Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ «Почему счастлив человек, совершающие открытие?». Все примеры подобраны в соответствии с установленными требованиями, поэтому могут быть использованы при подготовке к единому экзамену.
Проблема
Почему счастлив человек, совершающий открытие?
Отношение автора к проблеме
Радость открытия испытывает каждый учёный. Причём, не имеет значения, сколько человек разделит с ним эту радость: весь мир или только те коллеги, которые принимали участие в его работе. Человек, который сделал открытие, счастлив уже, хотя бы потому, что он узнаёт что-то новое об этом мире. Учёные испытывают чувство радости открытия всю свою жизнь.
Аргументы
- Учёный – этот тот человек, которому человечество поручило узнавать новое об окружающем их мире.
- Каждому человеку знакома радость познания чего-то нового и открытия.
- Мы счастливы узнать для себя что-то новое, даже если это известно остальным.
- Учёные испытывают особую радость открытия.
- Профессия учёного предполагает познание чего-то нового.
- Учёный счастлив, совершив открытие, потому что смог стать полезным для общества.
- Люди счастливы делать то, что до них никто не делал.
- Наука – это увлекательный процесс познания мира и радость открытий.
- Практически каждый человек в детстве мечтает сделать великое открытие или изобрести что-нибудь необходимое людям.
- Далеко не все научные открытия правильно оцениваются современниками.
Эпитеты к слову «человек»
Настоящий, понимающий, неординарный, легендарный, выдающийся, мыслящий, неповторимый, подозрительный, авторитетный, волевой, популярный, самостоятельный, творческий, уникальный, независимый, значимый, влиятельный, обаятельный, талантливый, сильный, достойный, благородный, замечательный, значимый, исключительный, совестливый, нравственный, сформировавшийся, серьёзный, уважаемый, никчёмный, удивительный, заурядный, обычный, гениальный, сознательный, влиятельный, развитый, героический, своеобразный, интересующийся, артистичный, ответственный, адекватный, справедливый, могущественный, незначительный, свободный, независимый, несостоявшийся, несостоятельный, неприятный, неизвестный, беспокойный, гордый, азартный, беспокойный, бесхитростный, веселый, гордый, деликатный, деловитый, добрый, дружелюбный, живой, жизнерадостный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, ищущий, компанейский, крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незлобивый, неподкупный, общительный, открытый, покладистый, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, светлый, свободный, сговорчивый, сдержанный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, упорный, уступчивый, хороший, цельный, честный, щедрый, эмоциональный.
Эпитеты к слову «открытие»
Научное, блестящее, большое, важное, великое, выдающееся, гениальное, громкое, замечательное, историческое, крупное, мировое, небывалое, необычайное, неожиданное, неслыханное, ошеломляющее, редкое, сенсационное, славное, счастливое, чудное, сногсшибательное, астрономическое, биологическое, географическое, математическое, практическое, теоретическое, экспериментальное, удивительное, поразительное, торжественное, потрясающее, фундаментальное, грандиозное, изумительное, повторное, запоздалое, любопытное, вторичное, ужасающее, волнующее, пугающее, неутешительное, значимое, невероятное, ценное, революционное, крупное, печальное, уникальное, подлинное, предполагаемое, ожидаемое, очередное, полезное, новое, радостное, блестящее, главное, историческое, настоящее, личное, небольшое, великолепное, счастливое, серьёзное, тревожное, жуткое, собственное, последнее, техническое, самостоятельное, существенное.
Синонимы к слову «человек»
Индивид, индивидуум, фигура, личность, лицо, персона, особа, особь, мужчина, женщина, существо, создание, венец творения, гомо сапиенс, сын божий.
Синонимы к слову «открытие»
Изобретение, обнаружение, находка, раскрытие, обретение, выявление, создание, выдумка, обнаружение, разоблачение, выявление.
Примеры из художественной литературы
- Стивен Хокинг «Моя краткая история».
Стивен Хокинг – учёный с мировым именем, который зарекомендовал себя как выдающийся физик-теоретик, астрофизик и космолог. Он был удостоен президентской медали Свободы – высшей награды для гражданских лиц в США.
Стивен Хокинг долго откладывал создание автобиографической книги, потому что свою научную деятельность считал намного важнее. Однако множество авторов изъявляли устойчивое желание сделать это вместо него самого, поэтому учёный решил рассказать о своей судьбе лично.
Автобиографическая книга Стивена Хокинга «Моя краткая история» наполнена искренностью и откровенностью. Вся жизнь Стивена – это постоянная борьба и преодоление трудностей. В двадцать один год ему был поставлен страшный диагноз, который обрёк великий ум на тяжелейшие физические страдания. Но вопреки прогнозам врачей Стивену удавалось противостоять своей болезни, он прожил целых 76 лет. Он доказал безграничность человеческих возможностей, приняв свою инвалидность как неизбежность и покорив весь мир силой своего интеллекта.
В начале автобиографии Стивен рассказывает о своём детстве. Он отмечает, что родился ровно через 300 лет после смерти Галилея, возможно, именно с этим связан его интерес к астрономии. Его родители работали в медицинской сфере: отец занимался научно-исследовательской деятельностью, а мать занимала должность секретаря этого же учреждения. Будущий учёный родился в Оксфорде, куда переехали его родители из Лондона после договорённости во время Второй мировой войны между немцами и британцами о взаимном запрете обстрелов некоторых городов, представляющих особую ценность.
Через полтора года после рождения Стивена появилась на свет его младшая сестра Мэри. Он вспоминает, что не был рад её появлению, и между ними никогда не было тёплых отношений. Повзрослев, каждый из них пошёл своей дорогой. Вторая сестра Стивена Филиппа родилась, когда ему уже было пять лет. В этом возрасте он уже лучше понимал происходящее и ждал появления своей сестрёнки. Именно к её мнению и суждению Хокинг относился всегда с уважением. В дальнейшем семья Хокингов усыновила ещё одного мальчика, но Стивену было тогда уже четырнадцать лет и это событие уже никак не повлияло на его детство.
Будущего учёного воспитывали нетрадиционными методами, которые не давали ожидаемого результата. Читать он научился поздно, лишь к 8 годам, в то время как его младшая сестра, обучаемая традиционно, читала уже в 4 года. Далее Хокинг описывает свои воспоминания детства, упоминая отдельные моменты, повлиявшие на формирование его личности.
Окончив среднюю школу, Стивен поступил в Оксфордский университет. Спустя всего два с половиной года он стал одним из первых докторов философии колледжа при Кембриджском университете.
Болезнь Хокинга стала шокирующим известием для всех. Стивен с детства был здоровым мальчиком, без каких-либо отклонений. Поэтому редкий диагноз Боковой амиотрофический склероз – стал полнейшей неожиданностью. Болезнь развивалась с огромной скоростью, поэтому диагноз стал настоящим приговором для молодого учёного. В результате он оказался полностью парализованным, но инвалидное кресло не остановило его умственное развитие. Хокинг всё своё время посвятил самообразованию, изучал научную литературу, посещал лекции. Его сила воли позволила ему познать радость открытий, страшное заболевание оказалось неспособным сломить его.
- Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Главный герой романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» с раннего детства стремился к знаниям. Все свободное время он проводил в домашней библиотеке за чтением книг. Особый интерес у него вызывали труды алхимиков, которые мечтали найти философский камень, способный превратить любой металл в золото. Именно эти произведения пробудили в мальчике жажду открытий.
Хотя обучение Виктора начиналось совершенно невинно, тяга к запретным знаниям привела к ужасному эксперименту. Много лет Франкенштейн шёл к своей цели, и в итоге ему всё-таки удалось оживить человеческую плоть при помощи тока. Но главный герой не долго радовался своему открытию. Осознав, какое чудовище он создал, он отказался признавать его своим «сыном». Он вышел за рамки существующей науки, но не стал счастлив от этого, а напротив обрёк себя на долгие муки.
У его создания не было выбора, кроме как стать злым. Его будущее могло бы сложиться иначе, если бы Виктор нёс ответственность за свои действия. Чудовище посчитало своим долгом отомстить несправедливому учёному, который ради своей прихоти обрёк его на вечные мучения. И его местью стала череда ужасных убийств близких для Франкенштейна людей.
Открытие Виктора стало его погибелью. Мэри Шелли хотела донести до читателей то, что каждый обязан нести ответственность за свои поступки, даже тогда, когда они приводят к нежелательным результатам.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце».
Главный герой повести М.А. Булгакова – профессор медицинских наук Филипп Филиппович Преображенский. Он мечтает совершить открытие в области омолаживания человека. Поглощённый этой идеей, все свободное время от работы он проводит за изучением медицинских трудов.
Однажды ему в голову приходит провести небывалый эксперимент. В результате своего научного опыта он получил из собаки человека. Воодушевлённый успехом, профессор пытается воспитать своё творение. Однако бездомный пёс Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, не поддавался никакому воспитанию. Он стал фактически воплощением того человека, который был донором для операции. Шариков унаследовал своё пролетарское сознание и полнейшую безнравственность от хулигана и пьяницы Клима Чугункина. Он позволяет себе самые наглые выходки и совершенно не испытывает при этом стыда. Делает громкие заявления, не понимая сути дела.
Профессор Преображенский не был счастлив, совершив своё открытие, потому что Шариков получился наглым, агрессивным и жестоким человеком, который благодаря стараниям заносчивого председателя домоуправления Швондера стал гордиться своей недалёкостью и низким происхождением. Принципы социализма были настолько близки сущности вечно голодного и униженного пса, что он довольно быстро нашёл своё место в советской системе.
При помощи приёма гротеска автор изобразил примитивность и тупость серого общества, противопоставляя ему духовно богатые личности.
- Ева Кюри «Мария Кюри».
Мария Склодовская-Кюри – выдающийся учёный, единственная женщина –физик, дважды лауреат Нобелевской премии. Она всю свою жизнь посвятила науке. Вместе со своим мужем Пьером Кюри они положили начало новой эпохи в истории человечества – эпохи изучения и использования атомной энергии. Мария Кюри была избрана почетным членом ста шести различных научных учреждений, академий и научных обществ.
Её старшая дочь пошла по следам своих родителей, продолжила их дело. Спустя тридцать два года после того как Мария и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию за открытие радиоактивности, Ирен вместе со своим супругом Фредериком Жолио-Кюри также получили Нобелевскую премию за исследования в физике в той же области.
Ни отсутствия средств, ни тяжелые условия работы не могли омрачить супругам Кюри радость открытий. Они стали не только первооткрывателями радиоактивности, а и авторами самого этого термина. Также они совместно открыли два новых элемента, включённых в периодическую систему Д.И. Менделеева, – радий и полоний.
Мария Кюри пережила своего мужа на двадцать восемь лет. При помощи её усилий за это время их с супругом учения о радиоактивности выросли в новую отрасль физики и химии. Кроме того, Мария занималась не только научной деятельностью, а ещё общественной и организационной. Благодаря её стараниям радиоактивность нашла широкое применение в медицине, в первую очередь в лечении рака.
Пьер и Мария Кюри, а также их дочь и зять – выступают примером бескорыстного служения науке, самоотверженной преданности своему признанию. Они в прямом смысле принесли свои жизни в жертву науке. Мария, Ирен и Фредерик умерли от лучевой болезни, образовавшейся в результате многолетней работы с радиоактивными веществами.
Биографию Марии Кюри написала её вторая дочь, Ева Кюри. В отличие от Ирен она не пошла по следам родителей, зато стала талантливой писательницей, которая смогла увековечить их память и память об их открытиях. Еве удалось воссоздать образ её матери, представить её истинной героиней в борьбе за науку, учёной, преодолевшей все жизненные трудности и тяготы.
- Питер Акройд «Исаак Ньютон. Биография».
Значительное место в творчестве известного английского писателя Питера Акройда занимают биографии, а восхищался он больше всего личностью великого мыслителя, физика, астронома и математика Исаака Ньютона. Вклад этого учёного в естествознание переоценить невозможно.
Всем известна история о великом открытии, сделанным Исааком Ньютоном. Благодаря ему появился закон Всемирного тяготения – основной закон в физике. Учёный, увидев падающее яблоко, сделал вывод о том, что Земля притягивает к себе все тела. Питер Акройд захотел не только поведать остальным об истории этого открытия, но и создать образ истинного учёного, безгранично преданного науке.
В первой главе биографии рассказывается о том, как появился на свет великий учёный. Он родился недоношенным и болезненным ребёнком. Однако существовало поверье, что тот, кто родился в Рождество – обязательно добьется успеха, ведь этот человек получил благословение свыше. Во взрослом возрасте Ньютон действительно стал считать себя уникальным, и обстоятельства его рождения лишь укрепляли это мнение. То, что он сумел выжить – уже само по себе чудо.
Происхождение семьи будущего учёного не давало ни малейшего намёка на его грядущее величие. Все его предки занимались земледелием. В раннем возрасте воспитанием Исаака занялась его бабушка, которая запрещала ему играть с другими детьми. Именно это способствовало его дальнейшей склонности к уединению.
В детстве Ньютон увлекался живописью и поэзией. Также он рано начал проявлять способности к изобретениям: сделал водяные часы, ветряную мельницу, мастерил бумажных змеев.
В школе Исааку пришлось трудно. Его слабое физическое состояние и необщительность привели к тому, что другие дети стали относиться к своему однокласснику с неприязнью. Однажды его даже сильно избили. Мальчик не мог смириться с подобным унижением, но отомстить обидчикам был не в силах. Поэтому решил измениться в другом плане – стать лучшим в учебе.
До этого случая Исаак учился весьма посредственно, но постепенно стал лучшим учеником в классе. Его интерес к наукам и необъяснимым явлениям природы также вырос. После окончания школы, Ньютон поступил в Кембриджский университет. Там он был настолько увлечен новыми знаниями, что не редко забывал про еду и про сон.
Собственную научную деятельность великий учёный начал в двадцать один год, составив список проблем, которые ещё не были решены человечеством. В это же время судьба свела его с талантливым математиком Исааком Барроу, который стал ему не только учителем, но и другом. На протяжении нескольких лет Ньютон совершил несколько открытий в области математики и физики. А затем направил всю свою деятельность на изучение оптических тайн. Примерно в это же время Ньютон совершил своё самое знаменитое открытие – Закон Всемирного тяготения, который согласно легенде он открыл после того, как ему упало яблоко на голову. На самом деле к этому открытию Ньютон шёл планомерно, что стало известно из его многочисленных записей, а историю про яблоко распространял популярный в то время философ Вольтер.
Опубликованы все достижения Исаака Ньютона были гораздо позже самих открытий, потому как он совершенно не стремился к славе. Известность пришла к нему после изобретения телескопа-рефлектора, который помог сделать множество удивительных астрономических открытий. Это открытие позволило Ньютону вступить в Лондонское королевское сообщество, а в дальнейшем опубликовать свою самую важную работу – «Математические начала натуральной философии». Этот труд стал основой рациональной механики и всего математического естествознания. Сюда вошли все основные законы механики, без которых немыслима современная физика.
Питер Акройд отмечает, что в старости Исааку Ньютоны хотелось разгадать все тайны Древнего и современного мира, но это ему так и не удалось. Он говорил: «Платон и Аристотель мне друзья, но истина дороже». Именно поиску этой истины он и посвятил всю свою жизнь.
- Владислав Крапивин «Звезды под дождем».
В повести Владислава Крапивина Звезды под дождем» рассказывается о личном открытии человека, которое делает его безмерно счастливым. Но не все окружающие способны оценить по достоинству это открытие, как и произошло с главным героем произведения.
История открытия Славки начинается с того, как он разглядывал облака, стоя на крыше сарая. Другие ребята с нетерпением ждали, пока он спрыгнет с крыши, поэтому торопили его. Славка поспешно раскрыл черный зонт, но остановился, заметив, как небо пробивается в крошечное отверстие в ткани. Он представил, будто это звезда на темном небосклоне, а затем в эту небольшую дырку попал солнечный луч, и мальчику показалось, что произошла вспышка сверхновой. Главный герой понял, что зонт теперь нужно беречь, поэтому прыгнул без «парашюта», а приземлившись на землю, сразу же раскрыл зонт и стал снова разглядывать небо. На матерчатом небе снова появилась звезда, и именно так родилось открытие.
Слава решил сделать небольшой планетарий. Для этого на зонт надо было нанести все созвездия, сделав на месте звезд проколы иголкой. Тогда можно было бы днём узнать, где находится определённое созвездие, хоть его и не видно. Нужно было просто заранее высчитать, как установить зонт. И Слава всё это высчитал, проверяя и измеряя ночью расстояние между звездами. Но воплотить свою идею в жизнь ему так и не удалось.
Главный герой считал, что зонт принадлежит ему, потому что родители в непогоду надевали плащи, а зонт пылился за шкафом. Но однажды зонт понадобился жене его умершего дяди. В это время Слава как раз сидел у окна и делал иголками разные отверстия. Вероника Павловна назвала его поступок вандализмом и сказала, что в её семье такое бы происшествие не осталось бы безнаказанным. Хотя в её семье и не было детей. Отец закричал на мальчика, и обиженный Слава ушел из дома, несмотря на то, что на улице шёл проливной дождь. Он долго бродил по мокрым улицам, а потом сел в трамвай, в котором встретил знакомую девочку. Ей-то он и рассказал о своём открытии и нанесённой родителями обиде. Но их разговор неожиданно прервался, потому что девочка вышла с мамой из трамвая на нужной им остановке. Затем Слава сел в другой трамвай и предложил нарисовать звезды на зонте капитану, который там находился. Капитан поинтересовался для чего это вообще нужно и мальчик расстроено подумал о том, что от его открытия действительно нет особой пользы. Однако радость открытия, приглушённая обидой, снова начала просыпаться. В это время в трамвай зашли двое мужчин, и их заинтересовало открытие Славы. Они согласились дать ему зонтик, для того чтобы нарисовать на нём созвездия, но оказалось, что зонт не чёрный, а коричневый. Такого неба не бывает.
Главный герой уже совсем было отчаялся, но в это время в трамвай вошёл малыш с черным зонтом. Именно из его зонта Слава и сделал складной планетарий, где кроме звезд появилась ещё луна и ракета. Но звезды были ненастоящие, а такие, какие захотел малыш. Потом мальчик провел его и неожиданно встретил на остановке мужчину и девушку, которые действительно захотели увидеть на своём зонте созвездия. Причем мужчина попросил проколоть шилом отверстия вместо звезд, потому что мел быстро сотрется. Славка был счастлив не только потому, что его открытие, наконец, оценили по достоинству, а ещё и потому, что этот человек захотел забрать зонт с созвездиями в Антарктиду, куда вскоре уезжал. Теперь юный изобретатель действительно был счастлив.
Примеры из жизни
Многие заболевания до изобретения антибиотиков были смертным приговором. Даже любая хирургическая операция могла иметь необратимые последствия. Даже обыкновенная царапина могла привести к заражению крови. Существовавшие на то время антибиотики были пригодны только для наружного применения, поэтому приносили слишком мало пользы. И только в 1928 году случайное открытие Александра Флеминга позволило изменить эту ситуацию.
К открытию пенициллина Флеминга подтолкнуло стечение обстоятельств. Учёный исследовал свойства стафилококков. Он в то время уже был известен своими работами и получил репутацию талантливого исследователя, однако его лаборатория часто находилась в неопрятном состоянии. Летом 1928 года он отправился в отпуск со своей семьёй. Перед отъездом он собрал все изучаемые группы стафилококков и оставил их в углу рабочего стола. После возвращения он заметил, что на одной пластине появились плесневые грибы и находившиеся там колонии стафилококков оказались уничтоженными, в то время как другие образцы остались в неизменном состоянии. Эти грибы Флеминг отнёс к роду пенициллиновых, а спустя несколько месяцев назвал выделенное при их взаимодействии со стафилококками вещество – пенициллином.
Далее Флеминг приступил к исследованию положительного антибактериального воздействия пенициллина и заметил, что он оказывает воздействие на те бактерии, которые вызывают пневмонию, скарлатину, менингит, гонорею и дифтерию, но не помогает от брюшного тифа или паратифа.
Открытие Флеминга ознаменовало начало эпохи современных антибиотиков. Учёный был счастлив, что сможет помочь тысячам людей и никогда не стеснялся подчёркивать случайность своего открытия.
Народная мудрость
- «Не трудно всякое дело сделать, да трудно выдумать». В этой пословице говорится о том, что сложнее всего что-нибудь придумать. А исполнить задуманное – совсем не трудно.
- «Кто знает, тот и изобретает». В этой пословице говорится о том, что открытие может совершить только тот, кто обладает необходимыми знаниями.
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Смыл данной пословицы заключается в том, что для получения желаемого результата необходимо приложить определённые усилия.
- «Волков бояться – в лес не ходить». Наши мудрые предки считали, если человек боится трудностей, то ему не нужно начинать какое-либо дело.
- «Под лежачий камень и вода не течёт». В этой пословице говорится о том, что никакое дело не свершится, если для этого не прилагать никаких усилий. Только трудолюбивые люди достигают поставленных целей.
- «Тише едешь – дальше будешь». Этой пословицей наши предки хотели сказать своему народу о том, что нужно иметь терпение. Рассудительный и обстоятельный человек сделает больше и лучше, чем тот, кто всегда торопится.
- «Наука учит только умного». В этой пословице говорится о том, что науку познать сможет только умный человек.
- «Счастье не ищут, а делают». Смысл данной пословицы заключается в том, что счастье не надо искать, его нужно создавать своими руками.
- «Счастье всегда на стороне отважных». В этой пословице идёт речь о смелости человека. Только отважный сможет стать по-настоящему счастливым.
- «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит». В данной пословице говорится о том, что иногда наше счастье находится совсем рядом, но мы не замечаем его.
Афоризмы
- «Кто никогда не совершал ошибок, тот не пробовал чего-то нового». Великий учёный Альберт Эйнштейн говорил, что ошибок не совершает только тот, кто не стремится к новому. Каждый человек неизбежно совершит множество ошибок, прежде чем сделать настоящее открытие.
- «Все с детства знают, что то и то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Именно он и делает открытия». Основатель современной теоретической физики Альберт Эйнштейн говорил, что открытия совершают только те люди, которые верят в невозможное.
- «Всякое великое открытие в науке проходит три неизбежные стадии. Сперва люди заявляют, что оно противоречит Библии. Затем они утверждают, что это давным-давно было известно. Наконец, они говорят, что никогда не сомневались в его правильности». Швейцарский учёный-естествоиспытатель Жан Луи Агассис говорил, что любое великое научное открытие вначале отвергается людьми, затем считается уже давно известной информацией и только спустя определенное время принимается общественностью.
- «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Французский учёный-физик Фредерик Жолио-Кюри призывал запретить атомное оружие и считал недопустимым использование открытий для уничтожения человечества. Все совершенные открытия и научные достижения должны служить для блага окружающих, по его мнению.
- «Новые открытия, не нашедшие себе применения, не обладают ценностью». Итальянский философ, журналист и политический деятель Антонио Грамши говорил о том, что каждое открытие должно нести пользу, иначе в нём нет никакой ценности.
- «Случайные открытия делают только подготовленные умы». Французский математик, физик, литератор и философ Блез Паскаль считал, что случайное открытие на самом деле совсем не случайное. Только подготовленный человек сможет открыть что-то новое.
- «Ничто так не отвлекает ученых, как преждевременное открытие». Французский биолог и писатель Жан Ростан иронично заметил, что учёного отвлечь от его исследования может только непредвиденное открытие.
- «Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову». Американский биохимик венгерского происхождения Альберт Сент-Дьердьи
- «Ложный шаг не раз приводил к открытию новых дорог». Польский писатель Лешек Кумор говорил о том, что часто открытия совершаются из-за ошибки в расчёте учёных. Не всё в нашем мире подчиняется логике.
- «И радость, и утешение – в науках». Древнеримский государственный деятель Плиний младший уже много лет назад сказал, что наука приносит тем, кто её изучает и радость, и утешение.