных матерью денег не хватало даже на самое нужное. Войдя в положение своего ученика, Лидия Михайловна решила ему помочь. Мальчик отказывался принимать какую-либо помощь открыто, поэтому его учительнице пришлось действовать при помощи хитрости и сообразительности. Она назначила ему дополнительные уроки, на которых пыталась его накормить и угостить чем-нибудь вкусным. Затем стала отправлять анонимные посылки. Однако чувство гордости не позволяло главному герою признавать, что он нуждается в помощи, поэтому Лидии Михайловне пришла в голову идея начать играть с ним на деньги для того, чтобы дать ему возможность заработать себе на еду самостоятельно.

Учительница французского с пониманием отнеслась к решению мальчика, уважая его достоинство и силу воли. Но злые языки донесли руководству школы об её недопустимых играх с учеником, и Лидия Михайловна была вынуждена уволиться и уехать из этого города.

Повзрослев, главный герой рассказа, всегда вспоминал о помощи, оказанной ему его доброй и понимающей учительницей. Она не только научила его французскому языку, но и воспитала в нём порядочного человека, показав на своём примере, как надо относиться к людям.

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

В основе сюжета романа И.А. Гончарова «Обломов» лежит история жизни Ильи Ильича Обломова. Большую часть своего времени этот молодой человек проводит в грёзах, лёжа на диване. Он любит мечтать об Обломовке, в которой прошло всё его детство. Это было самое счастливое и беззаботное время в жизни Обломова, поэтому мысленно он всегда находился там, то вспоминая уже прошедшие дни, то строя несбыточные планы на будущее в родной деревне.    

Неожиданно в жизни Ильи Ильича появилось две женщины, которые сыграли значительную роль в его судьбе. Каждая из них пыталась его понять и оставить след в его жизни. Ольга Ильинская хотела не только понять, но и изменить своего возлюбленного, сделав его лучше. Ольга не пыталась разобраться, в чём заключаются причины его нынешнего образа жизни, для неё имело значение только будущее, которое её устраивало бы. К сожалению ей это не удаётся, и она бросает глупую затею, оставив Илью Ильича в покое.

Совсем иначе относилась к Обломову Агафья Пшеницына. Она прекрасно поняла истинную сущность главного героя и догадалась, что именно ему необходимо на данном жизненном этапе. Пшеницына не стала заставлять его ходить по театрам, читать газеты и журналы, принимать гостей, она окружила его уютом и создала ему нерушимый покой. Созданная Агафьей Матвеевной обстановка очень напоминала ту, что царила в былой Обломовке. Именно поэтому Илья Ильич в итоге женился и посвятил свою жизнь семье. Его мудрая супруга приняла его таким, какой он есть, и не пыталась переделать его или перевоспитать. Поняв человека, можно всегда приспособиться к его образу жизни, именно так и поступила Агафья Пшеницына.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Пьер Безухов и Наташа Ростова являются главными героями романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Им пришлось пройти через множество испытаний, перед тем как обрести своё счастье.

Наташа не отличалась внешней привлекательностью, хотя была очень миловидной девушкой. Зато она обладала редкостной внутренней красотой. Не случайно автор обращает особое внимание на сияющие глаза Наташи, ведь они, как известно, – отражение человеческой души.

Отличительной чертой Наташи является её умение любить без остатка. Вначале она любит родителей, сестру, братьев, потом отдаёт своё сердце благородному Андрею Болконскому. Но любовью всей её жизни оказывается Пьер Безухов, который всегда был рядом и понимал Наташу, как никто другой.

Пьер Безухов впервые появляется на страницах романа в салоне Анны Шерер. Он сильно отличается от стальных представителей высшего света. Жизнь Пьера полна превратностей и испытаний, из незаконнорожденного сына графа он неожиданно превратился в самого завидного жениха столицы. Он был слишком наивным и доверчивым, поэтому часто шёл на поводу у бесчестных людей. Именно так Пьер и женился в первый раз, попав под влияние князя Василия Курагина и его дочери красавицы Элен.

В начале семейной жизни Пьеру казалось, что он счастлив, но в скором времени стало ясно, что между ним и его супругой нет никакого понимания. Она прямо сказала, что считает его дураком, и не желает иметь от него детей. Кроме того, Элен предала не только доверие своего мужа, но и его самого. Многие знали об изменах супруги молодого графа Безухова, но про её связь с Долоховым стал говорить весь город. В итоге для Пьера всё закончилось дуэлью с приятелем и разводом с лицемерной Элен.

Именно несчастливый брак толкнул Пьера Безухова на путь нравственных исканий. Его ждало много открытий и разочарований, прежде чем он повстречал в плену Платона Каратаева, который открыл долгожданную истину. Оказывается, счастье жизни заключается в самой жизни, не стоит искать что-либо, следует наслаждаться простыми радостями, которыми наполнен каждый день.

После этого осознания Пьер в очередной раз встретился с Наташей Ростовой, но это была уже не та смешливая девчонка. Вместо нее он увидел печальную исхудавшую женщину и в тот же момент понял, что любит её больше всего на свете. Страдания подарили влюблённым духовное богатство, которое объединило их и сделало одним целым.

  1. А.Н. Островский «Гроза».

Главная причина непонимания кроется в человеческом эгоизме и нежелании слышать окружающих. Если человека не интересует ничья судьба, кроме своей собственной, он никогда не сможет понять других людей. Марфа Игнатьевна Кабанова была уверенна в своей правоте и хотела, чтобы все жили так, как живёт она сама. Её заботили только собственные нужды и желания, она не думала о взглядах, чувствах и судьбе окружающих. Именно поэтому в её семье царило полнейшее непонимание.

Варвара не хотела мириться с порядками матери, постоянно обманывала её и поступала по-своему. А Тихон слушался Кабаниху, но это слишком сильно на него давило, поэтому он часто выпивал и при каждой возможности отлучался из дома. Катерина единственная пыталась отстаивать свои права и наладить отношения со свекровью, однако вместо этого больше всего получала от неё упрёков и оскорблений.  

Примечательно то, что и сама Марфа Игнатьевна не чувствовала себя счастливой, ведь те, кому нужно было беспрекословно ей подчиняться, постоянно пытались ослушаться. В результате ей суждено остаться одной: дочь убегает, невестка погибает, а послушный сынок начинает перечить. Всего этого можно было бы избежать, если бы Кабаниха пыталась понять близких, а не думать лишь о своём личном благополучии.

Примеры из жизни

Ярким примером человека, который научился понимать окружающих, является католическая монахиня мать Тереза. Она стала настоящей легендой 20 века.

Святая Тереза Калькуттская посвятила всю свою жизнь служению бедным и обездоленным. Её пример демонстрирует, как можно бескорыстно получить всеобщую любовь и признание, благодаря своему умению понять окружающих. Настоящее имя матери Терезы, данное ей при крещении – Агнес Гондже. Стремление к милосердию образовалось у неё ещё в раннем детстве. Родители девочки были отзывчивыми людьми, которые всегда были готовы помочь нуждающимся. Они стали примером понимания и сочувствия для своей дочери, воспитав в ней любовь к ближним.

Когда Агнес было четыре года – началась Первая Мировая война, во время которой погиб её отец. Мать девочки трудилась не покладая рук и смогла прокормить свою семью. После окончания войны осталось много сирот, и заботливая женщина взяла под свою опеку ещё шестерых детей. Агнес проводила много времени в молитвах и служении Богу. Прочитав в газетах о миссионерах в Индии, всем сердцем захотела стать одной из них. Она мечтала стать монахиней и 1928 году отправилась в Париж, где вступила в орден сестёр Лоретто. Оставаясь верной своему желанию попасть в Индию, Агнес занялась активным изучением английского языка и спустя год попала в Калькутту, которая надолго заменила ей родной дом. В 1931 году она стала послушницей под именем Мария Тереза и начала преподавать в монастырской школе. Монахиня переживала о том, что находится далеко от людских бед, ведь именно желание помогать нуждающимся руководило ею в жизни.

На протяжении всей Второй Мировой войны мать Тереза помогала голодающим и раненым. После её окончания она получила возможность самостоятельно заниматься благотворительностью. Самоотверженная женщина решила, что сможет помогать тем, кто действительно нуждается в её помощи, только находясь рядом с ними. Поэтому она оставила стены монастыря и посвятила себя больным, нищим и умирающим, деля с ними кров и пищу. В течение нескольких лет к ней присоединились другие монахини, и вокруг матери Терезы создалась целая община, которая стала называться Орденом миссионерок любви. Сёстры трудились на бескорыстной основе, им было непозволительно принимать любую благодарность за свою помощь. Это движение стремительно разворачивалось по всему миру и в скором времени под руководством матери Терезы стали строиться приюты, больницы и школы. Деятельность монахини получила широкое признание, а в возрасте 69 лет она получила Нобелевскую премию за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Народная мудрость

  1. «На что и клад, когда в семье лад». В этой пословице идёт речь о взаимопонимании в семье. Счастлив тот, в чьём доме мирно и спокойно.
  2. «Один в поле не воин». В данной пословице говорится о том, что необходимо действовать сообща, а в одиночку сложно что-либо сделать.
  3. «В согласном стаде волк не страшен». Смысл данной пословицы заключается в том, что никакая беда не страшна там, где царит согласие и понимание.
  4. «Лад и согласье – главное счастье». Наши мудрые предки считали, что истинное счастье заключается в дружбе и согласии. Нет ничего важнее мирной и спокойной жизни, по их мнению.
  5. «Добрые слова дороже богатства». В этой пословице говорится о том, что нет ничего в жизни важнее понимания и сочувствия. Хорошие слова имеют большую ценность, чем деньги, главное – это понять.
  6. «На добрый привет добрый и ответ». Смысл данной пословицы заключается в том, что если ты будешь хорошо относиться к окружающим, то и они будут относиться к тебе так же.
  7. «Человек не орех, сразу не раскусишь». В данной пословице говорится о том, что человека невозможно понять сразу. Для этого необходимо время.
  8.  «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». В этой пословице говорится о том, что понять человека можно только после того, как пройдешь с ним через испытания. Наши предки считали, что настоящий друг познаётся в беде.
  9. «На спор не будь скор». Этой пословицей наши предки хотели предостеречь тех, кто любит спорить. Лучше попробовать понять человека, чем пытаться убедить его в собственной неправоте.
  10.  «Кто в нраве крут, тот никому не друг». В этой пословице идёт речь о людях с дурным характером. С ними трудно достигнуть понимания, поэтому настоящая дружба редко встречается в таком окружении.

Афоризмы

  1. «Хотите понять других — пристальнее смотрите в самого себя». Английский писатель Оскар Уайльд считал, что необходимо разобраться в самом себе, для того чтобы научиться понимать окружающих.
  2. «Все мы бываем одиноки и всем нам нужно понимание и тепло». Русский писатель Олег Рой говорил о том, что каждому человеку необходимо понимание, особенно тогда, когда он чувствует себя одиноким.
  3. «Мы должны признать очевидное: понимает лишь те, кто хочет понять». Современный французский писатель и философ Бернар Вербер считает, что понять другого человека сможет только тот, кто этого искренне хочет.
  4. «Для того чтобы тебя могли понять другие, нужно, чтобы ты сам себя понимал». Шведская писательница Мария Грипе говорила о том, что необходимо понять себя самого, для того чтобы другие тоже смогли тебя понять.
  5. «Тот, кто понимает людей, не ищет у них понимания». Польский сатирик Богуслав Войнер считал, что человек, который может понять окружающих, не ждёт того же от них взамен.
  6. «Понимание – начало согласия». Нидерландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза считал, что понимание между людьми – это залог их мирного сосуществования. Мирные взаимоотношения невозможны там, где нет понимания, по его мнению.
  7. «Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом». Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил, что человек никогда не сможет понять другого и принять его таким, какой он есть. Все люди понимают окружающих лишь со своей стороны, согласно своим жизненным и нравственным принципам.
  8. «Мы открываем что-то новое для себя только тогда, когда готовы к восприятию этой информации. Пока не наступит нужный момент, мы не замечаем даже тех вещей, которые большинству кажутся очевидными». Австралийский оратор и писатель Эндрю Мэтьюз говорит о том, что человек может понять другого только тогда, когда он сам окажется к этому готов. Иначе взаимопонимание невозможно, по его мнению.
  9. «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо – чтобы не понимать». Русский писатель В.Г. Распутин говорил, что слова не нужны для того, чтобы понять другого человека. Иногда они наоборот мешают взаимопониманию.
  10.  «Люди любят рассуждать о счастье. Но никто не знает, что самое большое счастье – в понимании». Советский писатель и педагог К.Г. Паустовский считал, что истинное счастье заключается в понимании. Нет ничего лучше, когда в жизни человека присутствует кто-то, кто может понять его и принять таким, какой он есть на самом деле.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий