Сочинение: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Сочинение: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Итоговые сочинения

Готовый вариант итогового сочинения «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими» наглядно покажет, какие пути раскрытия темы можно выбрать ученикам выпускных классов. В данной работе рассуждение построено при помощи привлечения для аргументации двух произведений отечественной литературы. Таким образом, автор может показать свой уровень осмысления литературного материала.

Вариант 1

По своей природе все люди равны, но у многих появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же может привести подобное желание? Мне кажется, что человек, который считает себя лучше остальных в итоге остаётся несчастным. Если у него не получается достигнуть поставленной цели – жизнь превращается в вечную гонку, в которой нет времени для радости и счастья, а если цель всё же становится достигнутой – жизнь теряет смысл.

Данная проблема полностью раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников глубоко переживал социальную несправедливость и испытывал боль за других людей. Именно это стало причиной возникновения его теории, согласно которой все люди делились на два разряда: те, кто покорно подчинялся установленному порядку и те, кто имел право нарушать любые нормы, даже совершать преступления. Себя Раскольников относил ко второму типу, т.е. старался возвыситься над остальными людьми. Убийство старухи-процентщицы он расценивает всего лишь как проверку правильности своей теории. Главный герой просто хотел узнать, способен ли он на нарушение нравственных законов, дозволено ли ему безнаказанно забрать чужую жизнь. Он даже нашёл себе оправдание, ведь преступление совершено с благородным умыслом, оно, по его мнению, поможет сотням обездоленных.

Убийство является следствием теории Раскольникова, возникшей под влиянием жизненных обстоятельств. Судьба Сони, её семьи и позор родной сестры становятся последней каплей в бушующем море переживаний Родиона. Он не хочет верить в то, что обречён на безысходность, как и все бедные люди. По его мнению, сверхлюди, к которым он относил себя, находятся выше всех сформировавшихся устоев, для них не существует нравственных преград. Порядки созданы для представителей второго сорта, которые рождены, чтобы терпеть и подчиняться. Однако совершённое преступление не принесло удовольствия главному герою, он не учёл сопротивление человеческой натуры и душевные муки. На примере Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал, к чему приводит губительное стремление возвыситься над окружающими.

Другим ярким примером чувством собственного превосходства над остальными людьми является Ларра из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Герой этой легенды был сыном простой женщины и орла. Он лишь внешне был похож на человека, а в остальном представлял воплощение бездуховности. Только себя он считал совершенством, поэтому не ценил жизнь других и считал, что имеет полное право отнять её по собственному желанию. В итоге себялюбие лишило Ларру человеческой судьбы, обрёкши его на вечное одиночество. Всё, что осталось от гордого сына орла – это тень и имя Отверженный. Тщеславие Ларры перешло все границы, перешло в крайнюю степень эгоизма, которая сделала его сосуществование с обществом невозможным.

Оценив два приведённых примера из художественной литературы, можно прийти к выводу, что стремление возвыситься над окружающими не делает человека счастливым. К сожалению, это осознание к людям приходит слишком поздно, когда дороги назад уже нет. Нужно помнить о том, что все люди равны и имеют одинаковые права, нельзя считать себя более достойным и позволять себе делать больно другим членам общества.   

Дополнительные аргументы

С другими аргументами по направлению «Я и другие» вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий