Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для итогового сочинения «Когда непонимание между людьми приводит к вражде?». Команда сайта Литеровед собрала в этой работе все возможные примеры и высказывания, касающиеся данной темы. Желаем успехов в подготовке!
Проблема
Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
Отношение автора к проблеме
Излишняя категоричность в суждениях и уверенность в собственной правоте очень часто приводит к конфликтным ситуациям. Когда человек не может допустить альтернативную точку зрения, с ним трудно найти общий язык. Причина кроется в том, что такие люди изо всех сил стараются доказать всем свою правоту. Им неважно чужое мнение, им нужно убедить окружающих в собственном превосходстве. В результате кто-то начинает злиться, чувствовать себя ущемлённым и простое непонимание приводит к вражде, которую уже трудно остановить. Чтобы этого не допустить, важно уважать друг друга и уметь идти на компромисс.
Аргументы
- Неумение понимать друг друга приводит к конфликтам.
- Все недопонимания через какое-то время перерастают в конфликты, которые нередко превращаются в настоящую вражду.
- Уважение и готовность слушать помогают избежать вражды.
- Люди часто ругают, ссорятся и неправильно расставляют приоритеты в жизни.
- Чрезмерная гордыня не позволяет человеку допустить, что в мире существуют люди, несогласные с его мнением.
- Непонимание может привести к вражде на всю жизнь.
- Проблема непонимания между людьми может возникнуть не только по той причине, что у них нет желания понять, но и потому, что у разных народов – разные ценности, культура, система восприятия.
- Желая что-нибудь объяснить человеку, нужно говорить на языке, доступном для его понимания.
- Очень часто недопонимание возникает между родителями и детьми.
- Непонимание между мужчиной и женщиной приводит к проблемам в их взаимоотношениях.
Эпитеты к слову «непонимание»
Взаимное, полнейшее, абсолютное, глупое, элементарное, обыкновенное, искреннее, полное, совершенное, мнимое, умышленное, притворное, вежливое, немыслимое, неожиданное, людское, откровенное, глухое, грубое, детское, настоящее, глубокое, дикое, общее, всеобщее, простое, лёгкое, несерьёзное, серьёзное, временное, частичное, недолгое, собственное, чужое, непреодолимое, неспециальное, нескрываемое, неприкрытое, откровенное, острое, равнодушное, холодное, явное, общественное, народное, горестное, молчаливое, робкое, смиренное, тихое, терпеливое, тупое, унылое, вечное, глобальное, исходное, назревшее, первостепенное, дикое, невольное, ужасное, чудовищное.
Эпитеты к слову «вражда»
Взаимная, односторонняя, неожиданная, бескомпромиссная, народная, великая, ответная, долгая, нескончаемая, священная, праведная, справедливая, большая, праведная, длительная, всемирная, глобальная, невиданная, победоносная, выигранная, удачная, успешная, скрытая, гражданская, локальная, междоусобная, партизанская, наступательная, революционная, оборонительная, манёвренная, затяжная, афганская, тридцатилетняя, тотальная, крупномасштабная, межпланетная, национальная, национально-освободительная, ядерная, минувшая, грядущая, беспрерывная, всенародная, информационная, непримиримая, осадная, многолетняя, крестьянская, неизбежная, повстанческая, негласная, продолжительна, жестокая, агрессивная, ужасная, безрассудная, мучительная, губительная, бессмысленная, безумная, грязная, братоубийственная, несправедливая, захватническая, безрезультатная, бесплодная, проигранная, беспощадная, бесчеловечная, изнурительная, жестокая, зловещая, кровавая, испепеляющая, нещадная, кровопролитная, разорительная, яростная, холодная, ожесточённая, страшная, суровая, тяжёлая, жадная, слепая, истребительная, разрушительная, ожесточённая, злосчастная, проклятая.
Синонимы к слову «непонимание»
Недопонимание, недоразумение, неясность, взаимонепонимание.
Синонимы к слову «вражда»
Война, ненависть, злоба, неприязнь, враждебность, раздор, распря, рознь, усобица, неприязненность, разногласие, ссора, несогласие, конфликт, противодействие, противоборство.
Примеры из художественной литературы
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Проблема непонимания между поколениями существовала всегда. Причина этого конфликта заключается в различии взглядов и отношения к окружающему миру. У людей разного возраста разные интересы, увлечения, вкусы, духовные ценности и приоритеты в жизни. Столкновение двух мировоззрений рождает споры, а нежелание идти друг другу навстречу приводит к настоящей вражде. Именно такая ситуация описывается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Николай Кирсанов и его брат Павел относятся к одному времени, у них одинаковые взгляды на жизнь и они остаются верными прежним порядкам. А Аркадий Кирсанов и его товарищ Евгений Базаров – люди нового поколения, с другими ценностями и стремлениями. Столкновение «отцов и детей» продемонстрировано на примере конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым. Они совершенно не могут найти общего языка. Евгений убеждён в том, что авторитеты прошлого уже не имеют никакого значения, что нет и не должно быть никакой преемственности между поколениями. Он считает, что былые порядки уже себя изжили, и их время безвозвратно ушло. Базаров принимает только то, что приносит пользу, а все принципы и авторитеты отрицает. Для него главным в жизни является труд на общественное благо, всё остальное только отвлекает человека от его истинного предназначения, по его мнению. А Павел Петрович считает, что без принципов могут жить только безнравственные, пустые люди. Он не понимает, как можно не замечать красоту природы и считать искусство всего лишь способом зарабатывания денег. Он ярый приверженец старого общественного устройства и боится его уничтожения, поэтому этот спор с Базаровым может продолжаться вечно.
- А.С. Пушкин «Дубровский».
В основе сюжета повести А.С. Пушкина «Дубровский» лежит вражда из-за недопонимания между двумя давнишними друзьями. Дружба Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского началась ещё во времена их службы. У товарищей было очень много общего: они были приблизительно одного возраста, оба рано овдовели, оба воспитывали в одиночку своих детей. Основное их различие заключалось в материальном положении. Троекуров ушёл в отставку в звании генерал-аншефа, а Дубровский – поручика гвардии.
Поселившись в своих имениях, они стали соседями, чему были несказанно рады. Троекуров даже хотел поженить их детей, но Дубровский был против этого, потому что его сын был беднее. Он считал, что уж лучше Владимир женится на бедной дворянке, но будет главой в семье, чем получит богатое приданное, но окажется в подчинении у избалованной барышни. Удивительным было то, что все противоречия воспринимались друзьями спокойно, любые вопросы они решали совместно. Многие завидовали Кириле Петровичу и Андрею Гавриловичу, ведь они жили дружно и мирно. И так продолжалось до тех пор, пока слуга одного из них не позволил себе унизить соседского барина.
Дубровский сильно обиделся и потребовал наказать обидчика. Он сказал, что хочет обратиться в суд с жалобой на распустившегося псаря. Но Троекурову это не понравилось, только он мог решать судьбу своих подданных и никто не должен был этому прекословить. В результате вместо того, чтобы поддержать своего друга, Троекуров нагрубил ему. Казалось бы, вскоре глупая ссора должна была окончиться примирением, но этого не происходило. Наоборот, вражда двух друзей вспыхнула с новой силой после того, как Дубровский решил собственноручно наказать соседских крестьян, пойманных во время воровства его леса. За такое своевольство Троекуров начал мстить, он решил ударить по самому больному и отнять имение Андрея Гавриловича, оставив его ни с чем. Он заранее подкупил чиновников, чтобы выиграть это дело. Когда суд озвучил своё решение, несчастный Дубровский сошёл с ума от горя и Кирила Петрович, вместо того, чтобы наслаждаться своей победой, начал испытывать муки совести. Он хотел замять конфликт и помириться со своим товарищем, но его визит убил Дубровского в прямом смысле слова. Увидев заклятого врага, бывшего ещё недавно лучшим другом, Андрей Гаврилович умер от удара. Таким образом, нелепый случай и последовавшее за ним непонимание привели к настоящей трагедии.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце».
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — фантастическая, но она основана на реальной исторической действительности. Автор изображает две группы московского общества. К первой относятся потомственные интеллигенты во главе с профессором Филиппом Филипповичем Преображенским и его ассистентом доктором Борменталем. А вторая группа состоит из представителей пролетариата, к которым относится Швондер и Полиграф Полиграфович Шариков, который ещё совсем недавно был уличным псом.
Булгаков сталкивает эти два класса между собой, противопоставляя их как с личной и общественной стороны, так и с нравственной. Они находятся на разных этапах развития, по-разному смотрят на окружающий мир, строят разные планы на будущее. Особенно остро это противостояние выражено в вопросе воспитания «нового» человека. Активнее всего за душу пса боролись именно профессор Преображенский и председатель домового комитета Швондер.
Филипп Филиппович стал Шарикову отцом и первым учителем человечности, ведь ходить на двух ногах и разговаривать – ещё не означает стать человеком. Он хотел сделать бывшего пса достойным членом общества, полноценной личностью. Однако для этого у учёного не хватило терпения, потому что увидеть результат хотелось сразу, не прикладывая для этого особых усилий.
Профессор Преображенский был воплощением образованности и высокой культуры, во многом он выражал мысли самого автора. По убеждениям он явный сторонник дореволюционных устоев, считал, что порядок был только при прежнем режиме, ведь тогда ему жилось «удобно и хорошо». Учёный резко негативно высказывается относительно разрухи и неспособности представителей пролетариата справиться с ней. Однако и его философия потерпела крах, потому что он не смог воспитать в Полиграфе Полиграфовиче разумного человека и научить его элементарной культуре.
Недалеко от профессора ушёл и председатель домкома Швондер. Он не считал Шарикова личностью, он видел в нём ещё одну ячейку советского общества, жильца вверенного ему дома. Швондер не думал о нравственной стороне новоиспечённого человека, он хотел сделать из него истинного пролетария.
В борьбе за Шарикова эти два персонажа раскрываются в полной мере, становятся видны все их положительные и отрицательные черты характера. Профессор Преображенский поражает своей высокой культурой, тонким чувством юмора, самообладанием и силой воли, но нельзя не отметить его высокомерия и презрительного отношения к остальным людям. Он был человеком идеи, но не забывал о материальной части жизни, проявляю особую предприимчивость в организации приёма пациентов. Швондер же представляет собой ограниченную в умственном плане личность. Вся его сущность проникнута безграничной ненавистью к классовой несправедливости. Он думает только о том, как испортить жизнь интеллигентам, потому что они достигли большего, чем он сам.
В итоге победил всё-таки Швондер, потому что стать пролетарием оказалось намного проще, чем высоконравственным и образованным человеком. В этом выборе Шарикова и заключается позиция автора относительно происходящих событий в современном ему мире.
Примеры из жизни
Истории известна не одна война, причиной которой стало нелепое недоразумение. Одним из таких вооружённых конфликтов из-за непонимания стала Кондитерская война 1838 года между Францией и Мексикой. В то время Мексика была ещё совсем молодым государством с множеством внутренних политических противоречий, которые были следствием борьбы за власть. Как и в других странах Нового света в Мексике активную роль в развитии бизнеса играли эмигранты из Европы. Одним из них был французский кондитер Ремонтель – владелец кондитерского магазина в Мексике. За десять лет до начала боевых действий его магазин в Мехико был разграблен мексиканскими военными, они унесли оттуда все пирожные. Спустя столь долгое время Ремонтель решил обратиться за помощью и защитой к королю Франции Луи-Филиппу. При этом, он как истинный предприниматель, значительно завысил сумму причинённого ему ущерба. Согласно сохранившимся историческим документами он преумножил эту сумму почти в 60 раз. Франция решила показать миру, как она заботится о своих гражданах и потребовала от Мексики 600 тысяч песо в качестве возмещения морального ущерба, нанесённого вследствие нападения на кондитерскую. Однако в ответ Мексика объявила дефолт по кредитам, взятым во французских банках. Узнав об отказе платить по долгам, король Франции принял решение послать флот под командованием Шарля Бодена для блокады всех мексиканских портов и бомбардировки крепости Сан-Хуан-де-Улуа. Почти год продолжалась война. В конечном итоге, при помощи Великобритании, Мексике удалось заключить мировое соглашение с Францией с условием выплатить все долги.
Народная мудрость
- «Один про Ивана, а другой про болвана». В этой пословице идёт речь о недопонимании. Люди никогда не смогут понять друг друга, если будут говорить на недоступном для остальных языке.
- «Вражда не делает добра». Смысл данной пословицы заключается в том, что вражда не может принести ничего хорошего. Распри и конфликты несут в себе только зло и делают людей несчастными.
- «Не будет добра, если между своими вражда». В этой пословице идёт речь о вражде между близкими людьми. Наши предки знали, что самое важное в жизни человека – это согласие в его доме. Нет мира в семье – не будет и счастья в жизни.
- «От ненависти вражда рождается». В данной пословице говорится, что вражда появляется из ненависти. А ненависть рождается в ссоре, произошедшей из-за непонимания.
- «От одного слова – да на век ссора». В этой пословице говорится о том, что даже одно неудачное слово может стать причиной серьезной ссоры.
- «Худое молчанье лучше доброго ворчания». Смысл данной пословицы заключается в том, что молчанье всегда лучше ругани. Лучше промолчать, когда от тебя ждут ответа, чем сказать что-нибудь неприятное и спровоцировать этим скандал.
- «Легче ссоры избегать, чем её прекращать». В этой пословице говорится о том, что ссору легче предотвратить, чем остановить. Нужно быть терпимее друг к другу, тогда непонимание не будет оканчиваться враждой.
- «У палки два конца». В этой пословице говорится о том, что бывают такие ситуации, в которых не получится обойтись без проблем. Поэтому всегда необходимо взвешивать все плюсы и минусы, прежде чем что-нибудь делать.
- «Мир да лад – большой клад». Наши мудрые предки говорили о том, что нет ничего более ценного в жизни, чем мир и согласие.
- «Живут как кошка с собакой». Так говорят о людях, которые не понимают друг друга, постоянно ссорятся и ругаются.
Афоризмы
- «В чём не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности». Знаменитый литературный критик В.Г. Белинский хотел высмеять привычку заурядных людей высмеивать и критиковать всё, чего они не могут понять. Это удел слабых, по его мнению, самодостаточные личности так не поступают.
- «Осуждают то, чего не понимаю». Знаменитый древнеримский ритор Марк Фабий Квинтилиан говорил, что люди всегда осуждают то, чего не могут понять. Это заложено в самой человеческой природе.
- «Человек с человеком испокон веку ведут монолог». Польский поэт Станислав Ежи Лец говорил о том, что люди не понимают друг друга, потому что не хотят понять. Каждый судит только со своей стороны и не пытается вникнуть в чужую точку зрения.
- «Но кто может льстить себя надеждой, что был когда-либо понят? Мы все умираем непознанными. Так говорят женщины и так говорят писатели». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что все люди до конца своей жизни остаются непонятыми.
- «Доброта способна многого достичь. Как солнце растапливает снег, так доброта превращает в пар непонимание, недоверие и враждебность». Немецкий философ и гуманист Альбер Швейцер считал, что только доброта способна победить непонимание, недоверие и враждебность.
- «Непонимание делает из друзей врагов». Немецкий писатель Лион Фейхтвагнер говорил о том, что непонимание способно превратить лучших друзей в злейших врагов. Дружба возможна только тогда, когда люди понимают друг друга и идут на взаимные уступки.
- «Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга». Французский философ, моралист и писатель Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг говорил, что дураков на самом деле намного меньше, чем думают. Всё дело не в глупости человека, а в том, что его не могут понять.
- «Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают». Немецкий писатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте говорил о том, что люди всегда издеваются над теми, кого они не понимают. Непонимание – пугает, поэтому инакомыслие не приветствуется в обществе.
- «Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их понимания». Французский писатель Франсуа VI де Ларошфуко говорил, что только люди, которые не обладают особыми умственными способностями, склоны осуждать все, что выходит за рамки их понимания.
- «Страх – это просто ещё одно слово для определения непонимания». Американский писатель и журналист Хантер Томпсон считал, что страх у человека появляется из-за непонимания. Люди всегда боятся того, что недоступно их разуму.