Итоговое сочинение: Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?

Итоговое сочинение: Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе? Итоговые сочинения

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?», в которых автор рассматривает проблему с разных позиций.

Вариант 1

Моралью считаются принятые в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле. Общество установило эти правила, чтобы проще было жить. В каждом обществе существует своя мораль. Если люди соблюдают общепринятые нормы, то между ними реже возникают конфликты. В свое время теоретик марксизма В. Ленин утверждал, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Человек социален по своей природе, он не может жить один. А раз так, то он должен думать не только о своих личных интересах, но и об общественных. Именно это и предписывает общественная мораль. Я докажу это примерами их художественных произведений.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» героиня рассказывает легенду о Ларре. Так звали сына орла и простой женщины. От отца ему досталась неимоверная гордыня. Он считал себя первым, главным на земле, остальные люди должны были ему подчиняться и выполнять его желания. Он считал, что имеет право убивать, решать, кому жить, а кому нет. Племя не могло с этим примириться. Они собрались, чтобы решить, что с ним делать. Ему вынесли простое наказание: они отпустили его, чтобы он был свободным. Общество отвергло его, он стал свободным и одиноким. Спустя время такая жизнь стала ему невыносима, он стал мечтать о смерти, но она не приходила. Постепенно он превратился в тень. Автор пытается донести до читателя мысль, что человек должен жить для людей, иначе он превратится в тень. То, что Ларра стал индивидуалистом, вполне объяснимо. Он вырос среди орлов, он не знал законов общества, не был знаком с человеческой моралью. Моральным правилам детей учат с детства. Тех, кто не согласен жить по законам, установленным обществом, люди отвергают или подвергают наказанию.

Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников простой человек, он не является сыном орла. Однако, в его голове созревает идея, которая дает право на убийство. Он так же, как Наполеон, хочет решать судьбы человечества. Герой счел себя вправе лишить жизни людей. Чтобы доказать себе верность своей теории, Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, по его мнению, приносит вред и обладает большими материальными средствами. Он считает, что ее деньги могли бы принести много пользы другим хорошим людям. Вот такая арифметика! Раскольников выступает против общественной морали, которая запрещает убивать себе подобных, порицает воровство. Герой убил еще и старухину сестру, оказавшуюся случайным свидетелем. Порфирий Петрович, главный оппонент Раскольникова, высказал мнение о том, что будет, если все, обыкновенные и необыкновенные, станут таким образом устранять препятствия. Когда герой открывается Соне в совершенном деянии, она ужасается. Соня тоже преступница, но она принесла в жертву свою жизнь ради того, чтобы жили дети ее мачехи. Жертва, которую принес Раскольников на алтарь своей идеи, оказалась бессмысленной. Он выполнил только первую часть своего замысла. Деньги взял, а доброе дело на них не сделал. Мораль, признанная обществом важнее, теорий, созданных отдельными его членами. В своих поступках следует руководствоваться порядками, которые пережили века.

Оба примера объединены темой убийства, которые продиктованы эгоизмом и гордыней. Общество порицает нарушение моральных законов, за многие из них предусмотрены уголовные наказания. Таким образом, люди пытаются оградить себя от убийц, воров, мошенников. Человек либо признает законы общества, в котором живет, либо становится отверженным. Живя в обществе, следует руководствоваться его законами. Это не подлежит сомнению.

Вариант 2

Люди отличаются большим количеством эмоций, желаний, потребностей. Если удовлетворение желаний не ограничивать правилами, то последствия могут быть ужасными как для общества, так и для самого человека. Желая обладать какой-то вещью люди пойдут грабить. Рассердившись на кого-то, станут убивать. Моральные правила помогают человеку избежать поступков, за которые ему потом будет стыдно. Конечно, соблюдают их не все, находятся такие, кто считает себя выше этого, но большинство живет, руководствуясь моралью. Это можно подтвердить примерами из художественной литературы.

О морали, нравственности, вере рассуждает в своих произведениях Ф. М. Достоевский. В романе «Идиот» сталкиваются разные мировоззрения, характеры. Главный герой князь Мышкин ко всему относится с христианским смирением, к чему призывает окружающих. Его никто не слышит и не понимает, окружающие подвержены страстям. Они одержимы желаниями, много думают о себе, их души находятся в постоянном смятении. Герой живет по человеческим законам, в любви к женщине находит блаженство и счастье. Для него важна во всех проявлениях жизни духовная составляющая. Князь желает спасти Настасью Филипповну от позора, он предлагает ей руку и сердце. Женщина же судит себя строго и не может принять предложение Мышкина. Она убеждена, что является самым порочным существом на свете. Его друг Рогожин страстно влюблен в Настасью Филипповну. Он желает, чтобы она любила его, принадлежала ему. Не добившись этого, он убивает ее. Ревность и злоба, с которыми он не смог справиться, подвели его к трагическому финалу. Если бы люди руководствовались моральными принципами, этой трагедии бы не случилось. Тоцкий не соблазнил бы Настасью Филипповну, она бы не мучилась от стыда и не старалась бы унизить себя еще больше, нарушая моральные устои. Рогожин не смог бы поднять нож на человека, если бы руководствовался моралью. Правила человечности нужны для того, чтобы сдерживать негативные проявления в человеке.

Аморальные поступки осуждаются обществом, поэтому люди скрывают их. В этом смысле показательным является рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Главный герой Иван Васильевич, будучи уже пожилым человеком, вспоминает случай из своей молодости, который произвел на него большое впечатление. Он был молод, влюблен в девушку по имени Варенька. Однажды на масленичной неделе он был на балу, где весь вечер не отходил от любимой девушки. В конце вечера она танцевала с отцом, статным красивым военным. Иван Васильевич видел, как отец любит дочь, тратит большие средства, чтобы выводить ее в свет. Через пару часов он увидел полковника на службе. Тот проводил экзекуцию беглого татарина, которого прогоняли сквозь строй. Он бил по лицу солдата, который недостаточно сильно ударил провинившегося. Иван Васильевич не в состоянии был понять, как можно было так любить свою дочь, быть таким милым человеком в светском обществе, и так ненавидеть людей другого социального слоя. Герой решил, что полковник знает что-то такое, чего не дано знать ему. Иван Васильевич не пошел на службу и не женился на Вареньке. Этот пример подтверждает, что двойная мораль нередко имеет место в высшем свете. Она заключается во внешнем соблюдении приличий, внутри же человек склонен не признавать ее. Такие люди, получив власть, становятся страшными, жестокими исполнителями чужой воли. Если бы не нравственные нормы, неизвестно, как вел бы себя этот человек в других местах, если бы он не боялся быть отвергнутым обществом.

Эти примеры позволяют прийти к выводу, что принятие и соблюдение морали в обществе необходимо. Людям нужны сдерживающие факторы, чтобы они не проявляли агрессию.

Дополнительные аргументы

В разделе «Банк аргументов» находится подборка аргументов по направлению «Я и другие». Они станут источником вдохновения, послужат материалом для собственных сочинений.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий