Аргументы: «Можно ли считать романтической профессию учёного?» из жизни и литературы

Аргументы: «Можно ли считать романтической профессию учёного?» из жизни и литературы Банк аргументов

В данной подборке представлены аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ по теме: «Можно ли считать романтической профессию ученого?». Все примеры подобраны в соответствии с требованиями, поэтому могут служить в качестве образца при подготовке к экзамену. Желаем успехов!

Проблема

Можно ли считать романтической профессию учёного?

Отношение автора к проблеме

Большинство людей не видят в повседневном труде учёного ничего романтичного. Несмотря на то, что учёные каждый день познают что-то новое. Именно у них есть возможность делать открытия, то, что ранее было неизведанным. Однако романтическими профессиями всё-таки принято считать профессию лётчика, космонавта, военного или моряка дальнего плаванья. Возможно, дело в том, что не все открытия по достоинству оцениваются современниками.

Аргументы

  1. Не всегда современники могут по достоинству оценить открытие учёного.
  2. Далеко не каждый способен стать учёным.
  3. Учёный – это профессия на все времена.
  4. Технический прогресс не стоит на месте только благодаря работе учёных.
  5. В древние времена учёными были только жрецы, а позже религия и наука разделились.
  6. Современное понятие профессии ученого появилось в 19 веке.
  7. Труд учёных иногда способен перевернуть ход истории.
  8. Профессия ученого интересна тем, что он всегда движется только вперёд, навстречу открытиям.
  9. Мир постоянно развивается, поэтому учёным всегда будет чем заняться.
  10.  Быть учёным – это тяжелый труд, который не каждому по плечу.

Эпитеты к слову «профессия»

Работа, занятие, специальность, звание, должность, ремесло, дело, профиль, квалификация, деятельность, призвание.

Эпитеты к слову «профессия»

Избранная, престижная, уважаемая, устаревшая, модная, современная, почётная, неопределённая, будущая, рискованная, благородная, почтенная, интересная, нелёгкая, специфическая, необходимая, редкая, интеллигентная, творческая, опасная вредная, основная, достойная, трудная, героическая, необычная, древняя, мужская, женская, любимая, серьёзная, новая, прибыльная, собственная, активная, бешеная, благодарная, бодрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная, горячая, живая, изобретательская, интенсивная, напряженная, неотложная, нормальная, перспективная, плодотворная, самозабвенная, самоотверженная, созидательная, старательная, терпеливая, труженическая, упорная, честная, экстренная, бесперспективная, бессмысленная, глупая, гнетущая, изнурительная, изнуряющая, кропотливая, механическая, неблагодарная, неинтересная, нелегкая, непосильная, неприятная, нервная, нудная, обременительная, однообразная, скучная, суровая, сухая, томительная, тоскливая, тяжелая, тяжкая, удручающая, унылая, хлопотливая, черная, духовная, душевная, интеллектуальная, интеллигентная, мозговая, мыслительная, умственная, хитрая, чистая, значимая, ответственная, техническая, педагогическая, рабочая.

Синонимы к слову «учёный»

Профессор, естествоиспытатель, теоретик, практик, идеолог, специалист, энциклопедист,  просветитель, лингвист, языковед, математик, физик, химик, мудрец, книжник, научный сотрудник, деятель науки.

Синонимы к слову «учёный»

Великий, молодой, опытный, неопытный, новоиспечённый, выдающийся, нобелевский, признанный, удивительный, иностранный, современный, неутомимый, самоотверженный, авторитетный, пытливый, компетентный, интересующийся, известный, отечественный, беспристрастный, сумасшедший, ведущий, известный, популярный, серьезный, советский, гениальный, будущий, русский, юный, истинный, настоящий, старый, беззаветный, бесстрашный, дерзновенный, доблестный, достославный, легендарный, мужественный, отважный, подлинный, прославленный, славный, смелый, храбрый, благородный, боготворимый, ведущий, главный, оригинальный, популярный, стандартный, стереотипный, трафаретный, тривиальный, характерный, центральный, шаблонный, штампованный, романтический.

Примеры из художественной литературы

  1. И. Гете «Фауст».

Главный герой трагедии И. Гете – учёный Фауст, который пытается найти смысл человеческого существования и связь всего существующего в природе. Для того чтобы ответить на свои вопросы, он изучил философию, медицину, юриспруденцию, богословие и множество других наук. Всю свою жизнь он познаёт новое и самосовершенствуется, однако так и не приблизился к разгадке. В результате он понял, что люди далеки от совершенства и их мышление весьма ограничено.

В трагедии есть ещё один учёный, совсем непохожий на главного героя. Это Вагнер. Глядя на него, нельзя назвать профессию учёного романтичной. Вагнера интересует только наука и слава, а люди, природа и сама жизнь – не заботят его. Он придерживается мнения, что тайны бытия можно познать только при помощи книжных знаний. Именно поэтому всё своё время он проводит над книгами. Вагнер завидует Фаусту, не понимая в силу своей ограниченности, насколько трудна его судьба.

Фауст всё время находится в подавленном состоянии, потому что видит, что всё сделанное им не принесло никаких результатов. Он дошёл до того, что был готов убить себя, лишь бы избавиться от этих душевных мук, но звон церковных колоколов остановил его. Позже в жизни отчаявшегося учёного появился Мефистофель – дьявол, который не любил людей, считая их глупыми созданиями, неспособными понять что-либо великое. Его виденье мира и непредвзятая точка зрения изменили жизнь Фауста навсегда.

Встреча главного героя и Мефистофеля оказалась неслучайной. Между дьяволом и Богом произошёл спор, что представляет собой человек. Мефистофель мог выиграть этот спор, только если переманит Фауста на сторону тьмы. Этим он докажет свою правоту и получит душу великого учёного. Целью Мефистофеля было добиться того, чтобы Фауст отрёкся от своих идей и перестал искать истину. Однако главный герой оставался неизменен в своих убеждениях, сколько бы усилий не прикладывал Мефистофель, ему не удавалось искусить Фауста.

Кроме того, в конце своей жизни Фауст всё-таки понял, в чём заключалось его предназначение. Он осознал, что смысл его жизни – в труде на благо окружающих. Автор соглашается с ним, но говорит о том, что истину в жизни найти невозможно. Душа Фауста досталась Богу, простой учёный победил самого дьявола. Он не сдался под натиском бесчисленных невзгод и продолжил искать ответы, преодолев все испытания. Наградой за его стойкость стала встреча с Маргаритой на небесах. На примере этого образа И. Гёте хотел показать, что человеческое предназначение состоит в познании нового, и пока человек будет следовать этому – он будет счастлив.    

  1. Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

В центре сюжета романа английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» находится история об учёном Викторе Франкенштейне и его создании чудовища, непохожего на всех известных существ.

Мэри Шелли на создание этого романа вдохновили рассказы о паранаучной теории немецкого доктора Фридриха Месмера, который утверждал, что при помощи определённых магнитных импульсов можно устанавливать телепатическую связь между разными людьми. Кроме того, юная писательница интересовалась методом гальванизма, который открыл учёный Луиджи Гальвани. Во время опытов над лягушкой, он заметил, что мышцы на её лапках дёргаются во время прикосновения скальпеля, а его племянник продолжил изучение гальванизма, ставя опыты над телами умерших людей.

Дополнили воображение Мэри Шелли слухи о замке Франкенштейне, в котором якобы раньше была алхимическая лаборатория.

Действие романа начинается на Северном полюсе. Там команда английского исследователя Уолтона обнаруживает истощённого человека, которым оказывается Виктор Франкенштейн. Он рассказывает новым знакомым, как оказался один в таком месте.

Виктор родился в Женеве в аристократической семье. С детства мальчик проводил всё свободное время в домашней библиотеке, собирая всевозможные знания. Однажды в его руки попали труды известных алхимиков, которые мечтали найти философский камень, способный превратить любой металл в золото. После смерти матери Виктора отправили учиться в университет. Именно там он впервые заинтересовался вопросом возможности создания живого существа из неживых материй. Вскоре начинающий учёный решился на ужасный эксперимент: он соединил отдельные части разных трупов и оживил их при помощи электрического тока. Когда чудовище ожило, Виктор испугался и сбежал из лаборатории.

Он надеялся избавиться от своего прошлого и начать жизнь с нового листа. Однако вскоре узнал ужасающую новость о том, что его младшего брата Уильяма жестоко убили. Виктор сразу же догадался, чьих рук это дело. Но чудовище совершило преступление не просто так, оно сделало это только потому, что возненавидело своего создателя, который бросил его в одиночестве и обрёк на несчастное существование.

Далее монстр убивает лучшего друга Франкенштейна. Причиной этого преступления стал отказ учёного создавать для своего «детища» невесту. Виктор подумал, что после такого страшного союза в мире появится ещё больше монстров, поэтому уничтожил подготовленное женское тело. Месть чудовища на убийстве Анри Клерваля не остановилась, вскоре от его рук погибает и молодая супруга Виктора.

Обезумевший от горя ученый решает, во что бы то ни стало, избавиться от результата своего эксперимента. Поэтому бросается за ним в погоню. Так он и оказывается на Северном полюсе, однако чудовище было выносливее своего создателя, поэтому с лёгкостью от него скрылось. В финале романа главный герой погибает.

Стремясь к новому открытию, Франкенштейн создал настоящее Зло. Молодой профессор хотел отыскать бессмертие, но его путь оказался неверным. Стремление к открытию чего-то нового, обрекло учёного и его близких на неминуемую гибель.    

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

В центре сюжета романа М.А. Булгакова «Собачье сердце» находится эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович – учёный-медик, хирург-экспериментатор, профессор медицинских наук. Его интересует модная в то время проблема омолаживания человека. Этот герой – яркий представитель настоящей московской интеллигенции, демократ по происхождению и аристократ по духу. Он свято чтит традиции элиты Московского университета: служить науке, не навредить человеку, всеми возможными способами сохранить жизнь любого живого существа.

Профессор Преображенский очень талантлив и популярен своими трудами даже заграницей. Он постоянно изучает что-то новое, читает медицинскую литературу после приёма пациентов.

В ходе своих научных опытов профессору удаётся получить из собаки человека. Он пытается воспитать его, сделать достойным представителем общества, однако Шариков стал воплощением того, чей мозг послужил донорским материалом во время операции по пересадке. После этого эксперимента жизнь в доме Филиппа Филипповича перевернулась с ног на голову. Он был слишком увлечён наукой, чтобы вовремя заметить в кого превращается его подопытный. Благие намерения профессора помочь человечеству обернулись настоящей трагедией.

За комедийностью сюжета находится глубокая драма русской научной интеллигенции, которая невольно помогала новому режиму укреплять своё пагубное влияние. Благодаря их помощи Шариковы пробились к власти и стали не только отравлять жизнь нормальным людям, но и решать их судьбы.   

  1. Бертольд Брехт «Жизнь Галилея».

Бертольд Брехт написал пьесу «Жизнь Галилея» в Дании, спасаясь от гитлеровского режима. С первого взгляда можно подумать, что эта пьеса – историческая трагедия, потому что описываемая действительность соответствуют реальности, даты указаны точные. Однако в событиях трёхсотлетней давности можно заметить отсылки на современный автору мир и актуальные в нём проблемы.

Тема пьесы – наступление «Нового времени» и реакция общественности на идеи этого времени. Основной конфликт в произведении происходит между главным героем учёным и властью. Галилей ни на секунду не сомневался в своей правоте, он пытался отстоять правильность теории Коперника, в которой планета Земля не была центром Вселенной, а вращалась вместе с другими планетами вокруг Солнца. Его конфликт с обществом не прекращался даже во время мнимого внешнего смирения. Галилей считал, что залогом научного прогресса является честность учёных.

Драма состоит из 15 актов. Действие происходит в Италии, в Падуе, во Флоренции и Риме, охватывая временные рамки – 28 лет. В произведении автор представляет сложный и неоднозначный образ гениального учёного. Вся пьеса – это рождение, развитие идеи Галилея и его отречение от неё. Главный герой возникает перед читателем в пору научных прозрений и морального падения. Галилео Галилей – необычный человек, который при помощи силы своего ума достигает высот, недостижимых для простых людей, неспособных увидеть новое в повседневных вещах.

Галилей – человек идеи. Он может без перерыва, днями, месяцами работать над своими научными опытами. Изучая небесные светила, он постоянно портил своё зрение, проводя слишком много времени у телескопа, но это совершенно не беспокоило учёного. Ведь результат того стоил. Охваченный своим научным трудом, Галилей отказался покинуть город, в котором разбушевалась чума. Он говорил, что его трехмесячные записи можно будет просто выкинуть, если он не закончит эту работу, а чума всё равно была в то время везде.

Однако, не побоявшись страшной болезни, великий учёный не устоял перед силой тех, кто обладал властью. Он отрёкся от своих идей, испугавшись физических мук, обещанных в противном случае инквизицией. Ученики Галилея тяжело восприняли предательство своего учителя. Самый верный его ученик Андреа Сарти был разочарован в своём учителе вплоть до того момента, пока не узнал, что Галилей втайне каждой ночью переписывал свою книгу, на которую наложили запрет. Именно Андреа способствовал распространению изданий этого труда заграницей. А другие ученики и последователи учёного отреклись от него и оставили свои исследования.

Наука понесла тяжёлую потерю после отречения Галилея, для её развития был необходим его подвиг. Бертольд Брехт прославлял в своём произведение величие человеческого ума, но в то же время хотел показать, что любая научная деятельность требует у тех, кто ей занимается бесстрашия и самоотверженности.

  1. Айзек Азимов «Основание».

«Основание» — это цикл, состоящий из семи научно-фантастических романов.

В «Основании» описывается далёкое будущее. Действие романов происходит в сверхгосударстве под названием Галактическая Империя. Эта империя охватила весь Млечный путь.

Главный герой – учёный-математик Гэри Сэлдон. Он стал основателем науки «психоистории», которая могла прогнозировать масштабные изменения в истории развития любого государства. Гэри открылось будущее, и он узнал, что Первую Империю ожидает неизбежное падение, за которым последуют тёмные времена. Будучи не простым человеком, а учёным, Гэри решает, во что бы то ни стало, сохранить свою цивилизацию. Он понял, что главными причинами предстоящего краха их государства являются неэффективное управление и слишком большой размер Империи. Исправить это было уже невозможно, поэтому Сэлдон создаёт организацию «Основание Энциклопедистов», которая по его плану, рассчитанному на 1000 лет вперёд, должна будет сохранить основу цивилизации, а затем возродить её в полном объёме. Задача «Основания» заключалась в написании Галактической энциклопедии, в которую нужно было включить все накопленные за предыдущие века знания, науки и культуру.  При работе «Основания» прогнозируемый период упадка снижался с 30000 лет до 1000, однако главный герой был слишком увлечён своим изобретением, поэтому он не учёл того, что бывают факторы, которые невозможно предугадать.

Постепенно «Основание» захватило власть и продолжало расширять своё влияние. Долгое время люди нерушимо следовали плану гениального учёного Гэри Сэлдона, но всего один человек смог разрушить в короткий срок Великий план и подчинить себе всю Империю.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — образованный человек. Евгений Базаров занимается естественными науками, целые дни проводит у микроскопа, проводя различные опыты. Однако ничего романтического в своей профессии он не видит. Базаров хочет стать доктором, но насмехается над современной медициной. Он считает, что науки самой по себе не существует, любая научная деятельность, по его мнению, это всего лишь различные ремёсла и знания.

В основе материалистических взглядов главного героя находилась популярная в то время книга Людвига Бюхнера «Материя и сила», философия которой опиралась на достижения естественных наук. В России 60-х годов было модно увлекаться именно естественными науками. Но Базаров был не просто увлечён наукой, он обладал обширными знаниями в области медицины, химии, физики, ботаники и зоологии. Он считал знания необходимым фундаментом для любого рода деятельности, полезной обществу. Базаров выступал за развитие науки и утверждал материалистическое мировоззрение, но ему не хватало веры, без которой невозможно стать истинным учёным.

Примеры из жизни

Никола Тесла – великий учёный и изобретатель 20 века. Открытия этого физика-инженера навсегда изменили мир. Всемирную известность учёному принесло создание электродвигателя, генератора и многофазных систем, работающих на переменном токе. Также Тесла известен своими опытами, подтверждающими наличие и возможность использования эфирных технологий. Как и ко всем гениальным людям, к Николе Тесла относились по-разному: одни называли его экстрасенсом, предсказывающим будущее, другие мошенником и шизофреником, а третьи – величайшим изобретателем всех времён и народов.

Никола родился в семье священнослужителя. Первый класс он окончил в сельской школе, а потом перевёлся в городскую. Повышение сана его отца позволило мальчику получить более качественное образование. С ранних лет Никола научился быть самостоятельным. Его родители много работали, поэтому будущий учёный часто оставался дома один и занимался хозяйством. Позже он устроился на завод, чтобы зарабатывать себе карманные деньги. 

Родители Николы хотели, чтобы мальчик продолжил дело отца и стал священнослужителем. У юноши были совершенно иные интересы, но он не хотел перечить воле своих родителей, поэтому согласился изучать духовные науки. Однако сама судьба распорядилась иначе. В родном городе будущего учёного в то время разразилась эпидемия холеры и Николе запретили возвращаться домой. Тем не менее, он всё же поехал и в скором времени тяжело заболел. Спустя девять месяцев болезни, Тесла оказался при смерти. Отец, чтобы взбодрить умирающего сына, пообещал ему, что не будет против изучения инженерного дела. После этого обещания Никола чудодейственным образом выздоровел и смог воплотить свою мечту в жизнь.

Тесла обладал необычным даром, ему суждено было стать учёным. Мысленно представляя какое-либо устройство или прибор, он мог протестировать его и воплотить в жизнь уже готовое к применению изделие. Даже современный компьютер не справился бы с подобной задачей. Новаторство трудов Теслы заключалось в том, что благодаря ему появилась возможность передачи электроэнергии на большие расстояния, обеспечивая ею осветительные приборы, фабричные установки и бытовую технику.

Тесла всё время хотел посвятить всего себя своим идеям, но жизненные обстоятельства не позволяли сделать этого. Одно время ему даже пришлось побираться и рыть канавы, чтобы не умереть с голода. Заняться непосредственно наукой он смог только после встречи с промышленным деятелем Джорджем Вестингаузом, который понял, что перед ним находится гений.  

Народная мудрость

  1. «Учёный везде почтенный». Данной пословицей наши предки хотели прославить профессию учёного. Они очень уважали и почитали тех, кто владел знаниями.
  2. «Ученому везде дорога». В этой пословице идёт речь о том, что учёные люди везде необходимы.
  3. «Ученый без дела, как туча без дождя». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку, который изучает науки, всегда необходимо заниматься делом. Самосовершенствование – трудная работа, в которой нет места для отдыха.
  4. «За одного ученого двух неученых дают, и то не берут». В этой пословице говорится о том, что на учёного человека всегда большой спрос.
  5. «Ученый водит, неученый следом ходит». В этой пословице идёт речь о первенстве тех, кто владеет знаниями. Учёный человек всегда будет на шаг впереди остальных.
  6. «Наука украшает разум». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеческий разум без науки не представляет ничего особенного. Знания украшают человека.
  7. «Наука учит только умного». Наши мудрые предки считали, что изучение наук – удел умных людей, остальным это не под силу.
  8. «Кончил курс науки, а знает аз да буки». В этой пословице идёт речь о людях, которые долго учились, но так ничему и не научились.
  9. «Погруженный в науки не ведает скуки». В данной пословице говорится о том, что человеку, изучающему науки, никогда не бывает скучно.
  10.  «Наука даром не даётся – наука трудом берется». В этой пословице говорится о том, что учёным может стать только тот, кто много и упорно трудиться.

Афоризмы

  1. «В кругу учёных есть только два понятия: наука и мнение. Первая даёт точное познание о вещах, а последнее порождает невежество». Древнегреческий целитель и философ Гиппократ говорил, что учёные считают науку единственным верным способом познать истинную сущность вещей. Любое другое мнение порождает невежество.
  2. «Учёные — это те, которые начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, которые читали непосредственно в книге вселенной». Немецкий философ Артур Шопенгауэр считал, что учёные отличаются от гениев тем, что все их знания взяты только из книг.
  3. «Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Основатель современной теоретической физики Альберт Эйнштейн был уверен в том, что каждый учёный обладает сильной верой.
  4. «Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого». Немецкий философ-материалист Людвиг Андреас фон Фейербах считал, что главная добродетель учёного заключается в его честности.
  5. «Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий». Английский философ, политик и историк Фрэнсис Бэкон сравнил талантливых людей с дикими растениями, потому что их тоже нужно выращивать. Только растениям достаточно воды и солнечного света, а юным дарованиям необходимы ещё и учебные занятия.
  6. «Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову». Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень говорил, что стремление к славе свойственно только пустым деятелям науки, истинные учёные подобны созревшим колосьям, которые клонятся к земле.
  7. «Ученый без трудов — дерево без плодов». Знаменитый персидский мыслитель и поэт Саади сравнил учёного с деревом. Труды учёного, словно плоды у дерева. Именно в них заключается истинная ценность.
  8. «Любознательность создает ученых и поэтов». Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс говорил, что учёными, как и поэтами, становятся только любознательные люди, которых интересует устройство окружающего мира.
  9.  «Некоторые ученые накапливают знания только для того, чтобы хвалиться ими». Немецкий учёный, философ и публицист Георг Кристоф Лихтенберг говорил, что некоторые учёные занимаются наукой только для того, чтобы обрести славу. Истинные знания им не интересны.
  10.  «Настоящий ученый — романтик. Только романтики верят в то, что возможно всё». Американский писатель Рэй Брэдбери считал, что все истинные учёные – романтики. Потому что только романтики могут верить в то, что принято считать невозможным.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий