Весомые аргументы по направлению «Месть и великодушие» легко подобрать в произведениях русских классиков. Литературные герои, как и реальные люди, очень часто выбирают между добром и злом, милосердием и жестокостью, прощением и наказанием.
Мстительность обычно считают отрицательным человеческим качеством, но как в таком случае расценить справедливую месть? Неоднозначно и понятие великодушия. Нередко чрезмерная мягкость к злодею может обернуться еще большими неприятностями.
Месть и великодушие нельзя разделить так же четко, как черное и белое. В различных ситуациях перед человеком всегда стоит непростой нравственный выбор между тем и другим.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Неутолимая жажда мести может быть вызвана весьма незначительной для постороннего человека причиной. Яркий пример – поведение Казбича из «Героя нашего времени». Чеченский разбойник настолько любил своего коня Карагеза, что поклялся мстить до конца его похитителям.
Казбич убил отца Бэлы и Азамата, хотя и не имел прямых доказательств его причастности к похищению. Автор не упоминает, состоялась ли встреча Казбича с самим Азаматом, но месть приобрела гораздо более страшный характер.
Казбич, вероятно, догадывался или узнал, что платой за Карагеза стала Бэла. Он похитил девушку, а когда его стали настигать преследователи, нанес ей смертельный удар кинжалом.
Очень характерно, что привыкший к чеченским обычаям Максим Максимыч, оправдывая убийство отца Бэлы Казбичем («по-ихнему… он был совершенно прав»), не может простить ему смерть девушки. Ведь Казбич мог просто сбежать. Однако жажда мести настолько завладела его душой, что он совершил недостойный для любого мужчины поступок, убив ни в чем не повинную, беззащитную женщину.
А. С. Пушкин «Выстрел»
Сильвио из повести «Выстрел» представляет собой символ хладнокровной, тщательно готовящейся и обдуманной мести. Поссорившись в молодости с богатым графом, Сильвио отказался от выстрела на дуэли, оставив за собой право возобновить поединок в любое время.
Сильвио долгое время ждал своего «звездного часа». Всю свою жизнь он подчинил одному страстному желанию – жестоко отомстить сопернику. Слух о помолвке графа стал для Сильвио сигналом к действию. Момент был выбран самый подходящий: что для человека может быть ужаснее смерти в самый счастливый период жизни?
В кульминационный сцене Сильвио все же проявил великодушие, когда молодая графиня стала умолять его сжалиться над мужем. Хотя истинно великодушным этот поступок назвать нельзя. Жажда мести Сильвио была удовлетворена видом смертельного испуга соперника и его жены.
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Пример мистического возмездия представлен в повести «Пиковая дама». Главный герой произведения страстно мечтает разбогатеть, причем добиться этого в короткий срок. Германну рассказывают, что графиня Анна Федоровна хранит беспроигрышный секрет трех карт. Он решает любой ценой узнать эту тайну.
Первым преступлением Германна становится настойчивое ухаживание за Лизаветой. Молодой человек жестоко обманывает девушку, надеясь с ее помощью проникнуть в дом графини. Когда Германну это удается, он совершает еще более ужасное преступление. Его угрозы доводят Анну Федоровну до смерти. Узнав об этом, Лизавета сразу же вспоминает слова Томского: «у этого человека по крайне мере три злодейства на душе!».
Возмездие настигает главного героя в образе призрака графини. Она раскрывает секрет трех карт с непременным условием взять в жены Лизавету. Судя по всему, Германн вряд ли бы исполнил волю Анны Федоровны, поэтому во время решающей третьей игры к нему вместо туза приходит пиковая дама – символ справедливого возмездия. Проигрыш сводит главного героя с ума, что становится достойным наказанием за его алчность.
Несмотря на мистичность сюжета, следует признать, что и в реальной жизни негодяи достаточно часто подвергаются необъяснимой жестокой каре, напоминающей месть каких-то высших сил.
М. Горький «Детство»
В очень тяжелой для восприятия автобиографической повести Горького «Детство» представлено большое количество примеров, когда людей охватывает злобное чувство мести. Маленький Алексей заражается этой удушливой атмосферой и сам часто пытается отомстить за все зло деду и отчиму.
На этом фоне резко выделяются бабушка и отец Алексея. Акулина Ивановна никогда не держит на людей зла, прощает ругань и побои деда. Настоящим образцом великодушия является умерший Максим. Когда Михаил и Яков бросили отца Алексея в прорубь, ему лишь каким-то чудом удалось выбраться и остаться в живых. Максим не поддался чувству мести и скрыл от властей вину своих шуринов. Его великодушный поступок настолько поразил деда, что он впервые признал в нем достойного человека: «Ну, спасибо тебе, другой бы на твоем месте так не сделал…».
Образы Акулины Ивановны и Максима призваны доказать, что не все люди злобны и мстительны от природы. Проявление великодушия – показатель силы и величия духа человека.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Судьба Андрея Соколова поражает количеством перенесенных страданий: война и разлука с семьей, невыносимый фашистский плен, гибель жены и дочерей и, наконец, смерть сына. Казалось бы, настолько тяжелый груз должен был испепелить все человеческое в Андрее и превратить его в жестокого, мечтающего только о мести зверя.
Несмотря ни на что, Соколов остается человеком. Для сравнения можно вспомнить другой рассказ Шолохова –»Наука ненависти», главный герой которого «тяжко ненавидит фашистов» и ужасен в рукопашном бою даже для сослуживцев. Андрей, естественно, тоже не испытывает теплых чувств к врагу, но он сдерживает свой гнев и не дает чувству мести полностью завладеть собой.
Великодушие Андрея в полной мере раскрывается после войны. Человек, потерявший всю семью, изломанный физически и духовно, не знающий, для чего жить дальше, обращает внимание на беспризорного Ванюшку. Все страдания и лишения не смогли убить в нем жалость и доброту к людям. Усыновление несчастного мальчика – символ преодоления ужасных последствий войны благодаря многим великодушным сердцам.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Подлинным образцом подлой мести можно считать Швабрина из романа «Капитанская дочка». Этот персонаж на протяжении всего произведения пятнает честь офицера и дворянина низкими поступками, совершенными под влиянием мстительного чувства.
Швабрин порочит в глазах Гринева Машу из-за ее отказа принять его предложение. Намереваясь любой ценой отомстить сопернику, он совершает коварный удар на дуэли. Наконец, величайшей подлостью становится донос Швабрина на Петра Андреевича после подавления восстания Пугачева. Этой ложью Швабрин уже не мог смягчить свою участь, следовательно, действовал, исходя лишь из одной злобы.
Символом великодушия, как это ни странно, в романе является Емельян Пугачев. Пушкин не идеализирует кровавого самозванца, но именно в Пугачеве парадоксальным образом сочетаются жестокость и милость к побежденным.
Пугачев не только избавляет Гринева от неминуемой казни. Он прощает ему дерзкие речи («велят идти против тебя – пойду»); отпускает на свободу, зная, что молодой офицер примет участие в подавлении восстания; помогает освободить Машу.
Таким образом, Пугачев в романе предстает в образе «благородного разбойника», очень часто склонного проявлять великодушие к своим непримиримым врагам.
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
Склонность людей к мести или великодушию становится особенно заметна во время войны. В этом плане особого внимания заслуживают три образа представленные в рассказе «Кавказский пленник».
Старик-чеченец, у которого русские убили семь сыновей, посвящает всю свою жизнь мести. Он не может простить измены своему последнему оставшемуся в живых сыну и убивает его, обманным образом перейдя на сторону врага. Старик настойчиво требует казнить пленников. Только таким образом он может хоть немного утолить свою жажду мести.
Промежуточное положение занимает хозяин пленников – Абдул. Он уже не стремится истреблять всех без исключения русских. Абдул держит их в плену с целью получить выкуп, а Ивана Жилина даже начинает уважать за его умелые руки. Поведение Абдула, конечно, нельзя считать великодушным, но оно гораздо человечнее неукротимой злобы старика.
Особый интерес представляет собой образ Дины. Чеченская девочка, никогда не покидавшая родной аул, имеет представление о русских только по рассказам старших. Дина, несомненно, воспитана в ненависти к поработителям ее народа. При первой встрече с плененным Жилиным она смотрит на него «как на зверя какого».
Тем не менее, постепенно Дина проникается жалостью к пленникам и в конце концов помогает Жилину бежать. Причина заключается не только в забавных куклах, которые делает пленник для девочки. Жалость к врагу, способность увидеть в нем человека – признак изначально присущего всем людям великодушия.
Н. В. Гоголь «Страшная месть»
В фантастической повести «Страшная месть» изображен «такой злодей, какого еще и не бывало на свете», подвергнувшийся жестокой божественной каре за великий грех своего далекого предка.
Когда-то давно Петро убил своего родного брата Ивана вместе с малолетним сыном. Бог сам предложил Ивану выбрать наказание для братоубийцы. Месть действительно оказалась изощренной.
Последний потомок в роде Петро – колдун и великий грешник. Он стал причиной гибели большого числа людей, предал свою Родину, зарезал родную дочь, а под конец убил святого старца. В наказание его будут вечно грызть умершие предки. Сам Петро обречен в бессилии наблюдать за этим и испытывать непереносимую боль. Апофеоз его страданий: «хотеть отмстить, и не мочь отмстить».
В манере украинских исторических «дум» Гоголь высказывает мысль о том, что за самые страшные преступления виновник должен неизбежно понести самое страшное наказание. Месть должна свершится по воле самого Бога.
В повести ярко изображена и сила человеческого великодушия. Катерина осуждает и даже отрекается от своего грешного отца, но не может подавить в себе жалость к приговоренному к смерти. Поверив обещаниям колдуна, она выпускает его из подвала. Великодушная женщина не подозревает, что тем самым подписывает смертный приговор себе, своему мужу и ребенку.
Трагическая ошибка Катерины – пример ситуации, когда великодушие и доброта могут помешать свершиться правосудию и привести к тяжелым последствиям.