Сочинение: Что такое толерантность?

Сочинение: Что такое толерантность? Итоговые сочинения

Тема итогового сочинения «Что такое толерантность?» остаётся актуальной во все времена. Именно поэтому в художественной литературе можно отыскать множество примеров толерантного отношения к другим людям или же наоборот – полнейшей нетерпимости по отношению к чужим отличиям. В данной работе представлено два варианта сочинения, в каждом из которых приведены литературные аргументы для подтверждения собственной точки зрения.

Вариант 1

Для того чтобы ответить на вопрос «Что такое толерантность», нужно вначале разобраться в самом этом понятии. Толерантность – это терпимость и уважение по отношению к чужой культуре, поведению и этнической принадлежности. Толерантные люди принимают чужие ценности и идеалы, они почтительно относятся к иному мировоззрению. Таким, например, был мальчик Вася из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Несмотря на то, что отец главного героя занимал высокое положение в обществе, он смог подружиться с детьми, которые были выходцами из самого низкого сословия. Вася сумел понять и принять чужой образ жизни, он прочувствовал всю боль и лишения, через которые приходится пройти обездоленным людям.

В его городе называли «дурным обществом» тех, у кого не было собственного дома. Им приходилось жить в заброшенном подземелье, находившемся возле старой часовни. Здесь Вася познакомился с Валеком и Марусей. Он нашёл в них тех друзей, которых ему так не хватало. Общаясь с этими детьми, главный герой понял, насколько трудна и безрадостна жизнь людей из подземелья. Но они не были плохими, вопреки распространённому мнению, большинство из них было гораздо порядочнее других горожан. Больше всего мальчика впечатлило то, что Валек был вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою голодную младшую сестрёнку. Вася никогда до этого не задумывался о ценности сытой жизни, он привык, что это само собой разумеющийся факт.

Видя, как трудно живётся новым друзьям, главный герой старался помочь им, чем мог. Он поддерживал их, играл с ними, приносил из дома продукты. Он был уверен в том, что все испытания посланы несправедливо таким хорошим людям. Но не только Вася помогал дурному обществу, он тоже смог у них многому научиться. В мире обездоленных хватало места любви и заботе, Тыбурций всеми силами пытался подарить радость своим детям, делал всё возможное ради их благополучия. Мальчику было очень горько осознавать то, что в его жизни нет и малой доли такого родительского внимания.

Осенью Маруся сильно заболела, и Вася, чтобы поднять ей настроение, принёс куклу, которую подарила его мама перед своей смертью младшей сестрёнке. Отец мальчика не понял мотивов его поступка и запретил ему всяческое общение с представителями дурного общества. Однако Вася не смог перестать волноваться за их судьбу, поэтому сбежал из дома. К сожалению, он не смог помочь ничем Марусе, она всё равно умерла. Эта потеря оставила неизгладимый след в душе главного героя. Его отец был поражён, когда узнал, для чего нужна была Васе кукла, и какая трагическая участь постигла его новых друзей. Получилось так, что люди, которых судья раньше и за людей не считал, научили его, как нужно любить и заботиться о своих детях. Можно с уверенностью сказать, что опыт, который получил главный герой рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья» повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Все произошедшие события сделали Васю мужественнее, добрее и терпимее к чужим недостаткам. 

А главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров наоборот не признавал никакого инакомыслия. Он считал своё мнение единственно правильным и не хотел мириться с чужими недостатками. Людей с другими приоритетами в жизни он считал недостойными уважения.

Именно толерантности не хватало ему и Павлу Петровичу Кирсанову. Автор на протяжении всего романа сталкивает их мировоззрения, которые становятся причиной многочисленных споров. Эти словесные столкновения оканчиваются дуэлью, так как ни одна из сторон не желает прислушаться к другой точке зрения. А ведь отсутствие понимания и терпимости к иному образу жизни приводит не только к семейным разногласиям, но и к мировым революциям. Поэтому И.С. Тургенев хотел показать, к чему приводит судьба таких людей: Евгений Базаров погибает, а Павел Петрович Кирсанов продолжает жить безрадостной жизнью одинокого человека.  

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что толерантность – это очень важная человеческая способность без агрессии воспринимать чужие мысли и привычки. Каждый человек имеет право на свой образ жизни и окружающие должны с уважением принимать его, если это не нарушает права и свободу других людей. К сожалению, проблема толерантного отношения актуальна и в современном мире. Люди забывают о том, что хотя мы все и живём в одном обществе, в то же время мы все разные, со своими взглядами и привычками, традициями и жизненными ценностями.

Вариант 2

Толерантность обозначает терпимое отношение к тому, что не соответствует представлениям человека о правильном образе жизни и мировоззрении. Это возможность для некоторых людей стать равными другим членам общества. Иное мышление не должно восприниматься враждебно, ведь все люди индивидуальны. Нынешние проблемы толерантности мало, чем отличаются от тех, которые были описаны писателями предыдущих столетий.

Так Л.Н. Толстой в своём рассказе «Кавказский пленник» пытался донести мысль о том, что не существует плохих или хороших народов, всё зависит от самого человека. Понимание и взаимовыручка в отношениях между Диной и Жилиным доказывают, что вне зависимости от разных национальностей, устоев и традиций, люди могут мирно сосуществовать, не причиняя друг другу боли. Жилин радушно относился к девочке, мастерил ей игрушки, несмотря на то, что она была дочерью человека, который держал его в плену. А Дина, в свою очередь, хотела отблагодарить доброго русского офицера и вначале просто подкармливала его, а впоследствии помогла сбежать. Возможно, их искренняя дружба стала возможной только потому, что Дина была ребёнком. Взрослым труднее принять непривычное мировоззрение, поэтому они остро реагируют на национальные различия.

Другим произведением, в котором освещается проблема интернационализма и отсутствия толерантности является рассказ К.М. Станюковича «Максимка». Главный герой произведения – темнокожий мальчик лет десяти-одиннадцати. Арапчонок был куплен капитаном американского корабля «Бетси» в Мозамбике еще до описываемых событий. Он стал слугой капитана и тот издевался над ним, как мог. Однажды судно потерпело крушение, и мальчик находился в открытом море на протяжении двух дней. Спасение пришло от проплывающего мимо русского военного корабля «Забияка».

Арапчонок был назван Максимкой, так как его спасли в день святого угодника Максима. Его приняли с полным радушием, сразу же накормили и одели, а после показали судно. Отныне судьба мальчика в корень изменилась, так как матросы прониклись тёплыми чувствами к нему и по-своему заботились. Они пытались научить Максимку своему ремеслу, а он их развлекал песнями и танцами. К концу плаванья всем стало тоскливо от предстоящего расставания с маленьким арапчонком, но капитан разрешил ему остаться на корабле. Мальчику дали фамилию в честь названия клипера, теперь он был Максимкой Забиякиным. Спустя три года плаваний, корабль прибыл в Кронштадт. Капитан посодействовал поступлению главного героя в школу фельдшеров, а вышедший в отставку матрос Лучкин остался рядом со своим любимцем и осел в городе.

Я считаю, что необходимо с пониманием относиться к тому, что все представители общества не могут придерживаться одних и тех же взглядов. Нужно уважать чужое мнение, и мириться с чужими недостатками. Мы не вправе критиковать людей просто за то, что они поступают не так, как мы.

Дополнительные аргументы

С другими аргументами по направлению «Я и другие» вы сможете ознакомиться в разделе нашего сайта «Банк аргументов». 

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 7 оценок, среднее 2.57 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий