Сочинение: Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

Сочинение: Может ли один человек противостоять окружающему обществу? Итоговые сочинения

Предлагаем вам ознакомиться с двумя вариантами итогового сочинения на тему: «Может ли один человек противостоять окружающему обществу». В рамках данного направления можно рассуждать о проблеме взаимодействия личности и социума, их борьбе и противостоянии.

Вариант 1

Во все времена существуют свои общественные порядки и те, кто с этими порядками не согласен. Противостоять обществу способна только сильная личность, которая может выдержать давление извне. Эта борьба сложная и болезненная, однако, только она способствует развитию, появлению новых идей и искоренению ложных идеалов. Для противостояния недостаточно одного лишь желания, нужно быть готовым пожертвовать всем ради воплощения своих идеалов в жизнь.

Нередко герои художественных произведений бросают вызов обществу, противопоставляя себя всему миру. К их числу относится главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий. Этот персонаж привлекает внимание своей открытой борьбой с обществом, в его образе есть много схожего с революционерами: любовь к родной земле, непримиримость с порядками крепостного права, желание заниматься нужным делом, а не прислуживать конкретным лицам, чувство собственного достоинства и просвещённость.

Чацкий не желал мириться с несправедливым общественным устройством, поэтому, вернувшись домой после обучения заграницей, сразу же вступил в открытый конфликт с людьми, которые являлись представителями «фамусовского» общества. У этого окружения в приоритете только чины и богатство, такие понятия как ум, честность и благородство полностью обесценились у московского дворянства. В обличительных речах Чацкого, прежде всего, поднимается проблема крепостного права и унизительного отношения господ к своим крестьянам. Главный герой – истинный патриот, мечтающий принести пользу Отечеству, поэтому верит в светлое будущее своего народа.

А.С. Грибоедов стал создателем первой реалистической комедии, в которой обличались пороки современного ему общества. Реализм заключается в том, что победа осталась за «фамусовским» обществом, а Чацкий вынужден покинуть Москву, потому что не в силах согласиться с устоявшимися порядками.

Другим человеком, бросившим вызов обществу, является Гай Монтег, главный герой романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Его мир сошёл с ума, люди стали избавляться от книг, как от ненужного хлама, засоряющего человеческий разум. В этом обществе ценится лишь телевидение, всё остальное считается опасным. Гай сам трудится ради общественного блага, он пожарный, но не в привычном понимании этой профессии. В его мире пожарные сжигают книги, которые горят при температуре 451 градус по Фаренгейту. После произошедшего озарения, главный герой начинает прятать найденные книги, перепечатывая их и сохраняя в памяти самые важные строки. Его не страшит разоблачение и наказание, познав истину, Гай не может больше мириться с прежним общественным устройством, поэтому продолжает выполнять свою просветительскую миссию. Все действия бывшего пожарного – это вызов разрушительной системе, превращающей людей в бесчувственных обывателей.

Исходя из приведённых примеров, можно прийти к выводу, что одному человеку не под силу изменить целый мир, но он в состоянии остаться верным себе и не прогнуться под давлением общества. Я считаю, что подобное качество достойно восхищения.

Вариант 2

Человек является частью общества, поэтому невозможно жить и не зависеть от окружающей среды. Однако отношения с социумом могут быть разными: гармоничными или конфликтными. У каждого своя картина мира и часто она не совпадает с мнением большинства, тогда возникает желание изменить привычный порядок вещей. Но не всем хватает силы духа и способности убеждения, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. В таком случае противостояние оканчивается трагедией. Примером такого исхода является судьба главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза».     

Катерина олицетворяет нравственную и духовно богатую русскую женщину. Она отличается от окружающих своим стремлением к свободе. Главная героиня способна не только покорно терпеть, но и отстаивать свои права, пытаться изменить укоренившиеся порядки. Вспоминая прежнюю жизнь, Катерина сравнивает себя с птицей, которая оказалась запертой в клетке. Тоска и несправедливость душили её, не давали спокойно жить и мириться с нравами патриархального мира. Протест окружающему обществу был выражен героиней в выборе смерти вместо дальнейшей жизни в неволе. Познав счастье, она отказалась подчиняться законам дома Кабанихи.

Сама натура Катерины не вписывалась в образ жизни города Калинова. Местные жители описываются автором как «тёмная масса», полная ненависти и жестокости. В этой тьме нет места искренним чувствам и благим намерениям, именно поэтому героиня не могла жить в согласии с таким миром. Главным её противником в этом столкновении была Кабаниха, считающая, что крепкая семья держится на страхе и жёсткости. Мать Тихона олицетворяла весь патриархальный строй, основанный на власти и деспотизме. Катерина представляла собой угрозу для этого общества, поэтому Кабаниха и ей подобные испытывали ненависть и злость по отношению к бедной девушке.

Главная героиня оказалась жертвой устаревших идеалов, она не смогла противостоять всему обществу, поэтому конфликт разрешился трагическим образом. Тем не менее, финал драмы, в котором Тихон впервые идёт наперекор своей матери, даёт надежду на светлое будущее, где люди избавились от былых предрассудков.  

Другим примером человека, неспособного противостоять окружающему обществу, является главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Только в отличие от Катерины, Онегин даже не пытался бороться с окружающими порядками. Он считал себя человеком, существующим вне общества. Однако среди светских персон чувствовал себя комфортно и ничем не отличался от поклонников балов и театров. Даже тоска, одолевшая Онегина, не смогла изменить его истинную натуру. Он отправился в деревню в поисках уединения и покоя, но уже через несколько дней веселился на именинах Татьяны. Такой человек не способен быть одиноким, ему необходимо общество, как свежий воздух.  

Подобную противоречивость мировоззрения нельзя назвать противостоянием. Да, Онегин отвергал многие взгляды и развлечения, считающиеся типичными для того времени. Но он целиком зависел от общественного мнения, поступая не по совести, а так как положено. Именно по этой причине он пошёл на дуэль с Ленским. Страх перед тем, что скажут люди, оказался сильнее страха за жизнь собственного друга. Испугавшись возможных разговоров, Онегин сохранил свою репутацию несмотря ни на что.  

Таким образом, изображённые в русской литературе попытки противостоять всему обществу доказывают, что одного желания побороть систему слишком мало. Не зря народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». Для любой борьбы нужны единомышленники, которые готовы принести себя в жертву высокой идее.

Дополнительные аргументы

С дополнительными аргументами по данному направлению вы можете ознакомиться в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий