Итоговое сочинение: Жизнь мертвых продолжается в памяти живых

Итоговое сочинение: Жизнь мертвых продолжается в памяти живых Итоговые сочинения

Уважаемые выпускники! Предлагаем вам познакомиться с несколькими вариантами итоговых сочинений на тему «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых», подтверждающих это суждение примерами из художественных произведений.

Вариант 1

Смерть завершает земной путь. Люди умирают – это закон жизни. После них остаются жить их дела, воспоминания о них. Фотографии, написанные ими книги, построенные дома, совершенные подвиги постоянно напоминают о них. Это словно продляет земное существование. Пока память об умерших людях бережно хранится живыми, они незримо присутствуют среди нас. Этому вопросу посвящено не одно художественное произведение.

Война унесла много жизней. Она отняла отцов у детей, мужей у жен. Матери не дождались с фронта своих сыновей. Память о них была самым дорогим, что у них было в жизни. Об этом рассказывает Б. Васильев в произведении «Экспонат № …». В 1941 году Анна Федотовна проводила на фронт единственного сына Игоря. Он успел написать ей только одно письмо и погиб. О его гибели ей написал сержант Переплетчиков, который знал Игорька. Анна Федотовна хранила письма сына и его друга. Она сняла с них копии и каждый вечер перечитывала их. Это было для нее священным ритуалом, связывающим с сыном. Ничто не могло его нарушить. Когда женщина ослепла, ей читали письма ее близкие. Васильев показывает, как люди сочувствовали героине, уважали ее горе и память о сыне. Жизнь менялась вокруг Анны Федотовны, она старела, разъезжались соседи по коммуналке. Только письма с фронта оставались неизменными. Читая их, мать словно слышала голос сына. В эти минуты он был для нее живым. Она снова возвращалась в тот далекий сорок первый год и вспоминала, как, уходя, сын сказал ей: «Я вернусь, мама». В памяти матери сын оставался живым долгие годы после смерти. Он жил в ее воспоминаниях, пока жила она. Люди, оставшиеся в живых, несут большую ответственность перед погибшими. Они дают им вторую жизнь в своих воспоминаниях.

Так же хранит память о своей героически погибшей дочери героиня рассказа А. Алексина «Сигнальщики и горнисты». Таня Ткачук была первой красавицей в классе. Ей было всего семнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Она не была на фронте, не уничтожала врага, но и в тылу находилось место для подвига. Ребята, живущие в одном доме, договорились дежурить на крыше, чтобы сбрасывать зажигалки, от которых мог сгореть дом. Таня пошла дежурить в дождь не в свою очередь и сорвалась с крыши. Надежда Емельяновна, мать Тани, до конца дней своих корила себя, что отпустила ее в этот вечер. Она хранила все письма и записки, которые писали ее дочери мальчики, влюбленные в нее. Погибли и те ребята, чьи записки перечитывала Надежда Емельяновна. Не забывала их классный руководитель Екатерина Ильинична. Композиция произведения позволяет узнавать о ребятах постепенно от разных людей, и каждый из них добавляет что-то свое к характеристике героев. Объединяет их воспоминания то, что это были очень хорошие люди. В их лице родина потеряла академиков, художников и просто хороших людей. Племянник одного из ребят Петя Перов, узнав историю их жизни и смерти, увековечил память погибших на мемориальной доске. Он сделал ее своими руками и повесил в подъезде. После смерти человека всегда остаются те, для кого важна память о погибших, кто хранит память о них. Их память воскрешает в памяти ушедших из жизни людей.

Героини этих произведений потеряли своих детей во время войны. Утешением им может служить только то, что их дети погибли, совершая подвиг. Они отдали свои юные жизни, чтобы могли жить другие люди. Память о них всегда будет жить в сердцах людей, которые их знали при жизни. Они всегда будут жить в воспоминаниях живущих, приходить в их сны. Жизнь человека заканчивается только тогда, когда о нем перестают помнить. Верно сказал древний философ: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых».

Вариант 2

Люди, приходящие в этот мир, словно падающая с неба звезда, оставляют след. Он остается в сердцах близких. Люди продолжают земное существование, благодаря тому, что их родные, друзья, коллеги помнят о них. Им кажется, что они просто уехали в другой город. Часто оставшиеся в живых разговаривают с умершими, советуются с ними по важным вопросам, делятся своими радостями и горестями. Живых не оставляет острое чувство вины за то, что они что-то недосказали, о чем-то недоговорили, не были достаточно добры к тем, кто ушел. Мертвые продолжают жить в памяти живых такими, как их помнят люди. Я попытаюсь подтвердить это примерами из художественных произведений.

Обычно родители уходят в мир иной раньше своих детей. Иногда это происходит тогда, когда дети совсем маленькие. Тогда они очень тяжело переживают утрату. У героя автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николеньки Иртеньева мама умерла, когда он более всего нуждался в ней. Мальчику тогда было всего десять лет. Матушка осталась жить в его воспоминаниях. Он помнил ее ласковый голос, нежный взгляд, надежные руки. В ее глазах светились любовь и доброта. Она представлялась ему светлым ангелом. Ее улыбка обладала какой-то сверхъестественной силой. Герой считает, что ее улыбка могла бы его вовсе избавить от жизненных горестей. Она очень его любила, называла ласковыми словами, обнимала. Автор подчеркивает, что матери хотелось оставить добрую память в душах своих детей. Ей это удалось. О времени, проведенном с ней, герой вспоминает как о самых лучших днях в своей жизни. Она просила сына любить ее даже тогда, когда ее не будет в живых. Николенька свои поступки, мысли, всю свою жизнь сверяет со светлым образом матери. Память о дорогом человеке с годами не ослабевают в его душе, материнская улыбка освещает жизненный путь героя. Воспоминания о матери самые светлые из всех в жизни большинства людей. Они соединяются с воспоминаниями о беззаботной поре детства.

Тяжело навсегда расставаться с родителями. Еще тяжелее хоронить своих детей. Повесть А. Лиханова «Высшая мера» рассказывает о смерти подростка. Внук главной героини Софьи Сергеевны разбился на мотоцикле, который ему подарила мать на день рождения. Автор заставляет героиню вспомнить всю свою жизнь, чтобы понять, как случилось такое несчастье в семье. Память возвращает ее в дни молодости, когда она стала матерью двум своим племянникам Саше и Але. Их мать, сестра Софьи Сергеевны, погибла молодой от горя после смерти мужа. Софья Сергеевна уехала в другой город, пытаясь увезти детей от соседских сплетен. Она узаконила свое материнское право. Сын вырос, женился, с невесткой отношения не складывались. Примирило их рождение внука Игорька, в котором бабушка души не чаяла. Материальный достаток в семье сына был на первом месте. У Софьи Сергеевны сложилось мнение, что и внука невестка родила из соображений выгоды. Уехав в Москву, Саша с Ириной разошлись, оставив Игорька одного в квартире. Сердце Софьи Сергеевны разрывалось от отчаяния, но она не могла переехать к внуку. Дома ее держала больная дочь. Перебирая в памяти все прожитые дни, героиня пришла к заключению, что человек умирает, если он никому не нужен. Она мучается оттого, что не смогла помочь сестре и внуку. Софья Сергеевна не может представить, как теперь жить без них. Игорь и Женечка остались теперь только в ее воспоминаниях. Люди, уходя из жизни, оставляют в душах близких не только грустные и светлые воспоминания, боль, но и ощущение вины. Живые винят себя за то, что не смогли уберечь дорогих людей.

Эти примеры убеждают в том, что живые свято берегут память о дорогих людях в своих сердцах. Человек продолжает свое существование после физической смерти. Он дарит тепло родным и после смерти, приходя в их воспоминания. В то же время душа рвется на части от того, что нет его рядом. Мнение о том, что мертвые живут в памяти живых, абсолютно справедливо.

Дополнительные аргументы

В работе можно использовать и другие аргументы по направлению «Забвению не подлежит», которые помогут аргументировать свое мнение.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий