Аргументы: «Влияние детства на формирование характера человека» из жизни и литературы

Аргументы: «Влияние детства на формирование характера человека» из жизни и литературы Банк аргументов

В данной работе собраны аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ «Влияние детства на формирование характера человека». Желаем успехов в подготовке к единому государственному экзамену.

Проблема

Влияние детства на формирование характера человека.

Отношение автора к проблеме

Личность формируется под влиянием многих факторов. Но основные черты характера человека закладываются в детстве. Характер формируется постепенно, однако в первые годы закладывается его «фундамент». Под руководством внимательных и заботливых родителей вырастет достойный человек.

Аргументы

  1. Воспитание характера начинается в семье.
  2. Душевная травма, нанесённая в детстве, оказывает значительное влияние на формирование дальнейшего характера.
  3. Ничего не проходит бесследно, всё, что окружает ребёнка в детстве – оказывает влияние на становления его характера и мировоззрение.
  4. Ранимая детская душа подвержена влиянию окружающих.
  5. Требовательность, внимательное и ответственное отношение родителей к детям – залог хорошего характера у ребёнка.
  6. Детство определяет черты характера и будущее человека.
  7. Характер представляет собой совокупность интеллектуальных, нравственных и эмоциональных черт человека.
  8. С давних времён люди стремились создать идеальную систему воспитания, которая бы формировала нужный характер.
  9. Формирование характера представляет собой сложный и разноплановый процесс.
  10.  Характер формируется под воздействием внешних обстоятельств.

Эпитеты к слову «детство»

Беззаботное, безмятежное, беспечное, беспечальное, светлое, радостное, благополучное, весёлое, дивное, чудесное, удивительное, неповторимое, лучезарное, золотое, счастливое, неомрачённое, цветущее, нежное, прекрасное, радужное, волшебное, сказочное, счастливое, вечное, давнее, далёкое, невозвратное, забавное, незабываемое, короткое, шаловливое, смешное, раннее, деревенское, послевоенное, невинное, чистое, советское, нормальное, обычное, сознательное, собственное, позднее, солнечное, бурное, замечательное, военное, прекрасное. Трудное, тяжёлое, бездомное, безотрадное, бедное, голодное, горькое, горемычное, нелёгкое, невесёлое, печальное, несчастливое, обездоленное, одинокое, унылое, хмурое, босое, холодное, ужасающее, полуголодное, нищенское, сиротское, странное.

Эпитеты к слову «характер»

Азартный, ангельский, беспокойный, бесхитростный, благородный, бойцовский, веселый, взрывчатый, возвышенный, волевой, голубиный, гордый, деликатный, деловитый, добрый, дружелюбный, железный, живой, жизнерадостный, завидный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, компанейский, крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незаурядный, незлобивый, неподкупный, несгибаемый, неукротимый, неуступчивый, общительный, открытый, покладистый, покойный, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, светлый, свободный, сговорчивый, сдержанный, сильный, складный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стальной, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, удобный, уживчивый, упорный, уступчивый, хороший, цельный, честный, щедрый, эмоциональный, безалаберный, безвольный, безрасчетный, беспечный, бешеный, боязливый, вероломный, взбалмошный, вздорный, взыскательный, властный, властолюбивый, вспыльчивый, высокомерный, гадкий, грубый, дерзкий, деспотический, дикий, дурной, дьявольский, желчный, жесткий, жестокий, задиристый, замкнутый, заносчивый, злобный, зловредный, злой, изменчивый, капризный, крутой, легкий, легкомысленный, малообщительный, мелкий, мерзопакостный, мрачный, мстительный, невыносимый, нелюдимый, необщительный, непоседливый, непостоянный, неприятный, нервозный, неровный, несамостоятельный, несносный, несчастный, нетерпеливый, неуживчивый, неуравновешенный, неустойчивый, низкий, ничтожный, норовистый, озорной, отвратительный, пакостный, плохой, податливый, подлый, порывистый, придирчивый, раздражительный, резкий, робкий, самовластный, самовлюбленный, самолюбивый, сварливый, своевольный, своенравный, скверный, скрытный, скрытый, слабовольный, слабый, спесивый, странный, строптивый, сумасбродный, сумасшедший, сумбурный, суровый, сухой, тиранический, трудный, тяжелый, тяжкий, угловатый, угрюмый, ужасный, упрямый, черствый, ядовитый, язвительный.

Синонимы к слову «детство»

Младенчество, ребячество, малолетство, юность, отрочество, нежный возраст, ранний возраст, детские годы, детская пора.

Синонимы к слову «характер»

Нрав, натура, норов, темперамент, личность, сущность, повадки, установка, душа, природа, облик, склад, образ, тип, основные черты, качества человека.

Примеры из художественной литературы

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

В эпизоде «Сон Обломова» становится многое понятно о становлении личности главного героя. Именно с раннего детства порядки Обломовки сформировали безвольный, слабый характер Ильи Ильича.

Илюша был единственным ребёнком в семье. Изначально он был резвым, весёлым и любознательным мальчиком, который не любил сидеть на месте. Ему хотелось исследовать всю Обломовку, но чрезмерная опека и постоянные запреты становились на пути у любой активности. Любая попытка действовать пресекалась. Со временем Илья начинает привыкать к безделью, ему внушают, что работать должны только слуги. И вот он уже стал частью спокойной и размеренной жизни, текущей в Обломовке. Каждый день в их доме был похож на предыдущий, ничто не нарушало покой хозяев. Самым большим событием для Обломовки был обед, после которого все спали. Илюша быстро подчинился местным порядкам и стал делать то же самое, что и его родители.

Именно постоянный надзор и запреты положили начало в формировании инертной личности главного героя. С ним рядом постоянно находилась няня, которая при малейшей угрозе изменения распорядка дня уводила мальчика в дом. Илья Ильич привык к тому, что за него всё решают другие, поэтому повзрослев, не имел никаких целей и стремлений. Он стал тем, кем его хотели видеть его родители. С раннего детства ему твердили, что труд – это наказание, поэтому Обломов бросил службу и проводил всё своё время так, как было положено в его семье. Он часто предавался мечтам, переносясь в волшебный мир няниных сказок. Избалованный мальчик превратился в безвольного мужчину, который перестал отличать реальность от вымысла.

  1. А. Грин «Алые паруса».

Главная героиня повести А. Грина «Алые паруса» родилась в семье обыкновенного моряка Лонгрена. Мать девочки умерла, когда она ещё была совсем маленькой. Лонгрен тогда находился в длительном плаванье и даже не знал, что уже стал отцом. Здоровье его жены ослабло после рождения дочки, и ей пришлось потратить все отложенные деньги. Нужда заставила её отправиться к местному лавочнику, чтобы попросить у него взаймы, но Меннерс согласился дать денег только в обмен на любовь Мери. Тогда бедной женщине ничего не оставалось, кроме как отправиться в город во время жуткого ливня, для того чтобы заложить своё обручальное кольцо. Она сильно промокла и заболела, а вскоре умерла от лихорадки.

Воспитанием Ассоль занялся вернувшийся домой Лонгрен. Он уволился с корабля и посвятил всего себя дочери. Ассоль видела безмерную заботу отца и росла доброй, послушной девочкой. Однако её детство трудно назвать безоблачным. Всему виной стал случай, который произошёл много лет назад с Лонгреном. Он стал невольным свидетелем того, как лодку Меннерса стало уносить в открытое море во время шторма. И вместо того, чтобы помочь, Лонгрен просто стоял и наблюдал за происходящим, не обращая внимания на крики своего соседа о помощи. Он прокричал Меннерсу лишь одно, что его бедная Мери также просила о помощи.

Меннерсу удалось спастись, и он успел перед смертью рассказать всем о том, что произошло в тот день на берегу моря. Жители Каперны не смогли понять поступка Лонгрена, поэтому они стали считать его убийцей, и детям было запрещено играть с его дочерью.

Ассоль росла в полном одиночестве. Отец пытался всячески заменить ей друзей, но девочка искренне не могла понять, почему все её сторонятся. Вскоре она сумела справиться со своей печалью и перебороть нанесённую окружающими обиду. С тех пор она научилась играть одна и стала много мечтать. Лишь благодаря своему умению прощать и не отчаиваться, она не утратила способности радоваться и любить. А ещё ей удалось сохранить заветную мечту, и она вопреки людской злобе дождалась свои алые паруса, которые увезли её навстречу счастью.

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

О детстве главного героя романа Ф.М. Достоевского известно немного, но именно в то время начала формироваться личность, которая впоследствии создала бесчеловечную теорию. Известно, что он жил в таком же пыльном и грязном городе, как и Петербург. Он часто ходил в церковь, а затем посещал могилу своего младшего брата, которого никогда не видел.

Однажды Родион стал свидетелем чудовищной картины, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Мальчик увидел, как на площади насмерть забили невинную лошадь и никто из присутствующих, в том числе и его отец, не попытались этому помешать. Находясь под впечатлением, он бросился к мёртвой лошади и принялся целовать её окровавленную голову. Такое жестокое убийство животного, несомненно, оставило отпечаток на детской психике. Родион уже не смог стать прежним после пережитого ужаса. Он лишь спрашивал хозяина лошади, за что он отнял у неё жизнь. Однако в ответ услышал, что каждый волен делать со своей собственностью то, что ему вздумается. Возможно, именно эти слова и зародили в неокрепшем детском сознании мысли о вседозволенности.

Не случайно это событие вспоминается главному герою в его сне накануне преступления. Автор проводит аналогию между несчастной лошадью и такими же несчастными людьми, которых бьёт жизнь. Все видят страдания тех, кого сломила нужда и голод, но никто им не помогает. Этот сон ещё больше укрепляет убеждение Раскольникова в необходимости доказательства его теории, он понимает, что ему нужно, во что бы то ни стало, осуществить задуманное.

Без воспоминаний о детстве образ главного героя был бы неполным, потому что именно они передают его душевные переживания. Становится понятно, почему такой чувствительный мальчик, повзрослев, решился на убийство. Родион просто хотел сделать мир лучше, но не смог выбрать нужные методы.

  1. В.Г. Распутин «Уроки французского».

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» описывается, насколько трудной и жестокой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Везде царили голод и разруха, людям не хватало самого необходимого, все пытались как-то выжить, но не у всех это получалось.

На судьбу главного героя мальчика-пятиклассника выпало много испытаний. Его отец погиб, а мать работала изо всех сил, но все равно не могла прокормить трёх детей. Тем не менее, она приложила все усилия и отправила старшего сына в город, чтобы он продолжил учиться. Вот только обеспечить ему там проживание у нее не получалось.

Таким образом, у главного героя началась самостоятельная жизнь всего в одиннадцать лет. Еды, присылаемой матерью, хватало на несколько дней, поэтому ему часто приходилось голодать. А ему каждый день необходимо было выпивать стакан молока из-за его болезни. Для того чтобы выжить, мальчик начал играть с другими школьниками в карты на деньги. Но он не забывал причину, по которой решился на такое постыдное занятие, поэтому сразу же переставал играть и уходил, после того как заработает на необходимый стакан молока.

Благодаря своей стойкости и доброте учительницы французского языка, главному герою удалось сохранить лучшие качества и стать достойным человеком. Трудное детство закалило его характер и позволило добиться в жизни высоких целей.

  1. В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Детство главного героя повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» было нелёгким. Вася рано лишился матери, а его отец не обращал на мальчика никакого внимания. История его случайного знакомства и дальнейшей дружбы с Валеком и Марусей – это история внутреннего перерождения главного героя.

Вася чувствовал себя очень одиноким даже в родном доме. Со временем он стал замкнутым, отдалился от всех и много времени проводил на улице. Однажды в заброшенной церкви он увидел мальчика и девочку, которые навсегда изменили его жизнь. Благодаря Валенку и Марусе Вася вспомнил, что такое любовь, отзывчивость и сострадание. Он понял, что в мире есть люди, которым живётся намного хуже, чем ему, но они не жалуются и умеют радоваться каждому дню.  

На Васю произвело большое впечатление осознание того, что кто-то может голодать. Он никогда не задумывался об этом, ведь еда и крыша над головой для него были само собой разумеющимися понятиями. Вася не понимал, почему этих бедных людей так презирают, ведь они ничем не отличаются от остальных, просто их жизнь сложилась иначе. Их можно пожалеть, помочь им, вместо того, чтобы ненавидеть и отталкивать.

Главный герой был поражён тем, что Валеку приходится воровать. Но он не стал осуждать своего нового приятеля, потому что понял, что это единственный для них выход. По-другому они бы не выжили. Васе пришлось многое понять и пересмотреть своё отношение к жизни, после знакомства с дурным обществом. Только благодаря Валеку и его сестрёнке Марусе он изменил мнение о своём отце, а потом даже начал им гордиться.

Это знакомство дало Васе многое, он стал по-другому относиться к людям. Тяжелая судьба обездоленных детей научила его быть милосердным, добрым и понимающим.

  1. М. Горький «Детство».

Повесть М. Горького «Детство» является автобиографией, поэтому, рассказывая о жизни главного героя, автор знакомит нас со своей собственной судьбой. У писателя было трудное детство. Ему пришлось расти в тяжёлой и мрачной атмосфере, которая царила в доме его деда. Но лишь благодаря всем пережитым испытаниям, он смог стать достойным человеком.

Алёша рано лишился своего отца. После его смерти они с матерью были вынуждены переехать в Нижний Новгород к её родителям. Мальчику сразу не понравился ни его дед, ни его дяди.

Алёша с раннего детства был очень любознательным и пытливым мальчиком. Дома его интересы поощрялись, родители никогда не били и не наказывали его. Зато в доме деда мальчику пришлось прочувствовать это сполна. Дед Каширин был жестоким человеком, который наказывал своих внуков розгами за любую провинность. Однажды досталось и Алёше. Он очень долго отходил от дедовой порки, для него это стало не только физической травмой, а ещё и душевной.

Единственным светлым человеком в этом доме была бабушка Алёши Акулина Ивановна. Она была мудрой и рассудительной женщиной. Все её уважали и спрашивали совета. Алёша очень любил свою бабушку, только она о нём заботилась и жалела его. Мальчику запомнились на всю жизнь удивительные истории Акулины Ивановны. При помощи их и сказок она учила своего внука жизни, советовала ему, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Алёше трудно приходилось в доме деда ещё и потому, что он был не похож на Кашириных. Он отличался от всех остальных членов семейства, не мог мириться с жадностью и глупостью своих родственников. Алёша был добрым и отзывчивым мальчиком, он всегда сопереживал чужой беде. Поэтому у него и друзей в Нижнем Новгороде не было, потому что местные мальчишки дразнили нищих и обижали беззащитных животных.

Тяжело жилось главному герою в такой обстановке, но он знал, что можно и нужно жить по-другому. Поэтому жизнь в доме деда не сделала его жестоким и безразличным. Алёша смог сохранить в своём сердце веру в людей и надежду на светлое будущее. Уроки, полученные в детстве, помогли мальчику стать тем, кем он стал – великим писателем.

Примеры из жизни

Изучение детства Петра Великого имеет особую важность, потому что даёт возможность понять в какой обстановке формировался его характер, как развивались его умственные способности, какое у него сложилось отношение к окружающему миру и той среде, в которой он воспитывался. Бытует мнение, что именно в детстве Петра Алексеевича кроются причины его резкого характера и ненависти по отношению к старине. Сам император с горечью вспоминал свои ранние года.

Пётр Великий был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Царь Алексей был женат два раза, и от первого брака у него было тринадцать детей. Большинство из них умерли ещё при жизни отца. Два оставшихся сына Алексея Михайловича были очень слабы здоровьем, а один из них ещё и рассудком. Возможно, именно страх остаться без наследника побудил царя жениться ещё один раз. Его второй супругой стала Наталья Кирилловна Нарышкина. От этого брака родился здоровый и крепкий мальчик, названный Петром.

Наталья Кирилловна происходила из незнатного дворянского рода. Враги даже говорили, что она ходила в лаптях до того, как стать царицей. После её замужества Нарышкины приблизились ко двору и стали играть немалую роль в придворной жизни. Родственники первой жены Алексея Михайловича, Милославские, были настроены враждебно по отношению к Нарышкиным. Рождение Петра только увеличило эту вражду. Все понимали, что родственники наследника престола будут иметь значительное политическое влияние. И хотя наследником уже был официально объявлен царевич Фёдор, из-за его болезненности всё могло измениться.

Царь Алексей Михайлович сдерживал неприязнь между Нарышкиными и Милославскими, но он неожиданно умер в возрасте сорока семи лет. На престол вступил четырнадцатилетний Фёдор, благодаря хитрости Милославские стали управлять всеми делами. Царь Фёдор продержался у власти недолго, спустя шесть лет он умер. После него престол достался не его родному брату, следующему по очереди наследнику, а Петру.  Царя пришлось избирать, потому что у Фёдора не было детей – законных наследников. Таким образом, благодаря влиянию Нарышкиных и их союзников Пётр пришёл к власти. Опека над ним принадлежала его матери, царице Наталье Кирилловне.

Формально Пётр Алексеевич стал царём в десятилетнем возрасте, с этого времени он был полностью лишён детства. Ему и до этого было непросто расти, среди всех придворных интриг и противостоянии Милославских и Нарышкиных, но теперь всё стало намного хуже. В скором времени после вступления Петра на престол произошёл Стрелецкий бунт. Стрельцы убили всех, кого Милославские считали изменниками. После этого мятеж закончился.

Маленький Пётр стал свидетелем того, как жестоко убили близких ему людей. А затем властью фактически завладела его сводная сестра Софья. Вскоре она добилась того, чтобы Ивана провозгласили первым царём, а Петра вторым, и в силу их молодого возраста взяла управление государством в свои руки.

Таковы были обстоятельства, в которых родился и вырос Пётр I. И чем старше он становился, тем хуже становилась окружающая его обстановка. Ему постоянно грозила опасность, он видел множество убийств. Чувство неприязни к Милославским переросло в настоящую ненависть, а испуг от произошедших в те годы событий повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

Народная мудрость

  1. «Отца с матерью не почитать – никого не уважать». В детстве закладываются жизненные ценности и характер ребёнка. Если ребёнок не уважает своих родителей, в дальнейшем он не будет уважать никого из окружающих. 
  2. «Посеешь привычку, вырастет характер». В данной пословице говорится о том, что характер можно менять, если очень этого захотеть. Мы сами строим своё будущее.
  3. «Отец рыбак и дети в воду смотрят». В этой пословице идёт речь о родительском примере. Дети всегда стремятся быть похожими на своих родителей, поэтому ответственные мамы и папы своим примером формируют правильный характер у ребёнка.
  4. «Дитя, словно тесто, что замесил, то и получается». Смысл данной пословицы заключается в том, что характер человека формируется в детстве. Что родители вложили в своего ребёнка, то и составит основу его личности в дальнейшем.
  5.  «Овощи видно по рассаде, человека с детства». В этой пословице говорится о том, что характер человека формируется в его детстве, поэтому сразу видно, каким он вырастет.
  6. «Каков характер, таковы и поступки». Наши мудрые предки считали, что поступки человека напрямую зависят от его характера. Хороший человек никогда не совершит недостойного поступка.
  7. «Умный сын слова боится, а глупый и побоев не страшится». В этой пословице говорится о том, что умные дети понимает своих родителей с полуслова. А глупому ребёнку ничего не докажешь даже через побои.
  8. «Кто родителей почитает, тому Бог помогает». Смысл данной пословицы заключается в том, что ребёнок должен изначально научиться почитать своих родителей. Правильные нравственные ценности – залог хорошего характера. 
  9. «Ласковое теля двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся». В этой пословице говорится о том, что человек с хорошим характером везде добьется успеха, а недружелюбному придётся очень трудно в жизни.
  10.  «Птицы в гнезде до осени, дети в доме до возраста». В этой пословице идёт речь о неизбежном взрослении детей. Вырастая, они покидают родительский дом, точно так же, как птицы улетают из родного гнезда.

Афоризмы

  1. «Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим». Древнегреческий философ и математик Фалес Милетский говорил, что внешность не главное, гораздо важнее характер человека. Даже некрасивый человек становится привлекательным, если у него чистая душа.
  2. «Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех». Французский писатель Стендаль говорил о том, что человек может стать успешным, только если он сумеет остаться самим собой.
  3. «Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают». Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что каждый человек уникален. Он призывал не подчиняться мнению окружающих, а всегда действовать, согласно своим личным убеждениям.
  4. «Нас делают наши мысли». Римский философ и поэт Луций Анней Сенека говорил, что узнать человека можно только по его мыслям. В мире слишком много лицемеров, чтобы верить словам каждого. 
  5. «Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая книжкая тайна и великая задача воспитания». Французская писательница Жорж Санд говорила, что никто не в силах изменить свою сущность. Человек может только использовать свои положительные и отрицательные стороны во благо другим.
  6. «Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности». Американский писатель и журналист Марк Твен считал, что каждый ребёнок имеет право на глупость. По его мнению, человек может стать личностью, только если будет учиться на собственных ошибках.
  7. «Наши характеры образуют наши нравы». Древнеримский медик и философ Клавдий Гален говорил, что характер человека – основа его нравственных ценностей.
  8. «Характер человека создаёт его судьбу». Древнегреческий философ Гераклит говорил, что будущее человека напрямую зависит от его характера.
  9. «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что никто не знает истинного характера человека, даже он сам.
  10.  «Хороший характер – богатство на всю жизнь». Английский философ и публицист Уильям Хэзлитт считал, что хороший характер – главное достоинство человека, благодаря которому он сможет прожить успешную и счастливую жизнь.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий