Литеровед предлагает несколько вариантов итогового сочинения по теме «Почему нельзя забывать историю своего народа?». Автор использует разные точки зрения, основанные на литературном материале.
Вариант 1
Чувство единения со своей страной, со своим народом лежит в основе нравственного здоровья человека. Можно и нужно уважать историю других стран, но историю своего народа нужно знать и любить. Следует понимать, что ты сам часть этой истории, а знать свои корни должен любой уважающий себя человек. Связь времен, связь поколений определяет, какой будет судьба отдельного человека и судьба всего народа. Когда люди станут забывать свою историю, тогда этот народ обречен на исчезновение.
В судьбе русского народа существует множество героических, легендарных и просто интересных страниц. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывает об Отечественной войне 1812 года. Это событие нарушило привычный ход жизни, вовлекло в свой круговорот всех жителей России. Их объединило сознание ответственности за свою страну. Толстой отводит определяющую роль в победе народному духу. Он показывает, как, невзирая на сословное разделение, люди объединяются в противостоянии врагу Отечества. Сражением, предопределившим ход войны, стала Бородинская битва. В ней проявились лучшие качества русских воинов. Перед боем солдаты размышляют о важности битвы: «Всем миром навалиться хотят». Другой важной составляющей была партизанская война, которая внесла свою лепту в ход военных действий. Партизаны истребляли французское войско, растянувшееся на большое расстояние и не имевшее возможности дать должный отпор. Толстой подчеркивает то, что мира не могло быть, потому что такова была воля народа. О народном подвиге, о народном единстве нельзя забывать. В трудные годы русский народ забывает о разногласиях и единой, крепкой стеной встает на защиту Отечества.
Героизм проявляется не только в военное время. Как говорил классик, в жизни всегда есть место подвигу. Двадцатое столетие было временем грандиозных строек. О строительстве Комсомольска-на-Амуре идет речь в романе В. Кетлинской «Мужество». Молодые люди со всех уголков страны приехали за романтикой. Они строили новый город, город молодых. Их ожидало много трудностей. Негде было жить, не хватало продуктов, одежды, зато были комары, сырость и болезни. Трудности проявлялись не только в виде здоровья и тяжелого труда, но и психологического плана. На стройку приехало много квалифицированных рабочих: токарей, слесарей, сварщиков. Они хотели работать по специальности, но вначале не было не только станков, но и цехов, где бы их можно было разместить. Специалистам приходилось и землю копать, и деревья валить, и корни корчевать. Появились недовольные, которые отказывались это делать. Подобные конфликты тоже нужно было улаживать, уговаривать, объяснять, взывать к здравому рассудку. В рекордно короткие сроки комсомольцы подготовили площадки для строительства заводов и жилых домов. Конечно, были те, кто не выдерживал тяжелых условий и уезжал. Например, Сергей Голицын. Но те, кто выстоял, кто построил заводы, достойны уважения. Они совершили настоящий трудовой подвиг. Здесь создавались новые семьи, о которых Сема Альтшулер сказал: «На месте будущего города рождается новая жизнь». Рос город, и росло его население, приезжали новые специалисты, рождались дети. Скоро Комсомольск-на-Амуре отметит вековой юбилей, но подвиг первостроителей, описанный Кетлинской не забудется никогда.
Эти примеры рассказывают о героическом прошлом российского народа. Их объединяет сила, мужество и отвага, проявленные народом. Перед ним стояли великие цели, которые были достигнуты общими усилиями. Умение жить ради других, отказавшись от себя, умение видеть свое будущее в единстве с другими – это необходимые качества гражданина великой страны. Люди должны знать историю своего народа, чтобы гордиться своей страной и совершать новые подвиги.
Вариант 2
История народа – это ориентир, на который человек равняется, двигаясь вперед. История народа – это совесть поколений, это связь всех, кто жил, строил, трудился, любил, защищал свою Родину когда-то, и тех, кто живет сейчас. Нужно знать историю своего народа, чтобы не прерывалась связь с предками, ощущалась ответственность перед потомками. История русского народа описана в произведениях художественной литературы, которыми я воспользуюсь в качестве примеров.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» возвращает нас в далекий 19 век, когда стремящийся к мировому господству французский император Наполеон вторгся на территорию нашей страны. Исход войны определило сражение под Бородино. Старый солдат, вспоминая о тех днях, говорит: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали…». Этими словами он выражает общее настроение, царившее в армии. Солдаты, проникнутые патриотизмом, действительно, рвались в бой. Они не испытывали ненависти к французам. Солдат называет их то «друг», то «брат мусью». Только французская армия пришла на чужую землю и нарушила мирный труд русского народа. Этого им никто прощать не собирался. «Уж постоим мы головою за родину свою», — эти слова мог бы сказать тогда любой человек в России. В день Бородинской битвы люди готовы были умереть, но разбить французскую армию. Они смогли убедить врагов, что у них есть серьезный противник, который больше не намерен уступить ни пяди русской земли. Это пошатнуло уверенность французов в своей победе, и они отступили. В рассказе солдата мы видим его гордость русским войском. Он называет солдат богатырями и очень сожалеет об их гибели. В этом стихотворении ощущается гордость поэта своей страной, героизмом русских солдат, победой на Бородинском поле. В то же время Лермонтов сетует, что его поколение мало похоже на тех богатырей, которые победили Наполеона. Этими чувствами он делится с читателями, чтобы мы ценили их подвиг. Родина есть у каждого человека, ее нужно беречь и защищать от врагов, быть достойным своих предков.
В исторических произведениях мы находим подсказки о том, что происходит в настоящем. Далеко не героическое прошлое предстает перед нами в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор сатирически изображает российскую действительность 20 – 30-х годов 20 века. Современные главы перекликаются с библейскими. В прошлом Булгаков пытается отыскать ответы на вопросы, которые ставит перед людьми настоящее. Главный герой Мастер пишет роман о древней истории, героями которой становятся бродячий философ Иешуа и иудейский прокуратор Понтий Пилат. Толпа выносит Иешуа смертный приговор, Пилат, внутренне не согласный с приговором, вынужден подчиниться. Булгаков не может оставить победу за силами зла. Воланд в романе не столько олицетворяет дьявола, сколько является воплощением противоречивости человеческой натуры. Он говорит о себе, что хочет зла, но совершает благо. Приехав в Москву, он наказывает человеческие пороки: бюрократизм, казнокрадство, жадность, стяжательство, лень, разврат. Все перевернулось с ног на голову в советской России. Финал романа вызывает двойственное ощущение. Мастер обрел покой, он спасен, чего не скажешь о России, которая остается под властью порока. Такую историю также нельзя забывать, чтобы не совершать одних и тех же ошибок.
В истории народа есть и героические, и трагические страницы. О них нужно знать и помнить. Любовь к родине и знание ее истории тесно взаимосвязаны. Невозможно любить родину и не знать историю своего народа. Также нельзя, узнав историю народа, не проникнуться чувством любви к Отечеству.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Забвению не подлежит» повысят шансы на успех при написании итогового сочинения по русскому языку.