Аргументы: “Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?” из жизни и литературы.

Аргументы: Банк аргументов

Читателям нашего интернет-журнала мы предлагаем аргументы из жизни и литературы на тему «Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?»  Данная работа поможет не только при написании итогового сочинения, но и при работе над сочинением-рассуждением на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Одним из самых важных критериев для  сочинений является аргументация собственного мнения, поэтому использование данных примеров из художественной литературы и реальной жизни принесет дополнительные баллы.

Проблема

Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?

Отношение автора к проблеме

Культура – это совокупность не только духовных и нравственных ценностей, но и достижений в сфере интеллектуальных и производственных отношений. Воспитание культуры человека необходимо, так как приводит к увеличению интеллектуального богатства и развитию нравственных ценностей в человеке.      

Аргументы

  1. Слово «культура» многозначно. Оно произошло от латинского «cultura», что значит возделывание, воспитание, развитие, почитание, образование.
  2. Культура проявляется в поведении людей, искусстве, религии, а также в традициях.
  3. Культура находится внутри каждого человека и выражается в нравственных ценностях и поведении личности.  
  4.  Воспитание культуры в человеке расширяет его кругозор.
  5. Культура человека – это связь с предками, их традициями.
  6. Если не воспитывать в человеке культуру, то он вернется к первобытному состоянию.
  7. Воспитание культуры ограждает людей от безнравственных поступков.

Синонимы к слову воспитывать

Поднимать, муштровать, развивать, школить, выращивать, растить, взращивать, подготавливать, прививать, пестовать.

Синонимы к слову культура

Просвещение, образованность, воспитание, образование, развитие.

Синонимы к слову человек

Смертный, муж, лицо, индивидуум, особа, индивид, лицо, персона.

Эпитеты к слову культура

Общечеловеческая, самобытная, европейская, африканская, украинская, тибетская, русская, татарская, индийская, древнерусская, дворянская, исконная, тысячелетняя, еврейская, исламская, музыкальная, сельскохозяйственная, античная, высокоразвитая, патриархальная, арийская, специфическая, древнерусская, вековая, физическая, эзотерическая, индустриальная, технологическая, отечественная, мировая, всемирная, египетская, современная, древняя, бытовая, христианская, ведическая, языческая, рыцарская, господствующая, визуальная, альтернативная, управленческая, сценическая, языковая, духовная, музыкальная, развитая, буржуазная, пролетарская, крестьянская, поведенческая, народная, клеточная.

Эпитеты к слову человек

Талантливый, галантный, творческий, понимающий, умный, глупый, голубоглазый, чужой, свой, родной, близкий, любимый, любящий, мыслящий, отчаявшийся, аккуратный, неряшливый, высокий, низкий, сварливый, скромный, робкий, правдивый, честный, лживый, скучный, веселый, грозный, строгий, тихий, светский, замкнутый, городской, сельский, деревенский, иностранный, русский, современный, отсталый, древний, культурный, бескультурный, невежественный, вежливый, странный, активный, ненавистный, грязный, грузный, незнакомый, знакомый, таинственный, загадочный, стеснительный, трусливый, бесстрашный, храбрый, мужественный, смелый, одинокий, коммуникабельный, ответственный, целеустремленный, вежливый, благородный, великодушный, никчемный, высокообразованный, гостеприимный, доброжелательный, законопослушный, добропорядочный, бережливый, угрюмый, дисциплинированный, симпатичный, заводной, задиристый, эрудированный, эмоциональный, восхитительный.

Аргументы из литературы

  1. Н.В. Гоголь «Мертвые души». Отсутствие культуры не позволяет человеку двигаться дальше. Он останавливается в своем духовном и нравственном развитии. Ярким примером, подтверждающим данную мысль, является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души». Желая «показать Русь хотя бы с одного боку», автор отправляет читателей в путешествие по одной из губерний. Вместе с Чичиковым, главным героем поэмы, мы знакомимся с помещиками, чьи образы поражают нас отсутствием всякой культуры и какой-либо новой мысли. Им не интересны ни книги, ни образование. Они далеки от того, что именуется культурой. Манилов, который старается произвести впечатление своей образованностью, на самом деле тоже далек от просвещения. Он давно уже ничего не читал, о чем говорит книга, раскрытая на одной и той же странице уже который год. Коробочка – коллежская секретарша – тоже не привлекает внимание особой культурой и манерами. Полностью зацикленная на приумножении своего богатства, она не задумывается об образовании и науках, умеет писать только жалобы и ходатайства. Буйного авантюриста Ноздрева тоже нельзя назвать культурным человеком. Главное в его жизни – гулянки, ярмарки, драки. Он не задумывается о манерах, воспитанности, образованности, не уделяет должного внимания своим детям, воспитание которых доверил гувернантке. Грубый, неотесанный, похожий на медведя Собакевич ругает город  и просвещение, считая их источником зла. Он не видит никакой пользы в образованности, воспитанности, культуре. Его больше заботит финансовая сторона жизни, поэтому он живет мыслями о том, как бы пополнить свою казну. Глядя на Плюшкина, опустившегося до того, что походил на нищего, невозможно даже представить, что когда-то он был похож на настоящего барина, имеющего дом, семью, имя, богатство, умеющего принимать гостей и вести умные беседы. Таким образом, в произведении мы не видим ни одного «живого» помещика, поэтому автор верно назвал их «мертвыми душами», отмечая, что без культуры и образованности душа человека застывает, а затем умирает.
  2. М. Горький «В людях». Максим Горький – один из немногих писателей, кто на себе испытал важность и нужность воспитания культуры. Выросший в семье деда, он много работал, помогал родным и поэтому почти не имел возможности учиться. Никто не занимался его воспитанием, не прививал ему культурные навыки, кроме бабушки, Акулины Ивановны. Она приобщала его к миру народной культуры, рассказывала о народной жизни, традициях, пела народные песни. Но для любознательного, активного мальчика этого было недостаточно. Его тянуло к знаниям, а источником этих знаний он видел книги. Оказавшись «в людях», Алеша не забывает тянуться к культуре, к литературе. Он использует любую возможность взять в руки новое произведение и окунуться в волшебный, чарующий мир. По-настоящему его пристрастил к чтению повар Смурый на теплоходе «Добрый». Узнав, что Алеша обучен грамоте, он заставляет мальчика читать вслух книги Николая Васильевича Гоголя, Генри Филдинга. Алеша был поражен мастерством этих писателей. Их захватывающие произведения расширяли для него границы мира, развивали его воображение, воспитывали в нем любовь к красивому слогу, правильной речи, прививали культурные нормы. Меняя места работы, он не меняет свое отношение к чтению, всегда ищет возможность почитать. Служа у Матрены, бабушкиной сестры, он сначала берет книги у молодой закройщицы, потом – в лавке, куда задолжал сорок семь копеек, так как платил за прочтение одной книжки одну копейку. Хозяин расплатился с лавочником и, видя огромное желание своего подмастерья читать и узнавать новое, он начинает выписывать газету, которую мальчик читает всей его семье. Благодаря книгам Алеша смог сохранить свою чистую, добрую душу, не опуститься, а остаться глубоко нравственным человеком. Еще будучи подростком Алеша понимал, что воспитанный, культурный  человек имеет больше возможностей в жизни. По мнению М. Горького, культура – это своеобразный пропуск в новый мир. Воспитывая в себе культурные черты, мы создаем для себя возможность построить лучшее будущее.
  3. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» – произведение, интерес к которому не остывает с момента его появления. Писатель рассказывает невероятную историю превращения собаки в человека в результате операции. Профессор Преображенский, известный в научных кругах светило, пересаживает бродячей дворняжке Шарику семенные железы и гипофиз вора, алкоголика и преступника Клима Чугункина, и в результате эксперимента появляется Полиграф Полиграфович Шариков – существо злобное, наглое, бескультурное. Это личность, не поддающаяся ни воспитанию, ни образованию. Он прыгает по квартире, душит соседских котов, рвет краны, бросает на пол окурки, пугает людей на лестнице, плюет на пол. Шариков хамоват, завистлив, не имеет ни капли уважения к окружающим, в том числе и к профессору Преображенскому, хотя сам требует к себе немалого внимания и уважения.  Все высокие понятия, такие, как дружба, благодарность, почтение, для него ничего не значат. Старания профессора по воспитанию культуры в Шарикове оказались тщетными: Полиграф Полиграфович упрямо ничему не желал учиться. Отсутствие культуры сказывалось и в неумении поддержать светскую беседу, и в манере одеваться, в постоянной лжи и грубости. Казалось, в одном человеке заключаются все отрицательные качества, которые только могут быть. Он держится ближе к власти, понимая, что получит от нее поддержку и помощь, пытается притеснить в его же квартире профессора, намереваясь привести туда невесту. «Рожденный» от бескультурного, необразованного человека, он сохраняет все качества своего «родителя». Все больше и больше узнавая Шарикова, мы убеждаемся в том, что он только по виду похож на человека: имеет, как и все люди, две руки, две ноги, голову. У него есть имя, фамилия, документы, удостоверяющие его личность,  но человеком он в большей степени не является, так как для этого нужно иметь не только паспорт, но и хоть немного культуры, воспитанности и  вежливости.  
  4. Рэй Бредбэри «451 градус по Фаренгейту». Пустых, бездушных людей, зацикленных на развлечениях и телесериалах, показывает в своем романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери. Автор рисует мир будущего, в котором нет места культуре и книгам, а есть только Луна-парк с аттракционами и бесконечные сериалы. Под их воздействием люди перестают быть людьми и превращаются в запрограммированных роботов, не способных самостоятельно мыслить, рассуждать, размышлять, чувствовать. В этом обществе безжалостно уничтожаются все книги и наказываются люди, которые осмелились читать, не утратили способность мыслить, то есть не смирились с курсом правительства и пытаются ему противостоять. Главный герой романа – Гай Монтэг. Он пожарный, но в его обязанности входит не тушение пожаров и спасение людей от них. Герой сжигает книги, так как они считаются главными врагами, дающими знания. В течение десяти лет Гай ни разу не задумался о том, правильно ли он поступает, так как обычным представителям общества не принято самостоятельно думать, нужно только исполнять законы, предписанные государством, но встреча с Клариссой, не похожей на других, изменила героя. Видя, что она не такая, как все, умеет любоваться окружающим миром, умеет чувствовать, рассуждать, герой начинает чаще думать о мире, в котором он живет, о смысле жизни и счастье. В душе Гая происходят изменения, он уже не способен жить так, как раньше. Он тянется к книгам, а однажды даже рискнул принести их к себе домой, чем навлек на себя гнев начальства и потерял доверие. Но книги не перестают возбуждать в нем тягу к размышлениям о жизни, окружающем мире, отношениях. Знакомство с профессором Фабером, одним из защитников книг, беседы с ним полностью меняют его мировоззрение. Он становится другим человеком, которого ждут непростые испытания, заставившие понять одну истину: книги – источник знаний, кладезь культуры. Без них, а значит без знаний и культуры, человек теряет свою индивидуальность, перестает быть самим собой, вот поэтому и нужно воспитывать в каждом человеке культуру.
  5. Д.И. Фонвизин «Недоросль».  Одна из главных тем комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина – воспитание и образование подрастающего поколения. Эта тема раскрывается автором на примере семьи Простаковых. Шестнадцатилетний молодой дворянин Митрофан – единственный сын Простаковых, юноша избалованный, капризный, ленивый, грубоватый. Мать любит его слепой, безумной любовью, поэтому и избаловала его, потакая всем его желаниям и капризам. Сына она считает еще ребенком, дитем малым, которого нужно жалеть, лелеять, опекать, оберегать от всего, поэтому Митрофанушка растет бессердечным, неблагодарным, жестоким человеком. Он обижает Еремеевну, свою няню, называя ее «старой хрычовкой». Ему ничего не стоит обидеть и своих учителей: Цыфиркина он обзывает «гарнизонной крысой», намекая на то, что он был отставным сержантом. У юноши нет никаких забот, обязанностей, которые могли бы развить в нем дисциплину, ум, ответственность. Все его занятия – поесть вкуснее и больше, погонять голубей на крыше. Он не желает учиться, утруждать себя, поэтому за несколько лет  научился читать только по слогам и еле-еле считает до трех. Особенно смешным он выглядит в сцене экзамена, когда не может определить, какой частью речи является слово «дверь», искренне считая, что принадлежность к определенной части речи зависит от того, приложена ли дверь на свое место или пока нет. Он не понимает, что такое география и зачем нужна история. Такое отношение к наукам и культуре идет от матери. Госпожа Простакова не видит пользу в знаниях и культуре, она груба и невежественна, а сын берет с нее пример. Такое воспитание ни к чему хорошему не приводит. Поэтому, читая комедию Д. Фонвизина, читатель делает вывод о том, что воспитание культуры необходимо человеку для того, чтобы развивать в себе нравственные качества, необходимые для того, чтобы жить в мире с другими людьми и самому развиваться, двигаться вперед.
  6. К.Г. Абрамов «Пургаз». Талантливый мордовский писатель К.Г. Абрамов известен как автор, которого интересовала история и культура народа, поэтому к теме исторического прошлого он часто обращается в своих произведениях. Один из самых известных романов писателя – «Пургаз». Это своеобразный экскурс в далекое прошлое, которое позволяет современному читателю задуматься об этнических корнях, истоках мордовского народа. Главный герой произведения – Инязор (князь) Пургаз. В самом начале произведения мы видим его семилетним ребенком, который искренне любит деда Обрана, мудрого, рассудительного, доброго. Мальчик мечтает быть таким же, как он, продолжить его дело. Глава рода выделяет внука среди всей своей семьи и пророчит ему славное будущее. Наблюдательный, целеустремленный, талантливый Пургаз юношеские годы посвятил образованию и наукам, так как понимал, что помочь своему народу, вывести его из беспросветной жизни он сможет, только имея знания. Юноша учится в булгарском Великом городе, а вернувшись на родину, обучает местных мастеров производству стекла, изготовлению железного оружия и других предметов, необходимых в быту и на войне. На булгарской земле будущий Инязор изучал иностранные языки, чтобы самому, без переводчиков, общаться с русскими и булгарами. Живя вдали от дома, он не забывает о культуре и традициях своих предков, носит одежду как булгарскую, так и свою, мордовскую, нисколько не стесняясь национального наряда. Он глубоко уважает культуру и традиции булгарского народа, изучает их и перенимает для своего народа только то, что будет полезно и нужно для него. Пургаз – человек наблюдательный и мудрый, он понимает, что нужно дружить с соседями, поддерживать связь с ними, объединяться в борьбе против половцев. Поэтому с огромным интересом изучает все то, что поможет ему наладить отношения с ними: язык, культуру, традиции, историю. Инязор, как передовой человек своего времени, понимал, что культура – это мостик между людьми, помогающий устанавливать связи, поэтому тянется к культуре, старается ее воспитать в себе и своем народе.

Аргументы из жизни

  1. Воспитание культуры играет огромную роль. Согласитесь, что с человеком, обладающим изысканными манерами, нормами поведения, широким кругозором, приятно общаться. Такой человек сразу располагает к себе, его интересно слушать, интересно беседовать с ним. Он много знает, может поддержать разговор. Общаясь с таким человеком, мы получаем интересную информацию, душевное удовлетворение, наслаждение, бесценный опыт. А к человеку, который не может связать и двух слов, интерес как к собеседнику сразу пропадает. Такие люди не только отталкивают от себя других, но и, на мой взгляд, даже заражают окружающих плохим настроением. Говоря о бескультурном человеке, сразу вспоминается байка, которая «путешествует» по социальным сетям. В маршрутке девушка попросила женщину сделать замечание дочери, которая, сидя на маминых коленях, пинала сидящую напротив девушку, пачкала ее светлые брюки своей обувью. На эту просьбу женщина ответила, что она воспитывает своего ребенка без запретов. Тогда молодой человек, вынув изо рта жвачку, приклеил ее на лоб девочки. Мать, естественно, стала возмущаться, кричать, угрожать. А парень, выходя из маршрутки, сказал, что его тоже воспитывали по ее методике. То есть ничего не запрещали. Я думаю, что однажды эта маленькая девочка вырастет и обратит все свое невежество на мать, которая воспитала ее такой. А чтобы получить спокойную старость, быть окруженной заботой и вниманием, нужно воспитывать с детства в ребенке культуру поведения и отношений.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Вещи моют водой, человека воспитывают поучением», – говорил русский народ в пословице. В ней имеется в виду то, что поучение для человека – это то же самое, что и вода для вещей. От воды вещи становятся чище, а человек от поучений – умнее и культурнее.
  2. «Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается», – утверждает русская пословица. Она сравнивает ребенка с молодым деревцем. Как молодое деревце можно легко согнуть, так и ребенка можно воспитать, привить ему культуру.
  3.  «Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно», – говорится в русской пословице. В ней народ утверждает, что даже камень можно отшлифовать без особых усилий, а человека тем более можно воспитать, просветить.
  4. «Вежливость ничего не стоит, но приносит много», – гласит русская пословица. Она утверждает, что вежливость – это проявление культуры, и хотя она ничего не стоит, но приносит человеку очень много.
  5. «Спасибо тому, кто на ноги поставил, да спасибо и тому, кто на ум наставил», – так говорили наши предки о культуре в пословице. Они утверждали, что в развитии человека одинаково важны люди, которые его поставили на ноги, то есть вырастили, и люди, которые воспитали его, наставили на ум.
  6.  «К чему ребенка приучишь, то от него и получишь», – считали наши мудрые предки. Они советовали приучать ребенка с малых лет  культуре поведения, прививать ему уважение к традициям, потому что к чему ребенка приучишь, то от него и получишь. 
  7. «Ум не имеет цены, а воспитание – предела», – делился своими наблюдениями русский народ в пословице. Он считал, что ум человеческий не имеет цены, а для воспитания нет предела. Учиться хорошим манерам, развивать в себе культурные качества можно в любом возрасте. 
  8. «Детушек воспитать – не курочек пересчитать», – утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что воспитание детей – непростое дело, которое можно сравнить с пересчитыванием курочек в курятнике. Воспитание требует от воспитателя терпения и понимания.
  9. «И к худу и к добру приучаются смолоду», – гласит русская пословица. Она советует смолоду быть готовыми в жизни ко всему: и к добру, и к трудностям.
  10. «За худую привычку и умного дураком обзывают», – говорится в русской пословице. Она утверждает, что, если умный человек имеет плохие привычки, его все равно обзывают дураком.

Афоризмы

  1. «Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем», – утверждал древнекитайский философ и мыслитель Конфуций.  Он имел в виду, что в любом человеке естество и воспитанность должны находиться в равновесии, так как если естество затмевает культуру, то получается дикарь, а если верх берет воспитанность, человек становится просто знатоком писаний.
  2. «Культурный человек… Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант», – говорил известный советский кинорежиссер, сценарист, актер и писатель  Василий Макарович  Шукшин. По его мнению, культурным человеком можно назвать того, кто обладает горьким и мучительным талантом – умеет сострадать.
  3. «Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт», – считал русский писатель, поэт, журналист и издатель Александр Васильевич Круглов. Он был убежден, что культура – это единственное, что отличает человека от других живых существ и тот опыт, который сохраняется и передается из поколения в поколение.
  4. «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых», – писал Фазиль Абдулович Искандер, абхазский и русский сценарист, поэт, прозаик и журналист. Он считал, что культурным можно назвать не человека, который прочитал рекордное количество книг, а того, кто умеет размышлять над прочитанным.
  5. «Тот, кто так озабочен просвещением других, никак не выберет времени для собственного просвещения. Истинным идеалом для человека является рост его собственной культуры», – писал английский писатель, поэт и драматург Оскар Уайльд. Он был убежден, что каждый человек должен стремиться к росту собственной культуры, а не быть озабоченным просвещением других.
  6. «Хорошее воспитание – это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о себе и очень невысокого о своем собеседнике», – говорил американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель Марк Твен. По его мнению, культура – это хорошее воспитание, которое заключается в умении скрыть от собеседника, что вы о себе высокого мнения, а о нем, наоборот, невысокого.
  7. «Хорошие манеры требуют времени, и нет ничего более вульгарного, чем спешка, – утверждал американский писатель, поэт, эссеист, философ и общественный деятель Ралф Уолдо Эмерсон. Он утверждал, что хорошие манеры не появляются сразу, для них нужно время, поэтому нет ничего вульгарнее, чем спешка в этом деле.
  8. «Если культура – это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно», – считала французская актриса и писательница Надин де Ротшильд. По ее мнению, воспитание и культура – настоящее богатство. Человек не расстается с ними даже тогда, когда все остальное забыто или потеряно.
  9. «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», – писал русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов.  Он утверждал, что признаком воспитанного человека, который уважает человеческую личность,  являются снисходительность, мягкость, вежливость и уступчивость.
  10.  «Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в её продвижении от животного к человеку», – писал Александр Круглов, русский поэт, писатель, журналист и издатель.  Он сравнивал культуру с руслом, которое в свое время проложили предки и которое предлагают личности, чтобы оно не остановилось в своем развитии, а продвигалось от животного к человеку. 
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий