Для качественного написания сочинения ЕГЭ по русскому языку «В чём источник писательского и педагогического таланта?» необходимы аргументы из жизни и художественной литературы. Подготовка к этой работе развивает у учащихся коммуникативные навыки, речевую культуру, а также познавательные и творческие способности. Кроме того, осмысление определённых поступков и осознание последствий принятых решений, воспитывает у выпускников критическое мышление и уважительное отношение к чужому мнению.
Проблема
В чём источник писательского и педагогического таланта?
Отношение автора к проблеме
Для продуктивной деятельности писателям и истинным педагогам необходимо отыскать вдохновение. Но немногим удаётся это, потому что необходим талант, для того чтобы найти предметы или явления, которые способны воодушевить. Мне кажется, в первую очередь источник писательского и педагогического таланта заключается в любви к людям, природе, Родине и своему делу.
Аргументы
- Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности.
- Талант позволяет достигнуть высоких результатов.
- Талант – это особые природные способности.
- Положение, занимаемое в обществе, никак не влияет на талант человека.
- Талант может зародиться любого человека.
- Если у человека есть талант, рано или поздно он его проявит.
- Чаще всего талант проявляется в детстве, однако не все развивают его.
- Талант можно сравнить с бутоном цветка: в благоприятных условиях он распустится, в неблагоприятных – завянет.
- Талант необходимо использовать во благо окружающим.
- Истинный талант всегда признаётся окружающими.
Эпитеты к слову «талант»
Актёрский, артистический, блестящий, блистательный, большой, вдохновенный, великолепный, видный, восхитительный, врождённый, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, громадный, грубый, дивный, дикий, добрый, естественный, замечательный, зрелый, изумительный, исключительный, искусственный, истинный, крупный, кулинарный, многогранный, многообразный, многосторонний, могучий, могущественный, молодой, мощный, настоящий, невиданный, незаурядный, неистощимый, необыкновенный, необычайный, неокрепший, неповторимый, неподражаемый, непризнанный, неразвитый, неслыханный, несомненный, несравненный, неувядаемый, огромный, ораторский, организаторский, оригинальный, особый, педагогический, первоклассный, писательский, подлинный, полководческий, поэтический, правдивый, признанный, прирождённый, природный, прямой, разнообразный, разносторонний, редкий, редкостный, решительный, самобытный, самородный, свежий, светлый, своеобразный, сильный, смелый, стихийный, счастливый, творческий, удивительный, чистый, чудесный, чудный, щедрый, яркий, военный, драматический, изобретательский, импровизаторский, инженерный, исследовательский, комедийный, композиторский, конструкторский, музыкальный, певческий, полководческий, сатирический, сказительский, художественный, уникальный, экспериментаторский, юмористический.
Синонимы к слову «талант»
Дар, способность, дарование, одарённость, гениальность, особенность, склонность, умение, мастерство, искусство, искусность, ловкость, данные, призвание, искра Божья.
Примеры из художественной литературы
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — удивительный персонаж, которого трудно понять. Примечательно, что его имя и фамилия остаются загадкой на протяжении всего произведения. Мастер – это всего лишь псевдоним, Маргарита так называла своего возлюбленного за его писательский талант и уникальные творческие способности. В чём же источник этого таланта?
До определённого времени Мастер был бедным, одиноким человеком, живущим в Москве без друзей и родственников. По образованию он историк и в последние годы работал в музее. Кроме того, он знал в совершенстве пять языков и занимался в свободное время переводами. Ему всегда была близка писательская деятельность, но что-то мешало начать собственное творчество. Неожиданная удача изменила всю его жизнь. Выиграв сто тысяч рублей, он оставил постоянное место работы, арендовал уютный подвальчик с красивым садом за окном и приступил к написанию романа о Понтии Пилате.
Со временем судьба преподнесла ему ещё один подарок – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты было неизбежным, их встреча была предначертана свыше. Однако с окончанием романа удача оставляет писателя. Его творение не хотят брать в печать. Благодаря уговорам и стараниям Маргариты, отрывок из романа всё же издаётся в одном из журналов, но на него обрушилась жестокая, уничтожающая критика. Осознав, что дело всей его жизни провалилось, Мастер опустил руки. Находясь в состоянии полнейшей тоски и уныния, он оказывается в клинике для душевнобольных. Его внутреннее состояние становится понятным из беседы с Иваном Бездомным, которому он говорит, что болен и сожалеет о том, что вообще начал писать свой роман. Он не хотел больше писать, не хотел возвращаться к Маргарите, втайне надеясь на то, что она его уже позабыла. Мастер считал, что он потерял всё, и в его жизни больше не было смысла. Однако в отличие от него Маргарита так не думала. Она была готова на всё, чтобы спасти своего возлюбленного и напомнить ему о его таланте. Благодаря её стараниям Воланд вернул Мастера из клиники и восстановил его сожжённую рукопись. Но даже это не смогло дать писателю уверенности в завтрашнем дне и надежды на счастье, он говорит, что его сломали, и просит оставить себя в покое. Только благодаря его смирению и художественному таланту судьба подарила ему вечный покой рядом с возлюбленной, а на земле он оставил свой след на страницах бессмертного романа.
В образе Мастера М.А. Булгаков воплотил свои представления о настоящем писателе. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, которых заботили только деньги, привилегии и популярность. Мастер создаёт истинное искусство, он понимает, что роман о Понтии Пилате вызовет полемику и острую критику, однако продолжает писать. Именно поэтому он не просто писатель, а Мастер. На примере его судьбы Булгаков раскрывает свои размышления о месте творческой личности в мире, о её взаимоотношениях с обществом и своей совестью.
- Джек Лондон «Мартин Иден».
Основная проблема, поднятая Джеком Лондоном в романе «Мартин Иден» — трагедия столкновения творческого человека с окружающим миром. Здесь резко противопоставлены мир мещанства и мир людей труда, к которым относился сам Мартин и его друзья.
Действие романа начинается с описания визита Мартина в буржуазный дом Морзов, где он с первого взгляда влюбился в дочь банкира Руфь. Он хорошо понимал, что между ним и девушкой из состоятельной семьи лежит непреодолимая пропасть. Однако благодаря немыслимому упорству и прирождённому таланту Мартину удалось стать не только образованным и интеллигентным человеком, но и популярным писателем. Счастливый случай изменил всю жизнь главного героя. Его книги стали активно издаваться и нарасхват раскупаться читателями. Мартин стал богатым человеком, вхожим в тот мир, о котором он так долго мечтал. Но неукротимая душа новоиспечённого писателя никак не находила покоя. Когда газеты и журналы были готовы печатать все его произведения, желание писать у Мартина пропало. Он был занят поиском смысла жизни, пытался осознать, с какой целью происходили все события в его жизни, которые привели его туда, где он в итоге оказался. Это были размышления человека, прошедшего через жестокие жизненные испытания, сумевшего собственными силами и упорным трудом пробиться из самых низов на вершину буржуазного общества. Но на этой вершине он не нашёл ничего возвышенного, все его представления о лучшей жизни разбились о неприступные стены капиталистической действительности.
Что делать с образовавшейся внутренней пустотой Мартин не знал. Он понимал, что не хочет жить в этом новом мире, но и назад пути уже не было. Слишком большая пропасть образовалась между популярным писателем и необразованными простолюдинами. Его прошлая жизнь была безвозвратно утеряна, а новая, несмотря на богатство и славу, не приносила никакого удовольствия. В итоге Мартин Иден, не выдержав душевных терзаний, ушёл из жизни в час своего полного триумфа. Его трагедия заключалась в том, что его идеи и мысли были слишком реалистичны, в них не укладывались надуманные порядки и предрассудки буржуазии, к которой он вынужден был принадлежать, согласно своему новому социальному статусу.
- В.Г. Распутин «Уроки французского».
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учитель играет очень важную роль. Лидия Михайловна была классным руководителем главного героя. Она преподавала французский язык, в изучении которого мальчик столкнулся с трудностями. Он начал отставать по предмету, поэтому отзывчивая учительница вызвалась помогать ему в свободное от уроков время. Она не только подтянула его знания, но и научила важным жизненным истинам. Она преподала мальчику уроки настоящей доброты.
Лидия Михайловна была учителем по призванию, обладала истинным педагогическим талантом. Она не только мастерски преподавала свой предмет, но и принимала участие в жизни каждого ученика. Замечая все перемены, происходящие с юными школьниками, Лидия Михайловна всегда старалась оказать положительное влияние на их жизнь. Главный герой рассказа вспоминал, как его учительница, входя в класс, здоровалась, но не разрешала детям садиться до того, как не обведет их всех взглядом, делая небольшие, но ценные замечания. Таким образом, Лидия Михайловна поступала не только как учитель, а ещё и как человек, которому небезразлична судьба ее учеников.
Учитель – это не просто профессия, этот человек является нравственным образцом для детей. Все педагоги оказывают большое влияние на формирование личностей школьников, от которых зависит будущее нашего общества. Но только сам учитель решает, быть ему просто учителем или наставником, помогающим выбрать верную дорогу в жизни.
Лидия Михайловна – не просто талантливый педагог, она настоящий человек, способный на милосердие. Учительница французского языка оказалась готовой пожертвовать своей работой ради того, чтобы помочь мальчику. Она научила его главному в жизни: в любой ситуации нужно оставаться человеком и не отворачиваться от тех, кто нуждается в помощи.
- Д.И. Фонвизин «Недоросль».
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» наглядно показано, какой вред могут нанести учителя, у которых нет ни таланта, ни достаточного уровня знаний. Все учителя Митрофанушки – это символ потакания невежеству. Недоросля обучали три так называемых педагога: учитель грамоты Кутейкин, учитель арифметики Цыфиркин, а также учитель французского языка и прочих наук Вральман.
Цыфиркин был отставным сержантом, прослужившим 10 лет в армии. Теперь он зарабатывал себе на жизнь тем, что оказывал помощь безграмотным чиновникам, которые не умели самостоятельно считать. В свободное время от этого занятия он «обучал» детей. Цыфиркин был честным и добрым человеком, но учитель из него получился неважный, так как он сам был недостаточно образован. За два года он не смог научить Митрофанушку ровным счётом ничему, к тому же недолюбливал его за беспросветную лень, чем не вызывал поощрения госпожи Простаковой. В результате он даже отказался от вознаграждения, признав, что его ученик ничему не научился.
Вторым учителем в семье Простаковых был Кутейкин. Он учил Митрофанушку писать и читать. Он был обыкновенным дьячком, который сам в своё время бросил учёбу в семинарии. Его можно охарактеризовать как непорядочного, необразованного, трусливого и недоброго человека.
Лучшим учителем, по мнению госпожи Простаковой, был Вральман. Она, в силу своей невежественности, считала бывшего кучера умнейшим в мире человеком, и была готова платить ему 300 рублей в год, в то время как другим учителям платила всего 10 рублей. А причиной этому была беспринципная лесть учителя французского языка. Он был нехорошим, хитрым и ленивым человеком, желающим заполучить расположение хозяев путём расхваливания их сына. Вральман ничему не учил Митрофанушку, его единственной целью было зарабатывание денег. Не найдя работы по своей профессии, он притворился учителем, чтобы удачно пристроиться в жизни.
Д.И. Фонвизин в своей комедии наглядно изобразил, как могут навредить человеку плохие учителя. Митрофанушка изначально не отличался особыми умственными способностями, но при помощи горе-учителей он стал ещё ленивее и глупее. Автору обидно за невежество людей, считающих себя педагогами. Они не видят истинной ценности образования.
- Л.Н. Толстой «Детство».
В повести Л.Н. Толстого «Детство» важную роль играют не только главные герои, но и некоторые второстепенные персонажи. К их числу относится домашний учитель Николеньки Иртеньева. Он оказал значительное влияние на формирование мировоззрения мальчика. Автор даже посвятил талантливому педагогу отдельную главу.
Карл Иванович Мауэр имел немецкие корни. На момент повествования он работал в семье Иртеньевых уже более 10 лет. Он часто жаловался, что на прежнем месте службы его ценили намного больше, но, тем не менее, всей душой любил своих воспитанников. Когда Карл Иванович узнал о предстоящем отъезде мальчиков в Москву, воспринял это как личное оскорбление. Преданный учитель не мог представить своей жизни без детей, которых полюбил как родных. Находясь в отчаянии, он предлагает служить семье Иртеньевых безвозмездно, лишь бы оставаться рядом с Николенькой и Володей.
В повести не раз говорится о трудной судьбе Карла Ивановича. С детства ему пришлось столкнуться с множеством лишений. Кроме того, он успел побывать на войне, в плену, под арестом. С возрастом он оглох на одно ухо, а увлечение чтением привело к сильному ухудшению зрения. Однако сложная жизнь не сломала дух Карла Ивановича, он сумел сохранить свою гордость и привык говорить правду. Он не льстил и не пытался угодить окружающим, возможно, именно поэтому не добился в жизни особых высот. Карл Иванович был настоящим учителем, которому была небезразлична судьба его учеников. Деньги имели для него второстепенное значение, а основной задачей было передать свои знания детям и научить их всему, что он знал сам.
Такие учителя всегда оставляют след в жизни человека. Благодаря Карлу Ивановичу главный герой повести вырос добрым, отзывчивым и справедливым человеком. Старый немец смог указать Николеньке верную дорогу в жизни и оказать положительное влияние на формирование его мировоззрения.
- Г.Р. Державин «Памятник».
Гавриил Романович Державин вошёл в историю литературы как основоположник автобиографической прозы. Ярким доказательством этого является его стихотворение «Памятник», в котором он воспевает свой талант. Это произведение относится к тому периоду творчества поэта, когда он приступил к подведению итогов своего литературного пути и всей жизни в целом. Вдохновила его на написание «Памятника» ода Горация, в которой раскрывается идея величия истинного творца. Тема бессмертного наследия поэта стала настолько близка Державину, что он решился стать одним из первых русских поэтов, прославляющих самих себя. Он хотел запечатлеть приобретённую славу, увековечить свой талант.
Основной темой стихотворения является бессмертие поэзии, которая будет жить в памяти грядущих поколений. Автор размышляет о влиянии поэтического творчества на общество, о праве поэта на уважение и признание современников и потомков. Ведь именно литература, являясь частью искусства, воспитывает в человеке любовь к прекрасному. Она побуждает его духовно самосовершенствоваться и стремиться к развитию, избавляясь от пороков на пути к лучшему.
Всё творчество Державина проникнуто искренностью, поэтому он говорит в «Памятнике» о том, что поэт должен быть честным и открытым с каждым человеком, независимо от того, кем он является. Упоминание о своих заслугах перед всей русской литературой выступает прямым доказательством предельной честности самого писатели. Он не желает скрывать свои мысли, открывает душу, несмотря на то, что может показаться самовлюблённым. Державин гордился тем, что имеет талант и хотел рассказать о значимости своего дара всему миру.
Примеры из жизни
- Талант может зародиться в любом человеке, независимо от его происхождения. Ярким подтверждением этого является великий поэт С.А. Есенин. Его родители происходили из крестьянского рода, поэтому вынуждены были много трудиться, занимаясь тяжёлой физической работой. Счастливый случай помог устроиться отцу будущего поэта на хорошую должность в Москве. Однако это негативно сказалось на взаимоотношениях в его семье. Глава семейства бывал дома всё реже и реже, а воспитанием мальчика занялись дед и бабушка. Несмотря на все жизненные невзгоды, Сергею Есенину удалось стать известным писателем, покорившим своим творчеством весь мир. Ведь именно благодаря таким талантливым людям человечество научилось видеть и чувствовать прекрасное. Писатели и поэты вкладывают в свои произведения душу, отражая в них свой жизненный опыт и нравственные ценности. С.А. Есенин был выдающейся личностью, гениальным поэтом с широкой душой и открытым сердцем. Он внёс огромный вклад не только в русскую литературу, но и в сокровищницу всей мировой культуры. Как говорил сам поэт: «Вся моя жизнь в стихах». Творчество Есенина – неповторимое, глубокое и яркое. Его стихотворения полны сердечной теплоты и искренности, а также всепоглощающей любви к нескончаемым просторам родной земли. Сергей Есенин, прежде всего, воспевает Русь. Его творчество впитало в себя великие традиции национальной поэзии. Даже в любовной лирике тема любви тесно переплетается с темой Родины. Источник его великого таланта заключался именно в этой страстной любви к родной природе. Эта искренность и одухотворённость сделали бессмертной поэзию Есенина, навсегда запечатлённую на страницах истории русской литературы.
Народная мудрость
- «Трудолюбие талант растит». В этой пословице идёт речь о том, что талант можно развить только при помощи труда. Трудолюбивый человек всегда добивается значительных результатов.
- «Всем молодец, да таланта нет». В этой пословице идёт речь о хорошем человеке, у которого, к сожалению, нет таланта. Талант – это дар, преподнесённый свыше, его нельзя купить или найти. Он или есть изначально, или его нет совсем, человек может только его развить.
- «Талант к коже не пришьёшь». Смысл данной пословицы заключается в том, что талант нельзя приобрести по собственному желанию. Далеко не каждого человека можно назвать талантливым.
- «Нехитёр парень, да удачлив, неказист, да талантлив». В этой пословице говорится о том, что в жизни главное – удача и талант. Всё остальное не имеет значения.
- «Талант таланту рознь». В данной пословице говорится о том, что таланты бывают разные. Некоторые люди становятся истинными гениями, а некоторые просто хорошо выполняют какое-то дело.
- «Талантлив тот, кто учится». Смысл данной пословицы заключается в том, что учёба – это тоже проявление таланта. Человек, который прилежно учится и постигает новые знания, уже по-своему талантлив.
- «Где талант, там и надежда». В этой пословице говорится о том, что талант всегда даёт надежду на лучшее. Талантливый человек может достигнуть небывалых высот и изменить свою жизнь.
- «Талант рождает заботы». Наши мудрые предки считали, что большой талант всегда приносит своему обладателю множество забот.
- «Способность без труда не принесёт плода». В этой пословице говорится о том, что человек не сможет развить свои способности и получить от них толк без приложенных усилий.
- «Способный человек везде дорог». Смысл данной пословицы заключается в том, что способные люди везде ценятся. Талант, над которым работают – залог успешного будущего.
Афоризмы
- «Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека». Известный русский драматург А.Н. Островский считал, что талант – это главное богатство человека. Возможность обладать талантом – лучшее счастье, по его мнению.
- «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы». Основоположник литературы социалистического реализма М. Горький говорил, что талант может развиться только из чувства любви к делу. Возможно, талант – это и есть любовь к своему делу, по его мнению.
- «Талант – это вера в себя, в свою силу». Знаменитый русский писатель М. Горький считал, что талант заключается, прежде всего, в вере в самого себя. Тот, кто уверен в своих силах – обязательно станет талантливым.
- «Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». Великий русский писатель и философ Ф.М. Достоевский говорил, что талант заключается в способности сказать или сделать что-нибудь по-особенному.
- «Талант есть способность обрести собственную судьбу». Немецкий писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн считал, что при помощи таланта человек может обрести свою истинную судьбу.
- «Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу». Французский философ Альбер Камю писал о том, что гениальность может принести человеку славу только при помощи усердной работы и крепкой воли.
- «Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни». Заслуженный русский историк В.О. Ключевский говорил о том, что главная задача таланта заключается в разъяснении людям смысла и цены их жизни. Различие состоит только в том, при помощи чего это можно сделать: книга, картина, музыка, скульптура и т.д.
- «Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта». Великий английский поэт и драматург У. Шекспир считал, что главным ручательством таланта является его отрицание тем, кто на самом деле ним обладает. По-настоящему талантливый человек никогда не будет кричать на весь мир о своём даре.
- «Талант и знания — яркий свет, без них из тьмы исхода нет». Персидский поэт и основоположник всей персидской литературы Рудаки писал о том, что талант и знания подобны свету, который указывает путь во тьме.
- «Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век». Французский император Наполеон Бонапарт сравнивал гениальных людей с метеорами, которые сгорают ради того, чтобы осветить мир при помощи своего таланта.