Сочинение: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Сочинение: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Итоговые сочинения

Представленные варианты итогового сочинения «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими» наглядно покажут, какие пути раскрытия темы можно выбрать ученикам выпускных классов. В данных работах рассуждение построено при помощи привлечения для аргументации двух произведений отечественной литературы. Таким образом, автор может показать свой уровень осмысления литературного материала.

Вариант 1

По своей природе все люди равны, но у многих появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же может привести подобное желание? Мне кажется, что человек, который считает себя лучше остальных в итоге остаётся несчастным. Если у него не получается достигнуть поставленной цели – жизнь превращается в вечную гонку, в которой нет времени для радости и счастья, а если цель всё же становится достигнутой – жизнь теряет смысл.

Данная проблема полностью раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников глубоко переживал социальную несправедливость и испытывал боль за других людей. Именно это стало причиной возникновения его теории, согласно которой все люди делились на два разряда: те, кто покорно подчинялся установленному порядку и те, кто имел право нарушать любые нормы, даже совершать преступления. Себя Раскольников относил ко второму типу, т.е. старался возвыситься над остальными людьми. Убийство старухи-процентщицы он расценивает всего лишь как проверку правильности своей теории. Главный герой просто хотел узнать, способен ли он на нарушение нравственных законов, дозволено ли ему безнаказанно забрать чужую жизнь. Он даже нашёл себе оправдание, ведь преступление совершено с благородным умыслом, оно, по его мнению, поможет сотням обездоленных.

Убийство является следствием теории Раскольникова, возникшей под влиянием жизненных обстоятельств. Судьба Сони, её семьи и позор родной сестры становятся последней каплей в бушующем море переживаний Родиона. Он не хочет верить в то, что обречён на безысходность, как и все бедные люди. По его мнению, сверхлюди, к которым он относил себя, находятся выше всех сформировавшихся устоев, для них не существует нравственных преград. Порядки созданы для представителей второго сорта, которые рождены, чтобы терпеть и подчиняться. Однако совершённое преступление не принесло удовольствия главному герою, он не учёл сопротивление человеческой натуры и душевные муки. На примере Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал, к чему приводит губительное стремление возвыситься над окружающими.

Другим ярким примером чувством собственного превосходства над остальными людьми является Ларра из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Герой этой легенды был сыном простой женщины и орла. Он лишь внешне был похож на человека, а в остальном представлял воплощение бездуховности. Только себя он считал совершенством, поэтому не ценил жизнь других и считал, что имеет полное право отнять её по собственному желанию. В итоге себялюбие лишило Ларру человеческой судьбы, обрёкши его на вечное одиночество. Всё, что осталось от гордого сына орла – это тень и имя Отверженный. Тщеславие Ларры перешло все границы, перешло в крайнюю степень эгоизма, которая сделала его сосуществование с обществом невозможным.

Оценив два приведённых примера из художественной литературы, можно прийти к выводу, что стремление возвыситься над окружающими не делает человека счастливым. К сожалению, это осознание к людям приходит слишком поздно, когда дороги назад уже нет. Нужно помнить о том, что все люди равны и имеют одинаковые права, нельзя считать себя более достойным и позволять себе делать больно другим членам общества.   

Вариант 2

Все люди равны. Не зря чувство собственного превосходства считается грехом во всех религиях. Однако не каждый помнит об этом, начинает считать себя лучше других. А в результате появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же это может привести? В поисках ответа на этот вопрос, хотелось бы обратиться к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Главный герой романа считал себя лучше других, он ни во что не ставил чужую жизнь и с лёгкостью рушил судьбы. В своём дневнике он признался, что относится к радостям и страданиям других людей, как к пище, которая поддерживает его жизненные силы. Появляясь в жизни окружающих, Печорин думает только о себе. Такое чувство, что он испытывает судьбу, проверяя рамки дозволенного. Он говорил, что давно думает головой, а не сердцем. Получается, что все его ужасные поступки совершены обдуманно, умышленно. Их нельзя списать на чувственный порыв или вспышку ненависти, и это делает главного героя ещё более бездушным.

Печорин стал таким не по своей воле: его искренность и открытость были встречены враждебно, общество заставило юношу стать злым и закрытым. Но это не оправдывает его чувство собственного превосходства над остальными. Разве можно грубо вмешиваться в чужую жизнь, только потому, что считаешь себя лучше других? Разумеется, нет. Поэтому М.Ю. Лермонтов делает своего персонажа «лишним» человеком, которому нет в этом мире места. Печорин обречён на одиночество, ему не суждено познать вкус жизни. Судьба уже и так наказала его, подвергнув вечной скуке и разочарованию. В жизни главного героя не было никакого смысла, он не смог реализовать себя, потому что не соответствовал своему времени.

Другим примером человека, считающего себя лучше остальных, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров – необыкновенная личность. Он человек дела, а не слова. Евгений действительно верит в свои идеалы и правоту собственных убеждений, он искренне ненавидит всех аристократов и резко негативно выступает против дворянских устоев. Его можно было бы отнести к великим борцам за благо народа, если бы не излишняя категоричности и чрезмерная увлечённость философией нигилизма.

Базаров упростил сложный духовный мир человека до физиологических процессов, он отрицал не только сословные разделения, а и чувства, искусство, веру. Главный герой признавал только то, что можно потрогать, то, что приносит реальную пользу. Всё остальное было придумано для того, чтобы запутать человека, сбить с истинного пути. По его мнению, во всём этом виновато само общество: те, кто навязывает свои мысли, и те, кто беспрекословно подчиняется мнению окружающих. Однако Базаров, мечтая стать народным героем, сам не замечает, как от него отрывается. Он считал себя лучше остальных, а свою точку зрения – единственно правильной. Желая помочь народу, он не принимает в учёт его духовность, неуважительно относится к его традициям и истории. Собираясь разрушить и освободить место для строительства новой жизни, он пытается перечеркнуть жизненный опыт всего человечества, бережно хранимый на протяжении многих веков.

Всё несовершенство теории главного героя заключалось в том, что он только себя считал достойным человеком, а остальных презирал за их несовершенство и недалёкость в суждениях. Нельзя создать светлое будущее для тех, кого не уважаешь. Базаров не мог воспитать себя самого, что уже говорить обо всём мире. Смерть стала итогом его конфликта с обществом, образовавшегося на почве непомерной гордыни. У человека без прошлого не может быть будущего, поэтому судьба главного героя романа И.С. Тургенева была предрешена с самого начала.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человеку необходимо чувство собственного достоинства, но важно научиться отличать его от тщеславия и высокомерия. Желание возвыситься над остальными людьми не приведёт ни к чему хорошему. Подобное стремление разрушает жизнь, лишает её радости и счастья. Невозможно жить в согласии с окружающим миром, считая себя лучше других.

Дополнительные аргументы

С другими аргументами по направлению «Я и другие» вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 12 оценок, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий