Итоговое сочинение: Как понять другого человека?

Итоговое сочинение: Как понять другого человека? Итоговые сочинения

Литеровед предлагает к ознакомлению итоговые сочинения на тему «Как понять другого человека?». Герои произведений русской классической литературы послужили примерами для аргументации мнения автора.

Вариант 1

Каждый отдельный человек – это особый мир. У него свое понимание жизни, мировоззрение, мечты, особенные черты характера. В зависимости от этого он выстраивает взаимодействие с окружающими. Межличностные отношения складываются по-разному. Людям хочется, чтобы окружающие понимали их мысли, чувства, но это очень непросто. «Чужая душа потемки», — говорят в народе. Чтобы понять другого человека, нужно попытаться поставить себя на его место и подумать, какие чувства он испытывает, о чем думает, нужно уметь слушать. Примеры, подтверждающие эту мысль, можно найти в художественных произведениях.

В образе главного героя романа «Идиот» Ф. М. Достоевский хотел изобразить «положительно прекрасного человека».  Князь Мышкин обладает удивительной способностью понимать других людей. Автор несколько раз сравнивает его с ребенком. Князь мир и людей воспринимает с точки зрения ребенка, душа которого еще чиста, не отягощена грехами. Это объясняется его болезнью, от которой он долго лечился за границей. Рассудок князя очень хрупок, он жил в стенах больницы, вдали от общества с его страстями и сложностями. Герой не думает о себе, возможно, поэтому ему яснее видны чувства, суть характера других людей. Он противопоставлен остальным персонажам романа. Впервые увидев Настасью Филипповну на портрете, он сразу понял суть ее натуры. За ее необыкновенной красотой Мышкин увидел страдание, гордость непомерную, презрение и доверчивость, простодушие одновременно. Ему только было непонятно одно: добра ли она. Мышкин с пониманием относится к своему другу Рогожину. Он видит в нем большое страдающее сердце и сочувствует ему. Самого Мышкина не понимают и не принимают в обществе. Люди заняты своими проблемами, ощущениями, это мешает видеть им других людей. Мышкин не такой, поэтому он замечает малейшие движения души в окружающих людях. Автор, а вместе с ним и его герой убеждены, что первично доброе начало. Образ Мышкина показывает, что человечество способно прийти к любви, состраданию и пониманию других людей.

В рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» мы видим историю жизни и любви. Заочно с Желтковым мы знакомимся в начале рассказа, когда князь Василий Шеин показывает гостям альбом. В нем нарисована юмористическая история любви телеграфиста к Вере Николаевне, жене князя. Все смеются над рисунками, не догадываясь о силе чувства Г. С. Ж. Влюбленный «телеграфист» присылает Вере на день рождения в подарок гранатовый браслет. Князь с братом Веры едет к нему, чтобы поставить точку в этой истории. Василий Львович даже не предполагал, что он услышит в доме Желткова. Господа выслушали исповедь чиновника, в которой он рассказывает о своей многолетней любви к Вере Николаевне. Он признается, что ничто не заставит его разлюбить Веру. Он может уехать в другой город, но и там он будет ее любить. Князь Василий понимает, что в душе этого человека живет великое чувство. Он почувствовал, что присутствует при «громадной трагедии души». То, что герои относятся к разным социальным слоям, не мешает взаимопониманию.  Князь с уважением отнесся к Желткову, приехав домой, он рассказал обо всем жене. Чтобы понять другого человека, нужно посмотреть в его глаза, выслушать его, проникнуть в его эмоциональный мир.

Подводя итог, можно сказать, что понимать других непросто, не у всех это получается. Внутренний мир человека не всегда понятен ему самому. Чтобы понять окружающих, нужно уметь слушать, сопереживать. При этом следует отвлекаться от своих проблем, желаний, потребностей. Когда чувства другого человека для нас станут так же важны, как собственные, то понять его будет проще.  

Вариант 2

Чтобы мирно сосуществовать вместе, людям необходимо взаимопонимание. Путь к пониманию другого человека сложен. Каждый имеет свои цели, потребности, взгляды на жизнь, которые не совпадают со стремлениями других людей. В лучшем случае человек пытается найти единомышленников. Если круг общения ограничен, то приходится находить общий язык с окружением. Чтобы понять окружающих, нужно с ними разговаривать, наблюдать за их жизнью, поведением, вникать в суть их проблем, характеров. Эту мысль я попытаюсь подтвердить примерами из художественных произведений.

Главным героем романа Ф. М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Он находится на грани нищеты, перестал посещать университет. Молодой человек живет в каморке, которая напоминает шкаф. Но даже за это жилье платить нечем. Добрая Настасья, которая работает у хозяйки, приносит ему немного еды. Жизнь в таких условиях способствовала тому, что в голове у героя появилась чудовищная теория. Он разделил людей на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые составляют основную часть человечества, вторые – избранные, великие люди. Избранные совершают открытия, становятся во главе государств и решают судьбы людей. Чтобы проверить свою теорию и осчастливить бедных, умных людей, Раскольников задумывает совершить убийство. Для этого он выбрал старуху-процентщицу, которая наживалась на горе других людей. На ее деньги он собирался творить добрые дела. Убить одну и осчастливить сотни. Он убивает женщину и ее сестру, после этого очень страдает. Деньгами он не воспользовался. Это убеждает его в том, что он не относится к необыкновенным людям. Его поступок невозможно понять обычным людям. Ему долго не могли поверить, что он не взял ни одной копейки из старухиных денег. Только Соня, которая сама была преступницей, смогла понять молодого человека. Она стала торговать собой из-за того, что в семье не было денег, дети голодали. Она увидела в Раскольникове доброго человека, который запутался в жизни. Понимать других людей девушке помогало ее доброе сердце. Соня сама много страдала, потому ей легче понять тех, кто страдает. Она видела в окружающих сначала то хорошее, что в них есть. Дурными их делают условия жизни: нищета, бесправие.

О таких людях рассказывает в пьесе «На дне» М. Горький. В произведении есть герой по имени Лука. Он появляется в ночлежке на несколько дней и переворачивает всю жизнь постояльцев. Это старый, повидавший жизнь человек, который странствует по свету. Он спокойный, мягкий по характеру. По его словам, он мягкий потому, что много мяли. Оказавшись в ночлежке, странник со всеми разговаривает, всех старается понять. У людей, живущих в ночлежке, есть свои мечты, проблемы. У каждого героя свой путь, который привел его в ночлежку, на дно жизни. Актер когда-то играл в театре, но теперь стал алкоголиком. Настя мечтает о взаимной любви. Анна очень болеет и боится умирать. Клещ хочет вырваться из этой ситуации, подняться со дна жизни. Лука, поговорив с людьми, быстро понял их, определил в их характере главное. Для каждого нашел утешительные, простые слова. Для него неважно, что является правдой в словах людей. Во что веришь, то и правда. Актеру он дал надежду на выздоровление, показав, что так, как он, жить нельзя. Анне пообещал, что на том свете кончатся ее страдания, смерть – это избавление. Это объясняется тем, что Лука не первый год живет на свете, он многое повидал, имеет большой жизненный опыт. Чтобы понять другого человека, нужно самому много пережить, испытать.

Таким образом, понять другого человека легче тому, кто сам много испытал, знает жизнь. Это подтверждает и роман Достоевского, и пьеса Горького, и сама жизнь. Если к людям относиться без осуждения, то можно увидеть ростки добра. Это способствует взаимопониманию.

Дополнительные аргументы

В разделе «Банк аргументов» находится ряд дополнительных аргументов по направлению «Я и другие». Они послужат материалом для собственного сочинения.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 2 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий