На ЕГЭ по русскому языку часто поднимается тема братьев наших меньших, животные всё реже упоминаются в творчестве современных писателей, а проблема их взаимоотношения с человеком остается по-прежнему актуальной, поэтому ради экономии времени загруженных выпускников мы отобрали наиболее ценные аргументы к итоговому сочинению. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее важными тезисами по данной тематике, а также примерами из художественной литературы и жизни.
Проблема
Отношение людей к животным.
Отношение автора к проблеме
Все животные одинаково нуждаются в помощи и защите человека, они не заслуживают жестокого обращения. Животные – это наши братья меньшие, они находятся рядом с людьми с давних пор. В некоторых странах люди им даже поклонялись. В современном мире особенно актуальна проблема бездомных животных, которых бросили прежние хозяева. Всё дело в том, что человек заводит себе питомца необдуманно, не понимая того, что это не развлечение, а большая ответственность.
Аргументы
- Человек не должен причинять вред животным.
- Животные – помощники человека.
- Нужно помнить, что животные – это не игрушки.
- Человека нужно с детства приучать к заботе о животных.
- Для одиноких людей животное – источник радости.
- В Индии и Египте есть священные животные.
- Домашние питомцы приучают к ответственности.
- Животные намного искреннее человека, они не умеют искать выгоду для себя.
- Говорят, что со временем питомцы становятся похожими на своих хозяев.
- Собаки отличаются своей верностью и преданностью.
Эпитеты к слову «животные»
Дикие, бессловесные, экзотические, домашние, уличные, морские, любимые, хищные, диковинные, невиданные, сказочные, удивительные, необычные, ископаемые, плюшевые, мифические, неведомые, бешеные, доисторические, волшебные, могучие, пушистые, огромные, большие, маленькие, громадные, обыкновенные, хитрые, приспосабливаемые, одомашненные, умные, крупные, настоящие, незнакомые, всевозможные, земные, редкие, свободные, чудесные, всевозможные, благородные, разумные, ценные, разнообразные, разные, непонятные, священные, грациозные, редкостные, прирученные, царственные, величественные, вольные, воображаемые. Бедные, несчастные, загнанные, затравленные, вымирающие, кровожадные, опасные, свирепые, разъярённые, испуганные, голодные, опасные, страшные, жуткие, одичалые, злобные, глупые, отвратительные, злые, странные, больные, запуганные, обезумевшие, лютые, ненасытные, неразумные, безжалостные, бездушные, неуклюжие, необузданные, непредсказуемые, коварные, измученные, настороженные, непонятные, неизвестные, ненавистные.
Синонимы к слову «животные»
Звери, твари, питомцы, скотина, скот, животина, зверёк, живность, братья наши меньшие.
Примеры из художественной литературы
- Джек Лондон «Белый Клык».
Главный герой романа Джека Лондона волк по кличке Белый Клык. Его мама была наполовину собакой, именно поэтому у волчонка присутствовали такие качества как привязанность и верность человеку. Вот только люди не всегда помнят то, что они в ответе за того, кого приручили. В индейском поселении, куда попал Белый Клык со своей матерью, его сразу не возлюбили за большую схожесть с волком. Постоянная вражда с остальными собаками и небрежное отношение человека сделали волчонка замкнутым и осторожным, он так хотел стать для кого-нибудь другом, а приходилось оставаться в стороне. Следующий хозяин был ещё хуже предыдущего, его интересовала только личная выгода и лёгкая нажива. К животным он относился бессердечно, считал их лишь средством заработка. Закалившись окружающей жестокостью, Белый клык стал злым и бесстрашным, он с лёгкостью выигрывал собачьи бои, принося своему хозяину хорошую прибыль. Такая жизнь заставила волка ненавидеть не только своего хозяина, а и весь окружающий мир. Описывая собачьи бои, Джек Лондон рассуждает о том, кто же на самом деле зверь: человек, получающий удовольствие от жестокого зрелища, или собака, которую заставили в этом участвовать. Очередной бой изменил в корень жизнь Белого клыка. Оказавшись в негодном состоянии после ранения, разочаровавшийся в людях волк, обретает нового хозяина. Заботливый инженер с приисков смог завоевать доверие Белого клыка и получить себе настоящего верного друга.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце».
Главный герой в начале повести был бездомным бродячим псом, целью его жизни был поиск еды и ночлега. Глазами Шарика читателю представляется истинная Москва первой половины 20 века – грязная, серая, негостеприимная и голодная. Не знавшее ласки и заботы животное вызывает только сочувствие. Шарик, несмотря на все испытания и унижения, остался добрым и безобидным псом, который может плакать только от физической боли, потому что дух его ещё не угас. Шарик относился к людям очень доброжелательно: он жалел секретаршу, которой было холодно в тонких чулках на морозе, восторгался профессором Преображенским, а именно тем уважением, которым он пользовался среди остальных людей. Попав в дом к Филиппу Филипповичу, Шарик был по-настоящему счастлив. Счастье заключалось не только во вкусной еде и крыше над головой, он был рад ощущать себя нужным. Вот только бедный пёс не понимал, что новому хозяину он был необходим только для воплощения своей смелой идеи.
В итоге, эксперимент профессора Преображенского провалился, Шарик перенял только худшие черты характера Клима Чугункина. Добрый и сообразительный пёс превратился в глупого и агрессивного человека, отлично вписывающегося в социалистическое общество.
В своей повести М.А. Булгаков хотел в первую очередь сказать то, что человек не хозяин мира и ему не пристало вершить чьи-нибудь судьбы. К сожалению, в современном обществе многие люди, действительно стали гораздо хуже животных.
- И.С. Тургенев «Муму».
В своём рассказе И.С. Тургенев показывает губительное действие крепостного права на людей. Помещики, распущенные безнаказанностью, издевались над своими крепостными как могли. Одним из примеров барской вседозволенности и является история о несчастной собачке Муму. Рассказ начинается с того, что Герасима оторвали от родного места и привезли в Москву служить дворником в доме старой барыни. Долго не мог привыкнуть Герасим к новой жизни, работа во дворе казалась смешной после деревенских обязанностей, поэтому новоиспеченный дворник большую часть времени просто лежал на голой земле, тоскуя по родине. Со временем Герасим привык к городской жизни, обустроил себе каморку над кухней и даже начал немного контактировать с другими слугами, особенно ему приглянулась прачка Татьяна. Он как мог начал за ней ухаживать, а девушка, как и все остальные, его побаивалась. Барыня, для которой судьбы её крестьян ничего не значили, решила забавы ради, женить сапожника Капитона на своей прачке. Её не интересовали чувства Герасима, решение было уже принято. Татьяне ничего не оставалось, как прикинуться пьяной, чтобы лишиться уважения грозного дворника. Герасим ненавидел алкоголь и того, кто его употребляет, пьяная женщина была для него падшей женщиной. Тяжело переживал глухонемой крестьянин предательство любимой, разбитое сердце стало заживать только с появлением маленькой собачки Муму. Герасим нашёл её в речке, наверное, кто-то хотел утопить щенка, а он спас. Муму стала настоящей отдушиной главного героя, он очень любил её и обрёл смысл жизни в заботе о своей собаке. Эта история определено имела бы счастливый конец, если бы не угнетённость русского народа. Барыня, для которой и крестьяне мало значили, жизнь животных вообще не представляла никакой ценности. Не выспавшись из-за собачьего лая, она приказала утопить Муму, а Герасим не смог ослушаться приказа. История И.С. Тургенева обличает нравы России 19 века, когда сильные мира сего только ради своей прихоти готовы были лишить жизни живое существо.
- А.П. Чехов «Каштанка».
Главной темой рассказа «Каштанка» являются взаимоотношения человека и животного. А.П. Чехов показал на примере истории жизни одной рыжей собачки отношение людей к братьям нашим меньшим. Для того чтобы читатель проникся темой животных, все события изображены глазами собаки.
Главная героиня рассказа – небольшая молоденькая собачонка, представляющая собой смесь таксы и дворового пса. Её хозяином был столяр Лука Алесандрович. Ему приходилось тяжело трудиться, чтобы заработать себе и своему сыну на жизнь, поэтому часто он был недовольным и пьяным. Описывая главную героиню, писатель показывает, насколько она похожа на человека: думает, чувствует, видит сны. Каштанка не понимала, о чём говорил хозяин, но по выражению его лица понимала реакцию и настроение. Несмотря на грубое отношение и обиды, собака чувствовала себя нужной и была счастлива.
Однажды, главная героиня потерялась на улицах города и случайно оказалась в доме у доброго человека, назвавшего её Тёткой. Так она попала в цирк. Новая жизнь показалась Каштанке интересной, здесь хорошо кормили и заботились, вот только тоска по своему человеку не давала покоя, хотя пьяница-столяр часто пинал ногами и забывал её покормить.
Автор хотел сказать в своём рассказе, что собачья верность и преданность не имеет границ. Каштанка узнала прежнего хозяина во время представления в цирке и радостно бросилась к нему навстречу, несмотря на достоинства новой жизни. Лука Александрович тоже очень обрадовался возвращению своей питомицы, потому что, несмотря на угрюмый и сложный нрав по-своему тоже любил её. Теперь семья столяра и Каштана обрели душевный покой, потому что всё вернулось на свои места.
Примеры из жизни
- Во многих религиях поклоняются определённым животным. В Индии священное животное – корова. Она олицетворяет изобилие и достаток. Индуисты сравнивают корову с образом матери, так как она даёт молоко, составляющее основу вегетарианского питания. Исторически сложилось так, что корова отождествляется с высшей кастой брахманов, поэтому её убийство расценивается как тяжкий грех, приравниваемый к убийству человека. В древние времена такое преступление каралось смертной казнью. Даже в современном мире корова находится под государственной защитой в Индии, поэтому в этой стране употребление говядины в пищу запрещено на законодательном уровне. Откуда же берёт своё начало почитание именно этого животного? В индуизме существует легенда о священной корове Сурабхи, которая могла исполнять любое желание. Люди верили, что в каждой корове есть часть способностей Сурабхи, поэтому если о ней заботиться и окружать лаской, животное отблагодарит тебя, исполнив заветное желание. Кроме того, именно корова в религии индуистов, переправляла души умерших через реку в рай: человек держался за её хвост, и только таким образом ему удавалось не утонуть. Окончательно утвердили священность именно этого животного многочисленные изображения одного из верховных богов Шивы, восседающего на корове.
- Моя мама рассказывала мне нашумевшую историю из своего детства. В их родном городке, на соседней улице жила семья дрессировщиков. Они работали в местном цирке, уже не гастролировали, можно сказать осели на одном месте. Неизвестно что ими двигало в тот момент, но они решили взять домой на воспитание львёнка, у которого погибла мама. Вначале всё планировалось как временные меры, необходимые для жизни животного. Супруги заботились о нём, выхаживали, кормили из бутылочки. Месяцы шли, львёнок окреп, и его можно было возвращать в цирк, вот только дрессировщики к нему уже сильно привязались и не хотели расставаться. После продолжительных и упорных переговоров с директором цирка, супружеской паре удалось выкупить своего воспитанника. Они его очень любили, дрессировали, на улицу выводили в наморднике, соблюдая все меры безопасности, а дома он считался просто балованной большой кошкой. Когда маленький львёнок превратился в полноценного царя зверей, у дрессировщиков родился ребёнок. Лев относился к нему настороженно, не понимая, почему в его семье всё так изменилось. Теперь есть ещё кто-то, отнимающий время и заботу его воспитателей. Семейная пара совершила большую ошибку, когда оставила дома дикое животное, потому что они очень опасны. Приревновав своих хозяев к маленькому комочку счастья, лев бросился к колыбели, но благодаря отменной реакции дрессировщика, ребёнок отделался лёгким следом зубов на ноге. Только эта ситуация заставила семейную пару осознать законы природы: диким животным не место среди людей.
Народная мудрость
Животные уже очень давно живут рядом с человеком. Люди наблюдали за ними, замечали особенности поведения, считали их равными себе. В результате во многих пословицах, предназначенных для людей, использовались образы животных.
- «На ловца и зверь бежит». Эта поговорка употребляется тогда, когда человеку встречается именно тот, кто ему нужен. А изначально смысл этой фразы заключался в том, что смелому и настойчивому человеку жизнь сама поможет. Было бы желание, возможности всегда найдутся.
- «Как волка не корми, он всё в лес смотрит». Спустя долгие годы наблюдений наши предки пришли к выводу, что люди не меняются. Данная пословица говорит о том, что как не старайся переделать кого-нибудь, расположить к себе, всё равно истинная натура и привязанности вылезут наружу рано или поздно.
- «Пустили козла в огород». Эта поговорка о человеке, которого допустили туда, куда он сам стремился всеми силами. Иногда так бывает, что нечаянно помогаешь человеку получить свою выгоду и не всегда безобидную.
- «Каждая лиса свой хвост хвалит». Эту пословицу наши предки употребляли в отношении самовлюблённых людей. Каждый человек, обладающий завышенной самооценкой, часто сам себя нахваливает, словно лиса свой хвост.
- «Всякий бык телёнком был». Смысл этой поговорки состоит в том, что все мы с чего-то начинали. Даже могучий и грозный бык раньше был всего лишь безобидным телёнком, бегающим возле материнского вымени. Так и у людей: каким бы значительным и влиятельным человек не был, начинали все с одного и того же.
- «Корова черна, да молоко у неё бело». В этой пословице говорится о человеческой душе, если у человека неприглядная внешность – это не означает, что у него нет и внутренней красоты. Главное – это красивая душа, а внешняя привлекательность со временем исчезает.
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Этой пословицей наши предки хотели сказать, что нельзя браться одновременно за несколько дел ради собственной выгоды. В итоге можно остаться ни с чем.
- «Знает кот, чьё мясо съел». В данной поговорке наши предки сравнивают поведение кота и человека. По коту всегда видно, если он в чём-то провинился, так и с человеком: в поговорке говорится о том, кто знает свою вину и неосознанно выдаёт её поведением.
- «И волки сыты и овцы целы». Эта народная мудрость описывает сложную ситуацию, которую удалось разрешить наилучшим образом для всех сторон. Дословное значение трактуется так: волкам не пришлось есть овец, для того чтобы удовлетворить свой голод.
- «На охоту ехать – собак кормить». Наш мудрый народ знал, что в день охоты нельзя кормить собак, поэтому это делалось заранее. Поэтому поговорка означает спешную подготовку к какому-либо делу в последний момент.
Афоризмы
- «Человек единственное животное, которое краснеет. Или должно краснеть». Марк Твен говорит о главном отличии человека от животного – совести и стыде. Человек понимает, что делает, поэтому должен испытывать чувство стыда за свои недостойные поступки.
- «Изучайте животных и вы поймёте, как это трудно – быть человеком». Немецкий философ Макс Шелер говорит о различиях человеческого поведения и животного, звери совершают все поступки из необходимости, а люди ради своего удовольствия или выгоды.
- «Человеку присуща любовь. Если её в тебе нет, то еда и сон делают тебя просто животным». Персидский поэт Саади видит главное отличие человека от животного в возможности испытывать чувство любви, если ты никого не любишь – становишься похожим на животное, с его природными инстинктами.
- «Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека». Плутарх говорит о сложности человеческого характера, среди большого количества человеческих качеств, стремлений, увлечений и жизненных принципов, невозможно найти две одинаковых личности. А многие животные схожи своими повадками, вкусами и образом жизни.
- «Как унизительно для животного играть роль человека». Чешский писатель Карл Чапек хотел показать своим выражением насколько низко пал человек среди всех своих пороков. Бесхитростные животные жили, по его мнению, намного достойнее и честнее.
- «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». Артур Шопенгауэр утверждал, что истинно добрый человек никогда не сможет причинить боль живому существу, а тот, кто на это способен, сможет причинить зло и другому человеку.
- «Человеческую жестокость принято называть зверской, хотя животные никогда не бывают жестокими». Д. Лукач озвучил всем известную истину: животное никогда не убьёт ради развлечения, оно охотится из-за необходимости, чтобы не умереть с голода. А человек может убивать ради собственной забавы, это и есть настоящая жестокость.
- «Поступки мудрых людей продиктованы умом, менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, а животных – природой». Известный древнеримский философ и политический деятель Цицерон сравнил в своём мудром изречении животного и человека, с той разницей, что у людей есть разум. Животное поступает определённым образом, согласно зову природы, а человек часто совершает поступки, не задумываясь о последствиях.
- «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как сейчас, смотрят на убийцу человека». Леонардо да Винчи верил в светлое будущее всего человечества, когда люди начнут ценить жизнь всего живого на земле, а не только себе равных.
- «Собака, которую вы лечите, никогда не укусит вас. Это главное различие между животным и человеком». Марк Твен говорил о человеческой неблагодарности, сколько добра мы бы не делали для окружающих, всё равно найдётся тот, кто способен воткнуть нож в спину. Животные так не поступают, они ценят заботу и остаются преданными до конца своей жизни.