Аргументы: Способно ли благородство противостоять злу? из жизни и литературы

Аргументы: Способно ли благородство противостоять злу? из жизни и литературы Банк аргументов

Немало читателей нашего интернет-журнала, без сомнения, не раз задумывались над вопросом: «Способно ли благородство противостоять злу?», на который команда Литероведа дала свой ответ и привела для доказательства аргументы из жизни и литературы. Данная работа поможет пишущим итоговое сочинение, а также пригодится при выборе аргументов для сочинения-рассуждения на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.   

Проблема

Способно ли благородство противостоять злу?

Отношение автора к проблеме

Благородство, которое является синонимом всех положительных качеств личности, способно противостоять злу.

Аргументы

  1. Благородство – это показатель высокой нравственности человека, богатства его душевных качеств.
  2. Благородство – это такое качество, к достижению которого должен стремиться любой человек.
  3. Зло – это все то, что заключает в себе нечто дурное, недоброе, греховное.
  4. Благородство и зло – вечные соперники.
  5. Благородный человек всегда одерживает победу над злом, ведь людям, духовно нищим, еще никогда не удавалось добиваться успеха в «этой войне».
  6. Чтобы быть человеком, способным противостоять злу и жестокости, нужно быть благородным.
  7. Благородный человек всегда сильный, поэтому он способен одержать верх над злом.
  8. Благородный человек сделать мир лучше, он ответственен за свои слова и поступки.

Синонимы к слову благородство

Доброта, добродетель, великодушие, бескорыстие, щедрость.

Синонимы к слову противостоять     

Препятствовать, брыкаться, конфронтировать, сопротивляться, противодействовать, давать отпор, оказывать сопротивление, противоборствовать. 

Синонимы к слову зло

Желчь, худо, злоба, лихо, злость, язва, беда.

Эпитеты к слову благородство

Подобное, врождённое, внешнее, рыцарское, настоящее, определенное,  воплощённое, редкостное, спокойное, показное, душевное, особое, возвышенное, особенное, сдержанное, собственное, природное, человеческое, несомненное, великое, исключительное, духовное, подлинное, удивительное, истинное, необыкновенное, редкое, мужское, внутреннее, прирожденное, нравственное, большое, дворянское, личное, глупое, высокое, известное, особое.    

Эпитеты к слову зло

Воплощённое, неисправимое, вселенское, сатанинское, неизбежное, первородное, непоправимое, сильное, последнее, меньшое, торжествующее, доброе, метафизическое, первое, абсолютное, прежнее, мировое, общее,  мирское, собственное, изначальное, особое, потустороннее, физическое,    безусловное, единственное, всемирное, духовное, немалое, потенциальное, огромное, неведомое, всеобщее, абстрактное, другое, необходимое, иное, новое, несомненное, внутреннее, древнее, временное, социальное, подобное,   чудовищное, многое, страшное, человеческое, очевидное, известное,  кажущееся, чужое, сущее, бесконечное, совершенное, старое, вопиющее, великое, радикальное, тяжкое, нравственное, крайнее, малое, основное, главное, явное, неудержимое, черное, дьявольское, привычное, космическое, внешнее, ужасное, двойное, действительное, любое, объективное, прочее, чистое, настоящее, невидимое, бессмысленное, подлинное, моральное, сплошное, общественное, грядущее, истинное, знакомое, конкретное, земное,    вечное, большое, реальное.  

Аргументы из литературы

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Благородство и зло – вечные спутники человека, ведущие между собой войну. Кто же одерживает верх в этой войне? Может ли благородство противостоять злу? На этот вопрос многие писатели и поэты отвечали по-своему. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» сталкивает двух героев – Петра Гринева и Швабрина. Выходцы из дворянских семей, они обладают разными нравственными качествами. Гринев – честный, порядочный, благородный молодой дворянин, а Швабрин способен на подлость, предательство, зло. Для него такие нравственные понятия, как честь и совесть, во многих случаях являются пустым, ничего не значащим звуком. До приезда Петра Гринева Швабрин был единственным претендентом на руку и сердце «капитанской дочки» Марьи Ивановны Мироновой. Он хотел жениться на девушке, оказывал ей знаки внимания, которые она, к его огорчению, отвергала. Гринев разрушил планы молодого человека, став соперником. Чтобы очернить девушку, показать ее в неприглядном свете, Швабрин отзывался о Марье Ивановне как о дурочке, то есть показывал всю низость своей души. Гринев же, как благородный человек, не мог оставить зло безнаказанным. Он вызывает Швабрина на дуэль, где его тяжело ранит соперник. Когда же в крепость вошел отряд Емельяна Пугачева, он, забыв о гостеприимстве, доброте, искренней заботе Мироновых, а также о присяге, присоединяется к мятежникам. Оставшуюся сиротой Машу он насильно удерживал и склонял к замужеству. Гринев снова не смог оставить возлюбленную в беде. Он, не побоявшись ни гнева Пугачева, ни того, что его обвинят в связях с вождем мятежников, поехал к нему. Гринев, неотступно следуя своим моральным принципам,  добился освобождения Марьи Ивановны и отправил ее к своим родителям. Но снова подлый Швабрин доносит на Гринева и его отправляют под арест за связь с Пугачевым. И тогда за него заступается перед самой императрицей Марья Ивановна, которая переняла от своих родителей все положительные качества и не смогла оставить своего спасителя в беде. Так А.С. Пушкин показывает, что истинное благородство, действительно, может противостоять злу и побеждать его.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир». При упоминании имени главной героини романа-эпопеи «Война и мир» великого русского писателя Л.Н. Толстого Наташи Ростовой наше сознание рисует образ молодой, хрупкой, нежной и бесконечно доброй девушки. Героиня на самом деле обладает положительными качествами, такими, как искренность, умение сострадать, сопереживать, доверчивать, честность, открытость. Она родилась в знатной дворянской семье и унаследовала от родителей положительные качества характера. Душевная, умеющая видеть прекрасное, настоящая патриотка, она обладает и истинным благородством. Во время Отечественной войны 1812 года, спасаясь от наполеоновской армии, московские жители спешно покидали свои дома, стараясь увезти все съестные припасы, а также драгоценности, все нажитое добро, чтобы только ничего не досталось врагу. Уезжала и семья Ростовых. У них было тридцать подвод, чтобы увезти накопленное за долгие годы добро и ценности, упакованные заботливыми руками служанок. Однако молодая, воспитанная в любви и ласке Наташа каким-то внутренним чутьем понимает, что подводы раненым нужнее, поэтому уговаривает родителей отдать их тем, кто нуждается в транспорте. И через несколько минут прислуга начинает разгружать повозки, относят сундуки и коробки в подвал, освобождая место для раненых.  Спасая раненых, Наташа и ее семья приносят огромную пользу обществу. Поправившись, солдаты вновь встанут в строй против французов, чтобы защищать свою землю и бороться с вероломством врага. Наташа искренне ухаживает за раненным в бою Андреем Болконским, своим бывшим женихом. Она не вспоминает о прежних обидах, а старается облегчить боль страдающего князя, не отходит от него практически ни на минуту. Благородство героини заключается в ее поступках. Которые направлены на то, чтобы принести людям как можно больше пользы, сделать доброе дело, заботиться не только о себе, но и о других. Образ Наташи Ростовой позволяет читателям Л.Н. Толстого утверждать, что благородство, бесспорно, способно противостоять злу.   
  3. В.А. Закруткин «Матерь человеческая». Известный писатель В.А. Закруткин прошел по дорогам Великой Отечественной войны в роли военного корреспондента, поэтому знает о той жестокой поре не понаслышке. Он утверждает, что даже на войне есть место благородству, милосердию и человеческой чуткости. В повести «Матерь человеческая», написанной по реальным событиям, писатель рассказывает о непростой судьбе Марии, простой русской женщины. Она одна из целого хутора, который сожгли немецкие фашисты,  осталась в живых.У нее на глазах гитлеровцы повесили на старой яблоне ее мужа и сына, а  женщин, стариков и детей они вывели на окраину хутора, и что стало с ними, Марии о том не было известно. После того страшного дня жизнь героини разделилась на две половины. В одной из них – счастливая пора, муж Иван, сынок Васятка, а в другой – непомерный страх и желание умереть. И Мария, до тех страшных минут не верившая в Бога, обращается с горячей мольбой к нему и просит смерти, потому что никто не в силах выдержать то, что выпало на ее долю.  Но мысль о еще не родившемся ребенке, который связывал ее с казненными немцами мужем и сыном, приставшие к ней чужие коровы, собаки, а потом голуби, куры и овцы заставляют ее жить. Вернувшись на родное пепелище, Мария решила жить в погребе, где находит немецкого солдата Вернера Брахта, совсем мальчишку, и, желая отомстить ему за своих родных, за сожженный хутор, поднимает на него вилы. Однако короткое слово «мама», произнесенное немецким солдатом, отрезвило ее и заставило отказаться от задуманного. Мария проявляет истинное благородство: она не только не убивает Вернера, но и ухаживает за раненым, как за родным человеком, но он все же умирает от смертельной раны. А потом женщина находит семерых детей-сирот из эвакуированного ленинградского детского дома и становится для них матерью. Доброта, чуткость, понимание, сострадание – чувства, характерные для героини. Благодаря им она смогла вынести все тяготы жизни на пепелище, выстоять, родить сына, спасти скот, птицу и детей. Таким образом, писатель утверждает, что благородство, несомненно, может противостоять злу и жестокости, а также помогает выстоять перед ударами судьбы.
  4. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Немало благородных героев, борющихся против зла, и у известного писателя М.А. Булгакова. Проявление благородства прозаик видел в доброте, милосердии, человечности. Одно из самых известных и любимых многими произведений писателя – роман «Мастер и Маргарита». Центральной фигурой произведения является Иешуа Га-Ноцри, странствующий философ. Он человек, бесспорно, благородный, так как стремится жить, не переступая нравственных законов, и сделать так, чтобы мир стал чище и добрее. Являясь по натуре добрым человеком, он искренне уверен в том, что все люди вокруг тоже  добрые: и Понтий Пилат, который не верит никому и от решения которого зависит жизнь Иешуа; и Марк Крысобой, который безжалостно убивает других по приказу своего господина.  Герой практически идеален, через его образ автор показывает, насколько всем людям в мире необходимо добро, так как только благодаря ему человек может жить в гармонии с собой и управлять миром. Иешуа не навязывает свою философию никому, а надеется, что простые истины, которые он проповедует, станут понятны когда-либо всем людям. Даже ради спасения своей жизни, Иешуа не отрекается от своих принципов и погибает, оставшись верным им. Понтий Пилат, который мог помиловать странствующего философа, струсил, надеялся, что решение о помиловании Иешуа примет Синедрион. Но и он тоже дарует прощение не Иешуа Га-Ноцри, а Вар-раввану. Однако Иешуа настолько благороден, что он ни на кого не обижается из-за предстоящей казни. Умение прощать – это, по мнению писателя, признак врожденного благородства. Га-Ноцри искренне прощает и Понтия Пилата за его трусость, даже избавляет его от головной боли,  а после казни, обретя бессмертие, продолжает говорить с ним. И пусть герой умирает физически, но те идеи, которые он утверждал, живы до сих пор, поэтому мы вместе с автором можем утверждать, что благородство способно противостоять злу.
  5. А.С. Пушкин «Дубровский». Многие великие люди задавались вопросами о благородстве, размышляли, обладают ли они сами этим качеством. А.С. Пушкин считал, что благородство – это не просто слово, а состояние души, образ жизни. Это уважение к своим родителям, помощь слабым и нуждающимся, достойное поведение в обществе. Такие выводы нам позволяет сделать роман «Дубровский», в котором автор повествует о двух «старинных баринах»: Кириле Петровиче Троекурове и Андрее Гавриловиче Дубровском. Первый был настоящим самодуром и деспотом, не терпел, когда кто-то возражал ему, делал исключение в этом только для одного Дубровского. Соседи ладили между собой, но случай, который однажды произошел перед охотой, развел их и сделал врагами. Троекуров, используя свое богатство и знатность, отсудил у Андрея Гавриловича его имение, оставив соседа нищим. Не выдержав несправедливости, тот умер, а его сын Владимир решил отомстить обидчику за своего отца. Волею судьбы молодой человек становится «благородным разбойником», чтобы хоть таким образом противостоять злу, которое исходит от богатых и сильных. Он решает мстить и грабит тех, кто бессовестно использует свое богатство и власть, чтобы унижать, обижать тех, кто менее богат и знатен. Дубровский вместе с крепостными, которые, не желая служить Троекурову, ушли с прежним хозяином, нападает на помещиков, грабит их, а деньги отдает бедным. Он не трогает тех, кто беден и честен. Попав в дом к своему врагу, он продолжает вынашивать план мести, но неожиданно влюбляется в дочь Троекурова, ради которой и отказывается от мщения, не желая причинить боль своей возлюбленной. Умение простить, отказаться от преступных замыслов – это тоже поступок, который говорит о благородстве человека. Он сумел поставить чувства и переживания любимой выше своих чувств. Это качество помогает герою противостоять трудностям и злу, бороться с ними. 
  6. В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши». Повесть В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши» раскрывает мир не только взрослых, но и подростков. Он, как и многие другие поэты и писатели, размышляет над тем, могут ли молодые люди, еще не повзрослевшие, не оперившиеся, быть благородными, могут ли они противостоять злу и жестокости. Главный герой повести – тринадцатилетний Дюшка Тягунов. Он открывает для себя огромный и сложный мир, в котором есть и любовь, и дружба, и вкус открытий, а рядом с ними – унижение, злоба, жестокость и бесчеловечность. Добрый, любознательный, смелый и благородный Дюшка пытается противостоять злу, которое в повести олицетворяет Санька Ераха. Он ненавидит Саньку, буяна и садиста, который не только придумывал различные способы издевательств над животными, но и заставлял других подростков участвовать в его затеях. Между героями повести вспыхивает конфликт. Дюшка видит крайнюю жестокость Саньки, о которой говорит отцу. Его ужасает, что взрослые не понимают, насколько страшен Ераха. Но отец имеет другое видение ситуации. Не найдя понимания у родителей, Дюшка отчаянно бросается в схватку с Санькой, не надеясь ни на кого. Герой заступается за своего друга Миньку, которого заставляют бить лягушку, и открыто высказывает в лицо своему противнику все, что о нем думает. Поднятый с земли кирпич спасет Дюшку от драки с Санькой, но понимая, что тот ни за что не отступит, пока не отомстит, Дюшка носит кирпич с собой в портфеле. Из-за этого кирпича он попадает в учительскую, где уже за него заступается Минька. Подросток рассказывает всю правду о Саньке и учителям, и директору, но им трудно поверить в то, что Санька – злодей. И Дюшке, и Миньке важно, чтобы мир очистился от таких людей, как Ераха. Они хотят, чтобы все были счастливы: и отец Миньки, и его мать, и родители Дюшки, и Римка. Их благородство, противостояние злу  помогает взрослым многое понять и попытаться наладить свою жизнь, но для этого подросткам придется пройти через жестокие испытания.

Аргументы из жизни

  1. В реальной жизни встречается немало примеров, подтверждающих, что благородство может сопротивляться злу и бесчеловечности. Только почему-то многие привыкли, что благородство – это какие-то громкие поступки и дела. Отнюдь. Благородство часто заключается в простых, скромных поступках. Вот какой-то школьник перевел через дорогу старушку с сумкой на колесиках. Видно было, что она не городской житель, а приехала в город по каким-то срочным делам и выезжает из своей деревни нечасто. Старая женщина долго благодарила мальчика, а потом не спеша покатила свою сумку по тротуару. Или разве не благородно поступил мой знакомый, который отказался от доли в родительском доме в пользу многодетной сестры, оставшейся вдовой? И  сам мужчина совсем не богач, нашел бы применение деньгам, ведь у него тоже семья, два сына-студента. Но он, как мужчина и любящий брат решил, что деньги сестре нужнее, а он заработает сам для своей семьи. Или разве нельзя назвать благородным поступок простой женщины, которая бескорыстно ухаживает за старенькой соседкой, единственная дочь которой живет далеко на Севере и ни забрать мать к себе, ни часто навещать ее она не может? А старушка проявляет характер, отказываясь переехать в дом инвалидов и престарелых. К числу благородных я отношу и простого парикмахера Тимура Г. из Нижнего Новгорода, который по вторникам стрижет детей и подростков с особенностями развития, то есть тех, от кого отказываются, не желая иметь с ними дела, другие парикмахеры. Кто-то посещает салон самостоятельно с родителями, а к некоторым молодой человек приезжает сам. Почти все, с кем познакомился с весны Тимур, стали его постоянными клиентами. Он сумел найти ключик к их сердцам и стал для них настоящим другом, а не просто мастером, который делает им прическу. Для меня эти поступки по-настоящему благородны. И с помощью них люди борются со злом: черствостью, корыстью, эгоизмом. Думая об этих благородных людях, хочется сказать: «Давайте им подражать!»

Аргументы из народной мудрости

  1. «Благородство характера выражается на лице», — гласит лезгинская пословица. В ней имеется в виду то, что благородство не спрячешь. Благородного человека видно по добрым глазам.
  2. «Сердца благородных — могилы тайн», — говорит русская пословица. По мнению русского народа, благородные люди умеют хранить чужие тайны, их сердца становятся могилами для чьих-то секретов.
  3. «Благородство не скотство: в омут не потянет», — утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что благородство – это великодушие, доброта, честность, то есть те качества, которые никогда не потянут в омут, не доведут по гибели, а наоборот, спасут и помогут.
  4. «Зло тихо лежать не может», — считал русский народ. Он утверждал, что зло невозможно спрятать, оно агрессивно, грубо, невежественно, поэтому тихо лежать, не показываясь, не может. Зло всегда выскакивает не вовремя, в самый неподходящий момент, чтобы больнее ударить, сразить, сбить с ног.
  5. «Добродетель доброму не вредит», — говорит русская пословица. Она утверждает, что никогда еще добродетель не вредила доброму человеку. Наоборот, она ведет людей по правильной дороге, принося радость и огромную пользу.
  6. «От хорошего перейдет благородство, от плохого — несчастье», — утверждает узбекская пословица. В ней говорится о том, что каждый человек делится тем, что у него есть: хорошие люди щедро одаривают других благородством, а от плохих переходит несчастье. 
  7. «Благородный человек, действуя по праву, увеличивает свое счастье; ничтожный человек, пользуясь силой, обманывает людей», — говорит русская пословица. В ней имеется в виду, что благородный человек, не нарушая закон и права других людей, увеличивает свое счастье, а ничтожный человек, пользуясь силой, обманывает других.
  8. «Благородный человек не помнит старого зла», — говорили в народе. Считалось, что благородный человек благороден во всем, он не помнит зла, великодушно прощает всех, кто творит его.
  9. «Кто благороден, тот найдет и в горе источник стойкости и возвышенья», — считал русский народ. Действительно, благородный человек не падает духом и в горькие минуты жизни. Он сохраняет благородство, оставаясь стойким и великодушным.
  10. «Доброго чти, а злого не жалей», — гласит русская пословица. В ней наши мудрые предки советовали к доброму, благородному человеку проявлять глубокое уважение, а злого, недоброго человека не жалеть.

Афоризмы

  1. «Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам», — считал  русский писатель и публицист Сергей Донатович Довлатов. По его мнению, быть благородным – значит быть готовым жертвовать иногда собственными интересами, действовать наперекор им.
  2. «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами», — писал  Франческо Петрарка, итальянский поэт. Он утверждал, что никто из людей не рождается с истинно благородной душой, а становится благородным в течение жизни благодаря своим великолепным делам и поступкам.
  3. «Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии», — утверждал древнекитайский мыслитель и философ Конфуций. По его мнению, благородные люди, живя в согласии с другими людьми, следуют своим принципам и никогда ни за кем не следуют. Люди низкие, безнравственные не умеют жить в согласии с другими, хотя и следуют за ними. 
  4. «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот», —  считал китайский философ и мыслитель Конфуций.  Он утверждал, что благородные люди помогают другим увидеть все доброе, что есть в них, и не учат видеть все дурное и недоброе. Люди злые поступают наоборот. Они указывают на недостатки других, умалчивая о настоящих достоинствах.
  5. «Жизнь, в которой сделали много ошибок, не только более благородна, но и более полезна, чем жизнь, в которой не сделали ничего», — писал ирландский драматург, философ и прозаик Джордж Бернард Шоу. По мнению великого классика, жизнь, в которой сделано немало ошибок полезнее и благороднее той, в которой не сделано ничего.   
  6. «Благородный муж, попав в беду, не горюет, а оказавшись на пирушке, не сторонится веселья. Он не робеет перед сильными мира сего и сострадает убогим и сирым», — говорил китайский философ, поэт и писатель Хун Цзычен. Он утверждал, что благородный человек не горюет, даже если попал в беду, во время пирушки веселится со всеми, не боится сильных мира сего и умеет сострадать убогим и несчастным.
  7. «Благородные дела, которые совершаются в тайне, более всего достойны уважения», — писал французский математик, физик, литератур и философ Блез Паскаль. Он считал, что благородные дела, которые не афишируются, а совершаются тайно, достойны уважения, так как это говорит о том, что эти поступки идут от чистого сердца.
  8. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим», — утверждал немецкий философ Артур Шопенгауэр. По мнению известного мыслителя, благородный человек требователен прежде всего к самому себе, а низкий человек, забывая о себе, предъявляет требования к другим.
  9. «Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью», — писал немецкий писатель, мыслитель и философ Иоганн Вольфганг Гёте. Он утверждал, что благородство – качество, которое нравится всем, особенно если оно сопровождается скромностью.
  10.  «Быть добрым — благородно. Но показывать другим, как быть добрым, — еще благородней, и не так хлопотно», — утверждал американский писатель и журналист Марк Твен. Он считал, что быть добрым очень благородно, но более благородно и не так хлопотно показывать другим, как быть добрым.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий