Аргументы по направлению «Я и другие» для итогового сочинения

Аргументы по направлению «Я и другие» для итогового сочинения Банк аргументов

В данной работе собраны наиболее актуальные аргументы для итогового сочинения по направлению «Я и другие». Во все времена остаётся актуальной проблема понимания человека другими людьми, а также конфликт личности и общества. Данный вопрос издавна волновал умы писателей и поэтов, именно поэтому в художественной литературе так много примеров взаимодействия человека с социумом.

Проблема

Причины возникновения и способы разрешения конфликтов между личностью и обществом.

Отношение автора к проблеме

Общество формирует личность, однако и личность оказывает определённое влияние на социум. Человек и общество находятся в тесных взаимоотношениях, одно не может существовать без другого. Человек создан для общества и с самого рождения находится в нём. Именно в обществе формируется и развивается человеческая личность, от окружения и условий жизни зависит то, каким человек вырастет. Одиночество приносит людям страдания, они чувствуют себя потерянными и несчастными, находясь вне общества. Общество представляет собой единый огромный механизм, состоящий из множества мелких элементов – человеческих личностей.

Аргументы

  1. Человек становится человеком только в обществе.
  2. Развитие социума зависит от личного вклада каждого человека.
  3. Общество находится в постоянном развитии.
  4. В современном мире наблюдается новый этап становления человеческих взаимоотношений.
  5. Человек становится частью общества с самого рождения.
  6. Каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
  7. Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества и его прогресса.
  8. В современном мире роль личности в обществе стала значительнее.
  9. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
  10.  Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Эпитеты к слову «личность»

Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одарённая, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая, артистическая, возвышенная, впечатлительная, гениальная, избранная, благородная, великодушная, изысканная, изящная, музыкальная, поэтическая, талантливая, тонкая, утончённая, художественная, чуткая, эстетическая, заячья, изломанная, кремневая, огненная, расхлябанная, самовоспитанная, активная, беспокойная, бесстрашная, богатая, бодрая, боевая, взбалмошная, властная, властолюбивая, волевая, восприимчивая, гибкая, глубокая, деспотическая, дикая, живая, жизнерадостная, загадочная, запутанная, исключительная, ищущая, кипучая, крепкая, могучая, мощная, мужественная, мятежная, настойчивая, недюжинная, независимая, неистовая, необузданная, непонятная, непоседливая, нервная, несгибаемая, неугомонная, неукротимая, неуравновешенная, неутомимая, общительная, открытая, оптимистическая, отзывчивая, подвижная, простосердечная, прямая, порывистая, пылкая, разносторонняя, редкая, решительная, русская, самобытная, самостоятельная, свободная, сдержанная, искренняя, славянская, сильная, сложная, смелая, стойкая, страстная, сумасбродная, твёрдая, темпераментная, титаническая, требовательная, увлекающаяся, упрямая, фанатическая, фанатичная, цельная, цыганская, чистая, чуткая, щедрая, чувственная, чувствительная, широкая, экстравагантная, эксцентрическая, эмоциональная, энергическая, деликатная, энергичная.

Апатическая, апатичная, безвольная, вялая, гнилая, замкнутая, инертная, ледяная, ленивая, малодушная, мертвенная, мечтательная, мягкая, неглубокая, необщительная, неэмоциональная, податливая, подчиненная, рабская, рефлектирующая, робкая, рыхлая, слабая, созерцательная, спокойная, сухая, тупая, уединенная, флегматическая, флегматичная, холодная, бесстыдная, гнусная, криминальная, мерзкая, непривлекательная, низменная, ничтожная, омерзительная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, волчья, двойственная, двуличная, грубая, дубовая, душевная, едкая, желчная, зверская, испорченная, коварная, лукавая, мелкая, мелочная, нечестная, низменная, подозрительная, пошлая, раздражительная, себялюбивая, склочная, тщеславная, узкая, хищная, черствая, честолюбивая, эгоистическая, эгоистичная.

Эпитеты к слову «личность»

Аристократическое, благовоспитанное, благоприличное, благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное, дамское, дурное, женское, живое, избранное, изысканное, интеллигентное, культурное, мещанское, многоразличное, многочисленное, модное, мужское, некультурное, неприятное, нехорошее, отборное, пестрое, плохое, порядочное, привычное, приличное, приятное, пустое, развеселое, разнокалиберное, разнородное, разношерстное, рафинированное, светское, серое, скучное, случайное, сомнительное, тесное, тусклое, узкое, фешенебельное, холостое, холостяцкое, хорошее, честное, чистое, широкое, шумное, беспокойное, бурное, ветреное, всесильное, загадочное, изменчивое, капризное, неверное, непостоянное, неумолимое, обманчивое, прихотливое, своевольное, своенравное, слепое, таинственное, тайное, темное, фальшивое, блистательное, гордое, громкое, дивное, доброе, завидное, изумительное, милосердное, славное, счастливое, удивительное, хорошее, чудесное, яркое, безжалостное, безотрадное, бесславное, беспощадное, жалкое, жестокое, злое, зловещее, коварное, нелепое, несправедливое, суровое, унылое, историческое.

Синонимы к слову «личность»

Индивидуум, индивидуальность, человек, индивид, субъект, своеобразие, характер, тип, существо, особь, персона, фигура, лицо, особа, натура, представитель.

Синонимы к слову «общество»

Социум, среда, окружение, народ, сообщество, община, группа, братство, каста, союз, круг, сфера, товарищество, сословие, объединение, человечество, люди, нация, коллектив.

Примеры из художественной литературы

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изображает Россию во времена стремительного развития капитализма. Петербург – это не просто фон происходящих событий, это отдельное действующее лицо – нищий и грязный город, который доводит людей до потери смысла в жизни и заставляет совершать их нечеловеческие поступки. Автор описывает беспомощных бедных людей, их трудности и безысходность, многочисленные проблемы, которые окружают простой народ. Ф.М. Достоевский был знаком с тяготами жизни не понаслышке, поэтому хорошо знал то, о чём писал.

Главной проблемой общества в романе является неправильная расстановка жизненных приоритетов. В начале описываемых событий главный герой Родион Раскольников ценил больше всего деньги, а всё остальное имело для него уже второстепенное значение. Однако убийство он совершил не только ради того, чтобы обогатиться, для него это казалось единственным выходом из несправедливого положения в обществе.

Раскольников был умным и неординарным человеком, способным чувствовать проблемы окружающих. Именно сопереживание и обеспокоенность страданиями и мучениями других людей побудили главного героя к преступлению.

На протяжении всего произведения Родион переживает ряд изменений, также меняются и его приоритеты. Постепенно он приходит к выводу, что деньги – это далеко не главная ценность в жизни и никакая цель не оправдывает греха, который он совершил. Ни при каких обстоятельствах человек не имеет права отнимать жизнь другого человека. И только к концу романа главный герой осознает значение каждой личности для общества и отказывается от своей теории, раскаиваясь о содеянном.   

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

В этой сказке писатель решил показать истинное лицо помещиков, которые возомнили себя «богами». Их безграничная власть над крестьянами стала причиной множества немыслимых поступков, помещики могли безнаказанно издеваться над простым народом, сколько им вздумается. Они не осознавали того, что зависят от крестьян больше, чем те от них самих. Помещики ничего не могли сделать самостоятельно, даже помыться и поесть.

Главным героем сказки является помещик, не отличающийся особым умом. Он очень ленивый и привык к тому, что ничего не нужно делать. Крестьяне делали всё за своего хозяина, поэтому ему не приходилось задумываться, откуда берётся еда, одежда и всё остальное, необходимое для жизни. Помещик не просто не ценил труд своих крепостных, он всё время боялся того, что они могут его объесть или обворовать. Целыми днями он мечтал лишь о том, чтобы все крестьяне исчезли, и однажды его мечта исполнилась. В один прекрасный день, помещик проснулся и увидел, что никого рядом нет. Вначале он этому несказанно обрадовался, а затем сам не заметил, как начал деградировать. Первая трудность, с которой он столкнулся, заключалась в отсутствии еды. Теперь никто не работал на полях, не закупал продукты, поэтому даже гостей помещику угостить нечем было, кроме леденцов. Несмотря на все тяготы, главный герой никого не слушал. Все знакомые чиновники говорили ему о его глупости, но он не мог осознать собственной беспомощности и зависимости от крестьян.

В итоге беспомощный помещик одичал: оброс шерстью, отрастил когти, стал передвигаться на четвереньках. Когда закончилась вся еда в доме, главный герой стал охотиться, словно дикий зверь. Он ловил птиц, зайцев, белок и ел их сырыми, даже не разделывая. Оказалось, что он совершенно не был приспособлен к жизни, без своих подданных опустился до уровня животного, неспособного вести человеческий образ жизни. Только после возвращения крестьян всё стало на свои места. Одичавшего помещика поймали, отмыли, обстригли и приучили жить по-человечески.

М.Е. Салтыков-Щедрин отобразил в своей сказке общественный уклад России 17 века. Он остро осуждал крепостничество во всех его проявлениях, писатель стремился открыть глаза современников на всю жестокость помещичьего гнёта крестьян. В произведении нет имён собственных, автор использует только собирательные образы с целью высмеять дворянство и призвать народ к борьбе с государственной несправедливостью.  

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

А.С. Грибоедов очень реалистично изобразил в комедии «Горе от ума» жизнь России первой половины 19 века. Он представил образы типичных представителей общества того времени, их взгляды, привычки, обычаи. Их суждениям и мнению писатель противопоставил новое и прогрессивное поколение в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого.

Основной конфликт пьесы заключается в столкновении двух эпох – «века минувшего» и «века нынешнего». По мнению автора, новое общество должно было неизбежно заменить старое. Главным представителем старого общества является Фамусов, служащий управляющим в казённом месте. Этот персонаж относится к своей службе формально, он находится там лишь для того, чтобы достичь высоких чинов и получить соответствующие им привилегии. Достигнув определённых высот, он и вовсе перестаёт работать, а всего лишь подписывает бумаги, даже не читая их. Всё своё время Фамусов тратит на обеды, ужины, танцы и светские мероприятия.

Фамусов ценит в людях только их положение в обществе и богатство, исходя из этих соображений, он и подыскивает жениха своей дочери. Выходит, что в «фамусовском» обществе человек ценится не по уму, степени образованности и не по личным заслугам, а по размеру своего кошелька и количеству крепостных, трудящихся на благо своего хозяина. Павел Афанасьевич гордится своим дядей Максимом Петровичем, который был «вельможей в случае, он не то на серебре, на золоте едал», «сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом, век при дворе», но когда надо было «подслужиться, и он сгибался вперегиб».

Все люди, которые приехали на вечерний приём к Фамусову являются представителями «века минувшего», его правил и устоев. Таким образом, здесь раскрываются все принципы и законы, по которым существовало дворянское общество Москвы.

Чацкий – представитель нового поколения, поэтому он не может найти себе места в этом обществе. Он не понимает ценностей и приоритетов окружающих людей, а они не могут понять прогрессивных идей и стремлений Александра Андреевича. Вернувшись домой из заграницы, Чацкий возмущается неизменностью принципов, взглядов и идеалов московского дворянства. В его обличительных речах поднимаются проблемы крепостного права, чинопочитания, непросвещённости и слепого подражания всему иностранному. Всё, что он говорит непонятно и неприемлемо для представителей старого общества, его слова возмущают и пугают Фамусова и его окружение, поэтому они стремятся быстрее от него избавиться. В итоге главный герой уезжает из Москвы, оставив свои попытки изменить это общество, но нравственная победа досталась именно ему. А.С. Грибоедов уверен, что «век нынешний» сможет победить устоявшиеся принципы старого поколения.

Примеры из жизни

Клара Цеткин и Роза Люксембург – знаменитые политические и общественные деятели, прославившиеся в борьбе за права женщин. Клара Цеткин входила в число основателей Коммунистической партии в Германии, а Роза Люксембург была теоретиком марксизма, философом, экономистом и публицистом. Клара стала интересоваться политикой ещё со времён обучения в педагогической гимназии, именно там она завела знакомство с участниками революционного кружка эмигрировавших студентов, среди которых был и её будущий муж Осип Цеткин. После вступления в силу на территории Германии «Исключительного закона против социалистов» Клара была вынуждена покинуть родную страну. Переехав во Францию, она познакомилась с дочерью Карла Маркса и её супругом, а те, в свою очередь, представили её Розе Люксембург, дружба с которой стала судьбоносной. После отмены «Закона против социалистов» Клара сразу же вернулась в Германию и начала активную борьбу за права женщин, в первую очередь за предоставления всеобщего избирательного права и смягчение трудового законодательства. На первом конгрессе Интернационала в Париже Цеткин заявила, что: «Организация и политическое воспитание промышленных работниц являются не только важнейшим шагом к улучшению положения женщин, но и важным фактором для более быстрого и сильного прогресса рабочего движения вообще и поэтому глубоко влияют на более быстрое преобразование современных общественных отношений». За права и свободу женщин от фашизма Клара Цеткин боролась до конца своей жизни. Розалия Люксембург тоже занялась революционной деятельностью ещё во время учёбы в гимназии. Ей пришлось эмигрировать в Швейцарию из-за преследования полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат». Смена места жительства не укротила свободолюбивый дух Розы, она приняла участие в создании Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы и возглавила печатное издательство «Справа роботнича». Роза Люксембург была прекрасным оратором и журналистом, её работы были высоко оценены В.И. Лениным. Репрессиям революционерка подверглась за свою антивоенную пропаганду перед Первой мировой войной. Около четырёх лет провела она в тюрьмах, однако это не стало помехой для её борьбы. Власти Германии были обеспокоены угрозой начала гражданской войны из-за призывов Розы, имеющей огромное влияние на общество, и назначили 100 тысяч марок за её голову. Награда не заставила себя долго ждать, вскоре её тело было найдено в канале.

Народная мудрость

  1. «Не место красит человека, а человек место». Этой пословицей наши мудрые предки хотели сказать, что хороший человек является украшением любого места.
  2. «Народная дружба и братство – дороже любого богатства». В этой пословице говорится о том, что дружба и единство народа – наивысшая ценность для человечества.
  3. «Одна пчела немного мёду натаскает». В этой пословице говорится о том, что сообща люди способны на многое.
  4. «Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт». В данной пословице идёт речь о бессмертии героев. Человек живёт до тех пор, пока о нём помнят, а память о подвиге хранится вечно.
  5. «Одна головня и в печи тухнет, а две и в поле курятся». В этой пословице говорится о том, что сообща люди способны на многое. То, что одному человеку не под силу, окажется по плечу нескольким.
  6. «Человек человеком держится, как дерево корнем». Наши предки считали дерево символом жизни, поэтому сравнивали наивысшую человеческую ценность – дружбу с корнями дерева. Дружба даёт человеку силу и крепко держит его на ногах, как и корни питают дерево и не дают ему упасть.
  7. «В кулаке все пальцы равны». Смысл данной пословицы заключается в том, что все люди равны между собой, когда они находятся вместе, как и пальцы, сжатые в кулак.
  8. «Хороший человек один не живёт, подле него всегда будут люди». Смысл данной пословицы заключается в том, что хороший человек всегда притягивает к себе других людей. Такому человеку можно не бояться одиночества.
  9. «Всем не угодишь». В этой пословице говорится о том, что нужно всегда оставаться самим собой. Нет смысла подстраиваться под окружающих, каждому человеку нравится невозможно.
  10.  «Кому кнут да вожжи в руки, кому хомут на шею». В этой пословице говорится о том, что у каждого человека своё предназначение. Кому суждено командовать, а кому – подчиняться.

Афоризмы

  1. «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим». Древнеримский оратор, философ и политический деятель Цицерон считал, что предназначение человека заключается в его объединении и взаимодействии с остальными людьми.
  2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что человек рождается благодаря природе, но его личность развивается и формируется под влиянием общества.
  3. «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем». Л. Н. Толстой говорил о том, что человек, который не способен к взаимодействию с другими людьми, живёт бессмысленно.
  4. «Все дороги ведут к людям». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что человеку необходимо находиться в обществе. Жизнь в одиночестве – это не жизнь.
  5. «Человек становится человеком только среди людей». Министр культуры ГДР И. Бехер считал, что человек может стать человеком, только под влиянием общества.
  6. «Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество, именно поэтому самая высокая сфера прекрасного – человеческое общество». Революционер, философ и литературный критик Н. Г. Чернышевский считал человеческое общество – самым прекрасным, что есть в нашем мире.
  7. «Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями». Французский писатель А. Моруа считал, что человеческий характер формируется под влиянием его взаимоотношений с окружающим миром.
  8. «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними». Французский писатель Ш. Монтескье говорил о том, что человеку необходимо находиться в гармонии с обществом, для того чтобы совершать великие дела.
  9. «В каждом человеке есть что-то от всех людей». Немецкий учёный и философ К. Лихтенберг говорил о том, что все люди взаимосвязаны. Каждый человек является маленьким механизмом в общественном устройстве.
  10.  «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Ф. М. Достоевский считал, что каждый человек обязан чувствовать ответственность за свои поступки и поступки окружающих людей.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 8 оценок, среднее 4.63 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий