Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Кого можно назвать великим учителем человечества?». В качестве аргументов приведены произведения художественной литературы, в которых подняты проблемы, актуальные во все времена.
Вариант 1
Стать великим учителем человечества суждено не каждому, кто претендует на эту роль. Однако такие уникальные люди всё же существуют. Их мудрость стала источником знаний для последующих поколений. Богатый жизненный опыт многих философов, писателей и учёных сделал возможным развитие цивилизации до того уровня, на котором она сейчас находится. Для того чтобы человечество двигалось в нужном направлении, нужному каждому представителю общества иметь правильную картину виденья мира. Мировоззрение человека формируется в раннем детстве, а влияют на это родители ребёнка и книги. Поэтому некоторых великих писателей можно назвать учителями человечества, потому что их произведения учат жить, указывают истинные жизненные ценности и дают ответы на множество вопросов, возникающих у людей на пути к зрелости.
Одним из таких писателей был Антуан де Сент-Экзюпери. Его сказка «Маленький принц» написана и для взрослых и для детей. Не зря она изучается учениками в начальных классах, а затем повторно в более зрелом возрасте, согласно школьной программе. Взрослея, начинаешь воспринимать содержание этой книги иначе, приходит понимание философского замысла автора. Сказка «Маленький принц» несёт в себе простые истины, без знания которых жизнь не может быть полноценной. Каждая страница, пропитана светом и теплом души Маленького принца. Несмотря на свою наивность, он очень мудр и ему есть чему научить каждого из нас.
Главный герой не случайно изображён ребёнком, потому что дети, благодаря своей искренности и прямоте намного ближе к пониманию простых человеческих истин, чем взрослые. Основная идея произведения заключается в том, что взрослея, человек перестаёт наслаждаться жизнью, он увязает в собственных страхах, заботах и пороках. Всё это приводит к потере смысла существования, как произошло с жителями планет, по которым путешествовал Маленький принц до прибытия на Землю. Людям нужно многому научиться: радоваться закатам и восходам солнца, любоваться красотой окружающей нас природы, ценить мирное неба и сияние звёзд в ночи.
Антуан де Сент-Экзюпери постарался донести до читателей очень важную истину – необходимо стараться сохранить чистоту и непосредственность собственной души в жестоком взрослом мире. Только умение радоваться жизни, дружба, любовь и гармония – имеют истинное значение. Именно об этом мы должны помнить всегда, чтобы не потерять верные ориентиры в будничной суете. Автор поделился своим виденьем мира, своими философскими мыслями, которые определяют становление личности каждого человека.
Ещё одним писателем, который хотел поделиться с читателями своей мудростью и виденьем мира, был Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что имеет большое преимущество из-за того, что родился в эпоху великих мировых событий. Весь свой жизненный опыт поэта, философа и мыслителя Гёте воплотил в трагедии «Фауст». Это гениальное произведение, повествующее о человеке, его призвании, долге и предназначении. В каждой странице книги таится определённый смысл, оказывающий влияние на духовное развитие человека. Здесь поднимаются проблемы, актуальные во все времена: любовь и ненависть, радость и отчаяние, страх и мужество, надежда и поражение. Именно поэтому трагедия представляет интерес не только для современников писателя, а и для всех последующих поколений.
И. Гёте работал над «Фаустом» почти всю свою творческую жизнь. Первые идеи появились у него ещё в ранней молодости, а закончил он произведение незадолго до своей смерти. Целых шестьдесят лет было потрачено на создание мирового шедевра, поэтому в него действительно заложен глубокий смысл, к пониманию которого автор шёл долгие годы.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что некоторые писатели действительно заслуживают называться великими учителями человечества. Ведь в их книгах содержатся мудрые советы на все случаи жизни. Их произведения не просто передают жизненный опыт и виденье мира своих авторов, они указывают верные ориентиры, придерживаясь которых можно стать полноценной личностью.
Вариант 2
Великими учителями человечества можно назвать выдающихся общественных деятелей, писателей, философов, учёных и педагогов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания. Кроме того, они продемонстрировали на собственном примере пути духовного развития и совершенствования. Эти люди жили в разные времена и принадлежали разным народам, но всех их объединяет одно – они были великими учителями и мыслителями, а их идеи оказали значительное влияние на формирование современного мира. Большинство этих имён знакомо нам с детства. Например, А.С. Пушкин.
Его роман в стихах «Евгений Онегин» не случайно был назван «энциклопедией русской жизни». Это произведение – одно из важнейших событий в истории русской литературы. Пушкину первому удалось изобразить в своём творении полную картину русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своей эпохи. В романе, словно в настоящей энциклопедии, отражены все стороны жизни России начала 19 века. Это время ознаменовалось подъёмом национального самосознания, лучшие представители дворянства выступали против крепостного права и абсолютной монархии. В обществе появлялся интерес к идеологиям западных мыслителей и философов. К примеру, Онегин увлекался книгами Адама Смита, а Татьяна любила читать Руссо.
Также в романе освещена экономическая и культурная жизнь России. Кроме того, Пушкин дал подробное описание быта крестьян, а также городского и провинциального дворянства. Он изобразил порядки и нравы русской элиты в мельчайших подробностях. Сам Евгений Онегин являлся представителем той самой «золотой молодёжи», проживающей однообразную и пустую жизнь, смысл которой заключается в удовлетворении собственных низменных потребностей. Весь высший свет составляли люди лицемерные и эгоистичные, напрочь лишённые нравственности и высоких помыслов. Главным приоритетом в их жизни была погоня за модой, а всё остальное не имело значения. Здесь не было места для настоящих чувств и искренних людей, поэтому человек с другими ценностями неизбежно становился «лишним». Такая участь постигла и главного героя, лишив его возможности стать счастливым.
Другим писателем, который пытался донести до читателей свою мудрость, был И.С. Тургенев. В романе «Отцы и дети» он не только поднял актуальную во все времена проблему конфликта поколений, но и попытался найти её решение, указать выход из сложившегося положения. Противостояние Кирсанова Николая Петровича и Евгения Базарова можно рассматривать как борьбу между старым и новым. Автор стремился изобразить в произведении переходное время эпохи, когда общество неспособно жить ни по-старому, ни по-новому. Прежние порядки уже изжили себя, а новые ещё не сформировались. Отсюда и конфликт отцов и детей, которые не могут понять жизненных стремлений друг друга, не осознавая того, что время оказывает значительное влияние на развитие личности каждого человека.
Базаров является представителем нового поколения, которое не признаёт искусство и нравственность, а ценит лишь практичность человека и принесённую им пользу для общества. Смысл жизни главного героя заключается в непрерывном труде на благо своего народа. Это, безусловно, хорошее качество, если бы в дополнение к нему не шло отрицание всего старого. Причём никаких новых улучшений на смену былых устоев нигилисты не предлагали. Система ценностей Базарова не смогла сделать его счастливым. И.С. Тургенев хотел донести до читателя то, что категоричность во всём – негативно влияет на будущее человека. Нужно уметь идти на компромиссы, чтобы жить в гармонии с окружающим миром.
Павел Петрович Кирсанов символизирует прошлый век в романе, он искренне не понимает, как можно жить без принципов, чувств и искусства. Споры между ним и Базаровым раскрывают всю суть столкновений поколений, в них раскрываются разные стороны жизни и их виденье отцами и детьми.
Я считаю, что великих учителей человечества должен знать каждый. Они посвятили свою жизнь совершенствованию собственной личности и передаче приобретённых знаний потомкам. Познав истину, которую они пытались донести до окружающих, мы сможем стать более зрелыми и мудрыми. Нужно безостановочно работать над собой, стремиться стать лучше, а приобрести необходимые для этого качества можно из опыта тех, кому есть чем поделиться.
Дополнительные аргументы
Предлагаем вам ознакомиться с дополнительными аргументами по направлению «Между прошлым и будущим» в разделе нашего сайта «Банк аргументов».