Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?», в которых автор высказывает свой взгляд на проблему с опорой на литературные источники.
Вариант 1
Культура в широком смысле – это совокупность образов, ценностей, идей. У каждого народа складываются свои понятия по разным вопросам бытия. Культурные традиции, представления об устройстве мира, о добре и зле, сущности государства, взаимоотношениях личности и общества складываются в течение многих лет. Я разделяю точку зрения, что элементы культуры передаются из поколения в поколение и остаются в народной памяти. Они сохраняются в произведениях литературы и искусства. Я постараюсь подтвердить эту мысль примерами из художественной литературы.
Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был написан в первой половине 19 века. Автор показывает, чем наполнена жизнь столичного и поместного дворянства, как жил простой народ в начале 19 века. На примере жизни главного героя Пушкин рассказывает, какие нравы были присущи столичному обществу. Мы узнаем о том, как проводили свой день молодые богатые дворяне. Их день, наполненный развлечениями, начинался после обеда и заканчивался глубоко за полночь. Вместе с героем мы попадаем в деревню, видим ограниченность интересов помещиков. Описание семьи Лариных помогает нам представить, чем наполнена жизнь провинциальных девушек. Разговоры о модах, романы о любви, рождественские гадания составляли круг их интересов. Няня рассказывает о своей жизни, которая ничем не отличается от жизней многих других крестьянок. Пушкин коснулся вопросов искусства, быта, мировоззрения, литературных пристрастий, воспитания и образования. Кроме того, в произведении виден взгляд самого автора на все стороны жизни. Он высказывает свое мнение об экономике и торговле. В частности, мы узнаем, что Россия торговала лесом и салом, а вот духи, предметы роскоши и различные безделушки привозили из-за границы. Лирические отступления автора дают представление о его жизни, привычках, мировоззрении. Пушкин отражал свою эпоху и сам был эпохой в литературе. Энциклопедией русской жизни называл роман в стихах В Г. Белинский. С ним невозможно не согласиться.
Не менее информативным для нас является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор описывает ту же эпоху, что мы видим в произведении Пушкина. Говоря о российской культуре, Толстой более подробно остановился на взглядах людей, семейной жизни, воспитании детей. В центре изображения оказываются несколько дворянских семей. Автор противопоставляет семьи Болконских и Ростовых семейству Курагиных. Для первых важнейшими понятиями в жизни были честь, любовь, дружба. Для Курагиных и им подобным на первом месте в жизни стоят власть и деньги. Главные герои Болконский и Безухов проходят непростой путь в поисках смысла жизни и своего места в ней. Болконский связан с реформами Сперанского. Изменения в законодательстве, которые он предлагал, были прогрессивными, но сам государственный деятель был корыстен и фальшив. Мы узнаем о деятельности масонского ордена, куда вступает Пьер, оказавшись на жизненном распутье. Толстой показывает простые взгляды на жизнь, которые проповедует народный философ Платон Каратаев. Ими заинтересовался Пьер Безухов, разочаровавшись в масонстве. Автор показывает отличительные черты эпохи и то вечное, что есть в человеческой жизни. Любовь, дружба, честь, вера в бога – постоянные величины, понятие о которых передается от поколения к поколению. Все остальное наносное, временное.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в культуре человечества существуют постоянные ценности и преходящие явления. Она включает память о традициях, обычаях, мировоззрении, государственном устройстве и духовных ценностях. Культурные основы передаются от поколения к поколению.
Вариант 2
Я согласна с мнением, что культура – это память человечества. Понятие культуры включает в себя все, чем живет человек. Это традиции, обычаи, мировоззрение, общественное устройство, религия, межличностные отношения. У разных народов существует своя культура, опирающаяся на опыт предков. Иногда происходит взаимопроникновение культур. Многие понятия и культурные традиции прошли через века и дошли до нашего времени. Я попытаюсь подтвердить свои мысли примерами из художественных произведений.
Эпоха Петра I вошла в историю России как время кардинальных перемен в жизни российского общества. В романе «Петр Первый» А. Н. Толстой показал, как проходили петровские реформы. Познакомившись с жизнью европейцев, русский царь решил изменить быт и нравы своего народа. Он насильно внедрял европейскую культуру в России. Молодых боярских сыновей он отправлял учиться в Европу, брил боярам бороды, ввел европейскую моду на одежду. Он считал, что Россия сильно отстает в развитии от европейских стран. Целью жизни для него стало поднять уровень российской жизни до европейского. Петр построил Петербург, который не только открывал морской путь в Европу, но и полностью повторял облик европейских городов. В то время он очень отличался от деревянной Москвы, которая сохраняла в себе старинные русские традиции. Несмотря на старания Петра, самобытная русская культура смогла уцелеть. И все же долгое время преклонение перед всем иностранным жило в народе. Я считаю, что у других народов можно перенимать какие-то достижения, но полностью отказываться от своей культуры нельзя. Люди должны помнить о своих корнях и беречь память о них.
Правление Петра внесло большие изменения в жизнь российского общества. Спустя много лет преклонение перед всем заграничным соседствовало с невежеством в России. Это подтверждает комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В произведении мы видим московское общество начала 19 века. Из монологов Чацкого и Фамусова мы узнаем о нравах, мировоззрении, порядках и традициях России начала века. Фамусов государственный человек, он служит в департаменте. Его неделя занята важными делами. Он должен быть на крестинах, на похоронах, кто-то пригласил его поесть форели. Делам государственным в этом графике места нет. Павел Афанасьевич считает учебу в университете вредным занятием, книги, по его мнению, нужно сжечь. Взгляды Чацкого противоположны мнению Фамусова. Он ратует за просвещение, за то, чтобы служить «делу, а не лицам». Через полвека после правления Петра Первого богатые люди стали лучше знать французский язык, чем русский. Они во всем стали равняться на иностранцев. Об этом говорит Чацкий в монологе «Французик из Бордо». И в наше время многие с завистью посматривают на заграницу, не понимая того, что культура страны зависит от ее жителей. Люди сами формируют культуру своего народа. Участвуя в этом процессе, нужно брать лучшее от предыдущих поколений, отторгая то, что противоречит здоровым стремлениям человека.
Подводя итог, можно сказать, что общение людей приводит к взаимопроникновению культур. Приобщаясь к чужим нравам, обычаям, традициям, моде, не следует забывать о тех, которые бытуют на родине. Культура хранит память о предыдущих поколениях, о корнях нации. Отказываясь от своей культуры, человек забывает о своем происхождении, о предках. Он нарушает ход истории, связь поколений. Нужно беречь культуру своего народа, потому что без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Только в их единстве возможно существование полноценного, цивилизованного общества.
Дополнительные аргументы
В работе можно использовать дополнительные аргументы по направлению «Забвению не подлежит», опубликованные в разделе «Банк аргументов». Они помогут написать собственное сочинение и аргументировать свое мнение.