В сочинении «Может ли человек ставить себя выше общества?» говорится о том, к чему может привести человека высокомерие и гордыня.
Вариант 1
Каждому из нас Бог дал одинаковые возможности, права и обязанности. Сегодня нет крепостного права, человек не зависит от других людей, может сам планировать свою жизнь. Каждый из нас имеет право на свободу, право на образование, право на отдых. Однако своими правами мы не должны ущемлять права других. Человек живет в обществе, он должен помнить об этом и не притеснять интересы других. Но, к сожалению, не каждый это понимает. Встречаются люди, считающие себя особенными, позволяющие себе то, что может навредить другим. Делают они это потому, что считают себя выше, лучше других. Они сами наделяют себя мнимыми правами, вторгаясь в жизнь других людей и внося в нее свои законы. Такие люди опасны для общества, ведь зачастую они не считаются с нормами нравственности и морали. Люди, ставящие себя выше других, нередко и сами остаются у разбитого корыта. Они, пытаясь сделать свою жизнь более комфортной, разрушают ее окончательно. Об этом свидетельствует творчество великого психолога человеческой души Федора Михайловича Достоевского.
Роман «Преступление и наказание» является ярким примером того, что ставить себя выше других опасно, в первую очередь, для себя. Молодой студент Родион Раскольников разработал собственную философскую теорию, согласно которой все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. К необыкновенным он относил тех, кто совершает великие открытия, кто проводит революции, восстания, кто, словно Наполеон, идет по головам ради достижения благих целей. К обыкновенным Раскольников относил тех, кто не приносит никакой пользы обществу, кто просто бесцельно проживает эту жизнь. По его мнению, эти люди служат своеобразным материалом для окружающих, которым можно даже пожертвовать, от которого можно избавится, если он вредит. К таким людям он отнес и старуху- процентщицу, у которой сам не раз занимал деньги. Себя же Родион считает необыкновенным человеком, имеющим право очистить мир от этой ненужной старушки. Но, убив ее, Раскольников не получает должного удовлетворения. Поставив себя выше общества, он сам оказывается в ловушке своей совести. Он становится слабым, несчастным. Его теория терпит крах, и Родион теряет себя.
Схожая судьба и у другого персонажа романа «Преступление и наказание» — Петра Петровича Лужина. Он, конечно, никого не лишал жизни. Но от этого его теория «целого кафтана»не становится безобидной. Лужин открыто говорит о том, что все на свете основано лишь на личных интересах и любить нужно только самого себя. Именно на устройстве личных дел держится благосостояние общества. В доказательство Лужин приводит наглядный пример: если у одного человека есть кафтан, а у другого его нет, то ни одному из них не станет лучше от того, если разорвать целый кафтан на две равные части. Зачем делиться с нуждающимися, если и себе сделаешь хуже, и другим не сильно поможешь? Как и Раскольников, Лужин причисляет себя к людям высшего разряда, ведь в него есть то, чего нет у других. Но вот только счастья у него нет. Поставив себя выше общества, Лужин лишился главного: личного счастья и гармонии. Поэтому ставить себя выше общества нельзя.
Приведенные примеры еще раз убеждают нас в том, что считать себя выше других — это плохо и для самого человека. Высокомерие портит душу, делает ее скудной, жестокой, алчной. Не нужно переворачивать общественные устои и использовать других людей в качестве подопытных кроликов. Нужно помнить слова Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего».
Дополнительные аргументы
Литературный журнал «Литеровед» подготовил для вас и другие аргументы, которые доступны в разделе «Банк аргументов».