Аргументы по направлению «Забвению не подлежит» для итогового сочинения

Аргументы по направлению «Забвению не подлежит» для итогового сочинения Банк аргументов

Аргументы, собранные в данной работе, необходимы для итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит», целью которого являются размышления о значимых исторических событиях, явлениях и деятелях, оказавших влияние на развитие всего человечества. Память о них передаётся от поколения к поколению, напоминая о прошлых победах и поражениях. Общество не сможет стать достойным, если не будет знать свою историю.

Проблема

Почему нельзя забывать историю своего народа?

Отношение автора к проблеме

Опыт наших предков учит нас тому, как правильно жить и каких ошибок следует избегать. Эти знания необходимо сохранить и передать своим потомкам. Без знания прошлого, нет будущего. Накопленный опыт является двигателем прогресса, именно он формирует полноценное и счастливое общество. Тот, кто хочет достичь успеха и реализоваться как личность, должен ценить свою историю, сохранить в памяти прошлое своего народа.

Аргументы

  1. Забвение – забывание, исчезновение из памяти.
  2. Забвение стирает, память преображает.
  3. Основой для создания современного мира послужили знания и навыки предыдущих поколений.
  4. Забывая об ошибках наших предков, мы обрекаем себя на их повторение.
  5. В нашей памяти должны сохраниться события прошлого, чтобы будущее поколение могло делать правильные выводы.
  6. Ради мирного и спокойного неба над головой необходимо помнить все войны и кровавые режимы, выпавшие на долю нашего народа.
  7. Независимо от того, какой характер носят исторические явления, о них необходимо помнить.
  8. Все проблемы человечества от того, что люди быстро забывают опыт прошлых лет.
  9. Литературные памятники – это произведения, запечатлевшие в себе исторические периоды, о которых забывать людям нельзя.
  10.  Память – одно из свойств настоящего гражданина, ответственного за свой народ, знающего своё прошлое, собственные корни, а значит, имеющего будущее.

Эпитеты к слову «забвение»

Спасительное, желанное, неизбежное, мучительное, вечное, сладкое, блаженное, полное, совершенное, временное, окончательное, скорое, счастливое, долгое, незаслуженное, великое, милосердное, обречённое, минутное, апатическое, безразличное, бесстрастное, бесчувственное, глубокое, глухое, деланное, жестокое, каменное, ледяное, мертвенное, мертвое, нарочитое, невозмутимое, незыблемое, немое, обидное, обывательское, озлобленное, подчеркнутое, позорное, показное, покорное, полное, постыдное, презрительное, преступное, притворное, совершенное, созерцательное, стоическое, тоскливое, тупое, убийственное, угрюмое, упрямое, усталое, философическое, философское, холодное, тяжелое, безрадостное, благоприятное, важное, гнетущее, горестное, грозное, доброе, долгожданное, дурное, душераздирающее, интересное, малоутешительное, неблагоприятное, нежданное, неожиданное, неприятное, неутешительное, ошеломительное, ошеломляющее, печальное, плохое, победоносное, поразительное, потрясающее, прискорбное, приятное, радостное, страшное, счастливое, тревожное, тяжелое, удивительное, удручающее, утешительное, фантастическое, хорошее, худое, чудное.

Синонимы к слову «забвение»

Забывание, исчезновение, пренебрежение, беспамятность, игнорирование, бесславие, равнодушие, забытье, дремота, полусон.

Примеры из художественной литературы

  1. А.А. Ахматова «Реквием».

Анна Андреевна Ахматова поднимает в поэме «Реквием» тему исторической памяти. Поэтесса описывает муки и страдания, которые испытала не только она, а и многие другие женщины того времени. После революции большое количество невинных людей было подвержено репрессиям, в том числе и единственный сын А.А. Ахматовой. Она начала писать поэму «Реквием», когда Льва Гумилёва уже арестовали.

На плечи множества женщин лёг непосильный груз переживаний за своих близких, они отстаивали огромные очереди, чтобы повидать арестантов и передать им посылки. Описывая свои переживания, Анна Ахматова изобразила горе всех русских женщин.

