В данной работе представлены два возможных варианта итогового сочинения на тему: «Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?». Для раскрытия темы мы использовали аргументы из четырёх произведений отечественных писателей, потому как ученикам необходимо подтверждать свои рассуждения примерами из художественной литературы.
Вариант 1
Взаимодействие людей невозможно без понимания, поэтому у любого здравомыслящего человека возникает вопрос «Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать окружающих?». Чтобы понимать других людей, прежде всего, необходимо избавиться от эгоизма и корыстного мировоззрения. Каждый человек является значимой частью общества, поэтому ко всем нужно относиться так же, как к себе самому. С пониманием связаны понятия сочувствия, милосердия, отзывчивости и сострадания. Если человек способен на сопереживание, ему будет легче понять других людей.
Проблема взаимопонимания между людьми поднимается во многих произведениях отечественной литературы, например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин осознанно не хочет понимать окружающих, его ничего не смущает и никто не останавливает в достижении собственных целей. Любым способом он старается развлечь себя, даже если ценой чьей-то сломанной судьбы.
Главный герой всячески старается продемонстрировать окружающим свою самодостаточность, он пытается показать, что ему никто не нужен. Но на самом деле он очень одинок и виной этому одиночеству является эгоизм, и нежелание понимать других людей. Печорину было проще закрыться в себе, чем попытаться найти пути изменения в лучшую сторону. Он сознательно отказался от дружбы и любви, жил только лишь в своё удовольствие. Таким сделало его общество, однако на несчастье обрёк себя главный герой самостоятельно. Но не все персонажи такие, многие стараются измениться ради взаимопонимания и гармонии в отношениях с окружающими.
В пример человеку, старающемуся изменить себя, для того чтобы лучше понимать других людей, можно привести одного из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова. Его повышение по социальной лестнице произошло достаточно поздно, уже во вполне осознанном возрасте, поэтому он оказался не испорченным общественными условностями и предрассудками. Постепенно Пьер начал понимать законы, по которым жил светский мир и после полного осознания разочаровался в этом обществе. Ему представилась бессмысленной подобная жизнь, он не знал что нужно изменить в себе, чтобы понять порядок вещей и других людей. После присоединения к масонам графу показалось, что он нашёл нужные ответы, но со временем и это принесло герою неудовлетворённость.
Решающим моментом в жизни Пьера Безухова стало Бородинское сражение. Желая понять свой родной народ и разделить его судьбу, граф принял участие в битве. Именно там он понял солдат, увидел их настоящую сущность. Истина Пьера заключалась в том, что овладеть всем может только тот, кто не боится смерти. Поэтому именно эти простые люди живут полной жизнью, не растрачивая драгоценное время на бесполезные страхи. Окончательное душевное совершенствование героя произошло в семейной жизни с Наташей Ростовой. Спустя семь лет брака Пьер чувствует себя полностью счастливым и понимающим не только окружающих людей, но и самого себя.
Я считаю, что для лучшего понимания окружающих людей нужно, прежде всего, стать человечным, добрым и совестливым. Необходимо уважительно относиться к чужой точке зрения и интересам. Проявление заботы и внимания является лучшим залогом взаимопонимания между людьми.
Вариант 2
Без понимания невозможны любые человеческие взаимоотношения. Поэтому возникает вопрос: «Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?». Мне кажется, что, прежде всего, людям необходимо научиться уважать чужую точку зрения. Наше мнение не всегда оказывается верным и в поисках истины, следует прислушиваться к тем, кто находится рядом. Даже не найдя ответов на все вопросы, мы сможем получить необходимое направление и ориентиры в жизни. Ведь путь к пониманию окружающих начинается с самого себя, с осознания собственного предназначения. Однако бывает так, что, пытаясь разобраться в себе, человек наоборот перестаёт понимать окружающих, потому что их поступки и размышления кажутся ему дикими и неприемлемыми. К примеру, так произошло с главным героем трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».
До определённого времени, жизнь Гамлета была безмятежной и спокойной. У него было всё необходимое для счастья: заботливая семья, верные друзья, любимая девушка. Принц датский занимался изучением наук, посещал театры, увлекался поэзией. Он готовился к ответственному будущему, ему предстояло стать королём и мудро править своим народом. Внезапно, безоблачной жизни пришёл конец: отец неожиданно скончался, а мать, недолго скорбя, вышла замуж за брата своего покойного мужа и разделила с ним трон.
Повстречав в замке призрака, Гамлет узнал настоящую причину смерти своего отца, и это известие потрясло его до глубины души. Он не мог понять, как можно убить своего брата из-за короны, как можно пролить родную кровь ради власти. С этого момента мировоззрение главного героя полностью изменилось, он стал думать об истинных ценностях в жизни, о предназначении человека и расплате за совершённые грехи. Предательство близких людей заставляет Гамлета перестать верить всем окружающим. Он искренне любил Офелию, но пример матери показал ему, на что способны женщины.
Главный герой одинок в своей борьбе за справедливость, он отказывается понимать этот жестокий мир. Потрясения, пережитые принцем датским, пошатнули его веру в человечество. Пытаясь, найти ответы на волнующие его вопросы, Гамлет всё больше и больше разочаровывается. Его жизнь уже никогда не станет прежней, трагедия неизбежна.
Но не всех людей волнует, как изменить себя самого, чтобы лучше понять окружающих. К примеру, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» не хотел ничего менять в себе, поэтому придумал теорию, согласно которой относился к числу «право имеющим». Их образ мышления был ясен Раскольникову, а остальных он за людей не считал, поэтому и понимать их не было необходимости, по его мнению.
Родион изначально искренне переживал за униженных и оскорбленных, а его идея возникла под влиянием социальной несправедливости и безысходности. Но в ходе развития событий, он разделяет людей на два типа: одним позволено все, а другие рождены, для того чтобы им подчиняться. И в это время, он уже не хочет понимать обездоленных, их судьба слишком мало значит для высших целей. Имеют значение лишь люди, относящиеся к первому типу и главному герою важно понять только одно: относится он к ним или нет.
Исходя из всего вышесказанного, следует, что понять человека и его чувства можно только научившись ставить себя на его место. Развивая в себе такие качества как участливость, сопереживание и терпение, мы становимся ближе к окружающим нас людям. Они чувствуют, что их способны понять, поэтому открываются и идут навстречу. Так и образуются крепкие доверительные взаимоотношения, длиной в целую жизнь. А замкнувшись в себе или считая себя лучше других, мы строим непреодолимую стену непонимания между нами и близкими.
Вариант 3
Каждый человек – яркая, уникальная личность, обладающая своими, только ему присущими качествами характера. Порой не у всех получается жить в мире с другими людьми, поэтому возникают конфликты, появляется непонимание. Многие мастера слова, затрагивая эту проблему, утверждают, что для мира и согласия человеку нужно меняться. Так с чего же нужно начать изменения в себе для лучшего понимания других? Для ответа обратимся к мудрым книгам.
Читая рассказ «Грамматика любви» И.А. Бунина невольно задумываешься над тем, насколько окружающие не понимали главного героя произведения – Хвощинского, помещика, который после смерти любимой забыл о свете, заперся в ее комнате, будто в монастырской келье, и провел там всю свою жизнь. Молодой барин променял все блага жизни на любовь простой горничной. Они не могли связать свои жизни вместе, а после трагической гибели возлюбленной Хвощинский стал затворником. Во всей округе он прослыл странным человеком, «чудаком», чей поступок все осуждали и не понимали. Люди не знали, как объяснить тот факт, что молодой барин, которому пророчили блестящую карьеру и счастливое будущее, отказался от всего этого, сделавшись затворником по доброй воле. Никто не мог понять, как можно провести безвылазно столько лет в комнате возлюбленной, не интересуясь жизнью вокруг. Я считаю, что все эти люди не пытались вникнуть в положение героя, не пробовали понять, какой пожар любви горит в его сердце. Любовь к простой горничной была тем чувством, которым Бог одаривает человека раз в несколько десятилетий, и герой один из немногих, кто понял эту истину.
Еще одной причиной непонимания является эгоизм, излишняя гордыня. Она встает между людьми, как высокая и крепкая стена, через которую невозможно докричаться до других и понять их. Глубокое непонимание возникает между героями в рассказе «Старуха Изергиль» Максима Горького. Ларра – молодой человек, сын гордого орла и простой девушки, которую когда-то царь птиц украл из племени людей и женился на ней. После его смерти девушка вернулась к родным и привела с собой сына. Его звали Ларра. Он был молод, красив и силен, но имелся у него один изъян, который отталкивал от него всех людей. Это его эгоизм. Он не принимал законы племени, не слушался старейшин, а желал жить по своим правилам, так, как хотелось ему. Однажды он убил девушку, которая осмелилась его оттолкнуть, поэтому юношу изгнали из племени. Гордыня и эгоизм довели его до одиночества. А если бы он, придя в племя, научился жить по его законам, искоренил бы свой эгоизм, то тогда жизнь его была бы совершенно другой. Тогда он смог бы стать полноправным членом общества, который понимает других и которого тоже понимают. По мнению Максима Горького, чтобы достичь взаимопонимания, нужно избавиться от эгоизма. В завершение хочется сказать, что для того, чтобы жить в мире, согласии и понимании с другими людьми, нужно искоренить те отрицательные качества характера, которые мешают наладить отношения с людьми, а также научиться иногда смотреть на предметы, действия или явления глазами других людей.
Вариант 4
За многовековую историю человек так и не научился жить без конфликтов. Они вспыхивают то здесь, то там оттого, что люди не всегда понимают друг друга. Время, справедливый судья, не раз доказывало, что для предотвращения конфликтов нужны изменения, и прежде всего в самом человеке. Что же нужно изменить в себе, чтобы лучше понимать других? Этот вопрос не раз поднимали авторы многих литературных произведений, к чьим бессмертным творениям мы обратимся.
Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» привлекает внимание и детей, и взрослых. Автор повествует о простых деревенских жителях и конфликтах, которые возникают иногда между героями. Одним из центральных персонажей рассказа является Екатерина Петровна, бабушка рассказчика. Она женщина трудолюбивая, мудрая, добрая. В ее руках спорилась любая работа, она не боялась трудностей. Своего внука, которого воспитывала после трагической гибели дочери Лиды, она желает вырастить настоящим человеком, а не лоботрясом. Несмотря на строгий внешний вид у женщины доброе, умеющее прощать сердце. Она хорошая хозяйка, экономная, бережливая, чистоплотная. А в соседях у нее живет семья Левонтия. Когда-то глава семейства служил моряком, но с тех пор прошли уже годы, а он все еще вспоминает о прошлой жизни, пропивает свою зарплату, обижает детей, которые из-за неумения родителей экономить вынуждены питаться дарами природы: ягодами, грибами, рыбой. Левонтий и его жена ленивые, беспечные люди. Они живут, словно в розовых очках, е способны задуматься о завтрашнем дне и будущем своих детей.
В.М. Шукшин в рассказе «Критики» показывает отношения отцов и детей, вечный спор поколений, когда ценности одних не привлекательны для других. Главный герой произведения – семидесятитрехлетний глуховатый старик. Вместе с внуком Петькой они любили ходить в кино, а потом критиковали все, что видели на экране. Из-за этого домашние называли их критиками. Но однажды к ним в гости приехала тетя мальчика со своим городским мужем. Они смотрели телевизор, который дедушка не любил, сравнивая просмотр передач по телевизору с подсматриванием в замочную скважину.
Дополнительные аргументы
При подготовке к итоговому сочинению вам также понадобятся и другие аргументы из раздела нашего сайта Банк аргументов. Все предоставленные примеры тщательно подобраны нашей командой и оформлены в наиболее удобной форме.