Главная героиня поэмы – женщина, проводящая большую часть дня в очередях, ожидая приговора для своего сына и пытаясь его увидеть. Для того чтобы прочувствовать всё в полной мере, в Посвящении читатель попадает в мрачную атмосферу того времени, где идёт речь о тюрьмах, вокруг которых слышны только шаги солдат.

Тема исторической памяти в полной мере раскрывается в эпилоге, где главная героиня вспоминает произошедшие события спустя некоторое время. Становится понятно, что жёнам и матерям никогда не удастся забыть весь этот ужас. Героиня повествует о том, что близится поминальный день и в памяти у неё встали её «невольные подруги» из молчаливых очередей, за которых она обязательно помолится. В конце поэмы поэтесса предполагает, что потомки захотят воздвигнуть ей памятник, но пусть сделают это не ради славы и не в тех местах, где она была счастлива. Памятник должен стоять под стенами Ленинградской тюрьмы, где горе и отчаяние разрывали её душу на части. Она уверенна, что даже после смерти не может забыться то, что было пережито. Этот памятник должен стать напоминанием потомкам о муках его народа, особенно в тот момент, когда снег будет таять и стекать по каменным щекам, словно слёзы.

Поэма «Реквием» повествует о страданиях русского народа, о которых непременно нужно помнить, чтобы избежать повторения подобных событий. Это произведение своего рода памятник жертвам репрессий.

  1. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

Военная тема – это основная тема в творчества А.Т. Твардовского. Поэт сам лично прошёл всю войну, начиная с рядового, став со временем военным корреспондентом. После окончания войны Твардовский стал считать своим священным долгом – рассказать всему миру об ужасах страшной войны. Он ощущал ответственность перед всеми павшими соотечественниками и хотел сохранить память о каждом из них.

Летом 1941 года поэт приступил к работе над поэмой «Василий Тёркин». В ней были отражены мысли и чувства автора, остро переживающего за свой народ. В первых одиннадцати главах изображается начало войны, время, когда простые ребята превращались в бесстрашных бойцов. В следующих главах описывалась жизнь русского народа спустя год военных действий, а в третьей части шла речь об освобождении страны. Оканчивается поэма подведением итогов А.Т. Твардовским в главе «От автора».

В поэме изображаются трудные жизненные ситуации, в которых главное – принять действительность и не впадать в отчаяние. Василий Тёркин – это собирательный образ, содержащий в себе описания множества русских солдат, которые не пали духом и уверенно смотрели вперёд. Характер главного героя раскрывается постепенно, с каждой новой главой открывается какая-нибудь новая его сторона. Он ничем не выделяется среди окружающих: ни внешней красотой, ни особыми умственными способностями. Скромность и простота являются главными его достоинствами. Нередко Тёркин сталкивается со смертью и лишениями, но его юмор и положительный настрой помогают справиться со страхом.

Поэма «Василий Тёркин» не зря считается истинно народным произведением, ведь прототипом главного героя стали русские воины. Страна, в которой рождаются и вырастают такие люди, действительно может называться великой. Доброта, любовь, мужество и преданность делают её могущественнее.

  1. Нестор-Летописец «Повесть временных лет».

Повесть временных лет повествует о прошлом нашего народа во времена Киевской Руси. Этот литературный памятник имеет большое значение для потомков, потому что именно из летописей мы узнаём обо всём, что происходило много лет назад. Без прошлого невозможно будущее. Ведь, познав путь, пройденный предками, человек видит закономерности их развития, ошибки и успехи, поражения и победы. Изменить прошлое нельзя, но не допустить былых ошибок можно и даже нужно.

Нестор-Летописец придал изображению прошлого эпический характер, он воссоздал все известные его времени предания, повествующие историю нашего народа. Одним из таких рассказов является история мести княгини Ольги древлянам за убийство своего мужа князя Игоря. Взяв древлянский город Ис-коростень, Ольга потребовала от горожан в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. По её указу птиц отпустили, предварительно привязав к лапкам горящие прутики. Вернувшись в свои дома, они сожгли целый город.

Основной темой всего летописания являлась история Русской земли, её могущество и единство. Летописцы считали, что история вершилась князьями по воле Божьей, а народ воспринимал эти деяния в соответствии с нравственными идеалами своего времени. Повествования о первых князьях – посланниках Божьих, идеализировались. Происходящие события после их правления подвергались острой критике и осуждению, в частности княжеские раздоры, грозившие нарушить целостность единого государства.

Следующей по значимости темой летописи была оборона Руси от половцев. В «Повести временных лет» подробно описываются страдания простого народа от вражеских набегов и княжеская междоусобная борьба, препятствующая победе над врагом.

Особенность «Повести временных лет» заключается в многожанровой и многостилевой структуре, которая вобрала в себя народные предания, устные исторические рассказы, легенды, сказки, песни, воинские повести, пословицы, поговорки, церковные поучения, жития русских святых, записи государственных указов и политических договоров. А благодаря живому и интересному языку летопись Нестора обрела популярность, сохранившуюся на протяжении всей истории развития Руси.

Примеры из жизни

  1. Двенадцатилетняя Таня Савичева стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику, который она начала вести в начале блокады Ленинграда. Девочка родилась в большой и дружной семье – у неё было две сестры и два брата. Отец Тани был предпринимателем, имеющим собственную пекарню в Ленинграде, кондитерскую и даже кинотеатр. Однако в 30-е годы частную собственность стали отчуждать, всего лишилась и семья Савичевых. Глава семейства тяжело переживал о случившемся и спустя несколько лет умер. Мама Тани переехала с детьми к их бабушке. Летом рокового 1941 года они планировали поездку в гости к родственникам после Дня рождения бабушки, которое было 22 июня. Утром девочка поздравила бабушку, а в 12.15 объявили о начале Великой Отечественной войны. Семья Савичевых помогали своей Родине, чем могли: сестра Нина участвовала в рытье окопов, сестра Женя стала донором для раненых, их мама шила форму для солдат, а сама Таня собирала бутылки для зажигательных смесей. 8 сентября началась блокада Ленинграда. После голодной осени, наступила суровая зима. Таня, найдя дома записную книжку старшей сестры, сохранила её. Одна часть блокнота была исписана, а вторая, с буквами для телефонной книги, оставалась чистой. В скором времени там появилась первая запись под буквой «Ж» — «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 года». Спустя несколько недель появилась следующая запись под буквой «Б». Бабушка Тани умерла от голода, потому что практически ничего не ела, чтобы не объедать своих внуков. Через месяц пропала вторая сестра девочки, Таня не сделала никакой записи в своём дневнике, стараясь верить в то, что Нина жива. Следующими ушли из жизни Лёка, дядя Вася и дядя Лёша, эти смерти также зафиксированы в дневнике. Спустя недолгое время появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой: под буквой «М» — «Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня». Спустя два мучительных года не стало и самой Тани, туберкулёз и дистрофия забрали жизнь двенадцатилетней жительницы Ленинграда. Она не знала, что умерли не все Савичевы, её сестре Нине всё-таки удалось выжить, как и брату Мише, который успел уехать из города до его блокады. Именно Нина нашла дневник младшей сестрёнки и дала возможность узнать о нём всему миру.
  2. Система обучения, разработанная Марией Монтессори, оказала значительное влияние на развитие педагогики. Итальянский доктор сама лично занималась с детьми, у которых были психологические отклонения, и добилась весомых успехов. Многие из её учеников даже опережали своих здоровых сверстников в умении читать, писать и считать. Заслуга Монтессори перед человечеством велика и признана множеством мировых организаций по вопросам образования и воспитания. Методика Монтессори – это авторская система саморазвития и самовоспитания детей, направленная на развитие самостоятельности в ребёнке. По мнению Марии, каждый ребёнок имеет свой индивидуальный темп формирования, поэтому общие требования и критерии не подходят. Дети должны заниматься тем, чем им нравится, а не тем, что навязывают им родители. Главный принцип данной системы – помочь ребёнку делать всё самому. Взрослые должны разобраться в том, чем интересуется ребёнок, и организовать ему соответствующую среду для занятий. Таким образом, малыши раскрывают способности, заложенные в них самой природой. Воспитанные по методике Монтессори дети, вырастают независимыми, свободными и любознательными, у них легко получается найти своё место в обществе. Заслуги Марии Монтессори признаны во всём мире, её портрет даже изображён на одной из итальянских купюр. В некоторых государствах правительство выделяло средства на открытие детских садов и начальных школ, работающих по этой методике. Когда был заметен успех, открывалось всё больше и больше подобных учебных и дошкольных заведений. Именно поэтому сейчас в Англии около 20 % всех заведений для детей возраста 4-12 лет работают по методике Монтессори, в США – 25 %, а в Голландии – 40 %. Монтессори-школы существуют более чем в пятидесяти странах мира, а имя их основателя обрело бессмертие.

Народная мудрость

  1. «Только те мертвы, о ком забыли». Наши мудрые предки говорили о том, что человек живёт до тех пор, пока о нём помнят. Умирает лишь тот, про кого забыли его близкие.
  2. «Овца не помнит отца, а сено ей с ума не идёт». В этой пословице говорится о том, что человек всегда помнит о насущных проблемах, а свою историю может с лёгкостью забыть.
  3. «Не будь тороплив, будь памятлив». Наши предки призывали помнить своё прошлое и не торопиться ступить в будущее.
  4. «Что было то прошло, вспоминать – грешно». В этой пословице говорится о том, что прошлое не стоит вспоминать. Его уже не вернуть, а воспоминания часто приносят боль.
  5. «Не всякому прошлое сладостно вспоминается». В этой пословице идёт речь о плохих воспоминаниях, которые приносят боль человеку.
  6. «Прошлое вспоминайте, будущее ожидайте». В этой пословице говорится о том, что, ожидая будущее, необходимо помнить о прошлом.
  7. «Добро помни, а зло забывай». Смысл данной пословицы заключается в том, что произошедшее зло нельзя хранить в памяти. Помнить нужно только добро.
  8. «Лучше найдёшь – забудешь, а хуже найдёшь – вспомнишь». В данной пословице говорится о том, что людям свойственно забывать о былом, когда их жизнь становится лучше. Прошлое вспоминается тогда, когда человеку плохо.
  9. «Старая любовь долго помниться». Смысл данной пословицы заключается в том, что настоящая любовь навсегда остаётся в памяти человека. Он будет помнить о ней, даже спустя много лет.
  10.  «Молод знал голод, а отъелся – позабыл». В этой пословице идёт речь о человеке, который быстро забывает своё прошлое, как только жизнь меняется в лучшую сторону.

Афоризмы

  1. «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Историк В.О. Ключевский говорил о том, что у народа, который не чтит свою историю, не может быть достойного будущего.
  2. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Древнекитайский философ Лао Цзы говорил о том, что человек живёт до тех пор, пока о нём помнят. Память дарит бессмертие.
  3. «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека». Советский писатель Б.Л. Васильев считал, что личность человека не может сформироваться достойным образом, если он не знает прошлое своего народа.
  4. «Забвение — утрата не информации, а ценности». Русский писатель и публицист А.В. Круглов говорил о том, что забвение состоит не в потере воспоминаний, а в утере былых ценностей.
  5. «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что понять настоящее и предугадать будущее можно только зная своё прошлое.
  6. «Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк считал, что воспоминания негативно действуют на человека. Прошлое не даёт жить полноценно, по его мнению.
  7. «Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство». Древнегреческий философ Демокрит считал, что человеку нельзя забывать свои недостойные поступки, иначе он потеряет нравственность.
  8. «От всех обид спасение – забвение». Римский поэт Публий Сир писал о том, что забвение дарит человеку покой. Жить становится легче, если забываешь все обиды и дурные слова, по его мнению.
  9. «То, что вы имеете, вы можете забыть, но то, что вы упустили, вы ощущаете в большей степени». Индийский духовный лидер Ошо говорил о том, что человек всегда помнит об упущенном, а о том, что имел, может с лёгкостью забыть.
  10. «Человек не подозревает, как много он может забыть. Это и великое благо и страшное зло». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк считал, что в забвении заключено добро и зло, это зависит от того, что именно человек забывает.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 21 оценка, среднее 4.62 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий