Тема итогового сочинения «Прошлое должно служить современности» является высказыванием известного русского филолога Д.С. Лихачёва. Он считал, что Древняя Русь – мать всех русских народов, которая их объединяла в одно целое. Именно в тот период нашей истории образовалась идеология единства, сохраняющая тесные взаимоотношения родственных наций по сей день.
Вариант 1
Известный академик Д.С. Лихачёв считал, что прошлое должно служить современности. Знание истории своей Отчизны, по его мнению, позволяет глубже понять и увидеть собственные корни, интересы родной земли, интересы народа. В истории наших предков хранится мудрость целых поколений, а наиболее полное отображение она нашла в древнерусской литературе.
Самым древним литературным памятником, сохранившимся до наших времён, является «Повесть временных лет». Именно она составила основу большинства более поздних летописей. «Повесть временных лет» описывает период истории нашего народа, начиная с библейских времён и заканчивая 1117 годом.
Летописание представляет особую значимость для последующих поколений: именно из летописей можно узнать события, которые происходили много лет назад. Здесь описываются не только победы и поражения, а и быт, обычаи, верования наших предков. В «Повести временных лет» содержатся легенды о происхождении славян, их расселении по берегам Днепра и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с варягами и хазарами и образовании государства Русь. Предания, записанные в этой летописи, являются единственным источником сведений о формировании древнерусского государства и правлении первых русских князей.
Нестор летописец осуждает в «Повести…» распри между правителями разных областей Киевской Руси, он призывает к объединению народа, напоминает, что именно в единстве заключается главная сила. Исторические сведения в летописях необходимы для обучения князей, они должны знать прошлое своего государства, для того чтобы построить достойное будущее. Именно это и побудило монахов стать историками и летописцами. Таким образом, древнерусская литература была не только средством нравственного воспитания общества, она формировала национальное самосознание, вырабатывала гражданскую позицию.
Другим значимым литературным памятником прошлого является «Поучение Владимира Мономаха». Князь Владимир Мономах боролся за просвещение. Всё поучение проникнуто глубокой христианской мудростью, выраженной простыми словами. Здесь даются ответы на множество вопросов, интересующих человека на пути становления его личности. Особое внимание автор уделяет семейным ценностям и порядкам. Он считал, что любая семья держится на доверии и почитании, а муж и отец должен не просто управлять домочадцами, а быть примером для подражания. На мужчине вообще, по мнению Владимира Мономаха, лежало много ответственности. Будь то глава семьи или глава государства. Потому что мудрый руководитель обязан заботиться о своём народе, как о своих детях, он должен быть одинаково справедливым и милосердным по отношению ко всем в независимости от их положения. Также князь наставлял не увлекаться властью и не впадать в гордыню, потому как все люди равны перед Богом.
Основные наставления из «Поучения Владимира Мономаха» – это свод нравственных законов, которые должен соблюдать каждый человек. Он призывает чтить старших, не обижать слабых, помогать бедным, не лениться, уважать родителей, быть ответственным, следить за своим здоровьем и быть приветливым по отношению к окружающим. Прописные истины, озвученные древнерусским князем, остаются актуальными во все времена. Удивительно, как написанное столько лет назад поучение может сделать нас лучше.
Таким образом, можно прийти к выводу, что нравственность едина во все века и для всех людей. Я согласна с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачёва касательно того, что: «Читая об устаревшем в деталях, мы можем многое найти для себя». Древнерусская литература воспитывает в нас лучшие качества, сохраняет чистоту помыслов, достоинство и сознательность.
Вариант 2
Прошлое должно служить современности, но чтобы оказать влияние на будущее человечества, оно не должно быть забытым. Каждый человек обязан знать историю своего народа, знать все беды и несчастья, выпавшие на его долю. Это знание поможет нам избежать повторения непростительных ошибок в будущем. Однако многие люди осознанно не хотят считаться с прошлым, например представители такого направления философии как нигилизм. К их числу относится главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Мировоззрение Евгения Базарова основано на отторжении прошлого, он отказывается принимать все сложившиеся устои и порядки. Он считает, что аристократия уже изжила себя, а её принципы глупы и смешны. Кроме того, Базаров отрицает семейные ценности, искусство, религию и человеческие чувства, кроме физических потребностей. Главный герой готов принять только то, что приносит пользу обществу. Именно поэтому он изучает естественные науки, надеясь в дальнейшем помочь народу своими знаниями.
Главная ошибка Базарова заключается в том, что он считает своё мнение единственно правильным. Он не готов прислушаться или анализировать чужие точки зрения, стремясь к разрушению уже имеющегося мира у него нет предложений о создании нового. Подобные ему люди способны лишь отказываться от своего прошлого, они не понимают, что нельзя построить достойное будущее без основы прошедших лет. Опыт предков помогает добиться небывалых высот, но нигилисты не хотели этого видеть.
Оставаясь верным своей идеологии до конца, Базаров потерял любовь – чувство, которое, поселившись в его душе, опровергло все доводы нигилизма. Он остался одиноким и несчастным, осознав несовершенство этой теории. Главного героя терзало не только разбитое сердце, он потерял смысл в жизни, лишившись веры в былые убеждения. Смерть стала единственным выходом из сложившейся ситуации.
Помнить важно не только историю своего народа, но и собственное прошлое. Об этом говорил В.Г. Распутин в своём рассказе «Уроки французского». У каждого человека свой путь и только предыдущий опыт позволит достигнуть необходимых высот. Подтверждая эту мысль, писатель рассказывает историю одиннадцатилетнего мальчика, которому пришлось уехать из родной деревни в трудное послевоенное время ради того, чтобы продолжить своё обучение. Вопреки всем невзгодам и преградам мать отправила своего сына получить образование, но в городе голод чувствовался гораздо сильнее, чем в родных краях. Там еду можно было только купить, а денег катастрофически не хватало. Рубль в день уходил на жизненно необходимый стакан молока и больше ни на что не оставалось. Однажды мальчик узнал, что деньги можно выиграть в игру «чику» и вопреки своим принципам стал играть с другими ребятами, но уходил сразу же, как получал один рубль.
После случившейся драки из-за жульничества другого игрока, главного героя вызвала на разговор его учительница французского. Она захотела лично выяснить причину подобного поведения, и была крайне удивлена тем, что её ученик тратил выигранные деньги не на конфеты, а на молоко для лечения. Лидии Михайловне стало очень жалко мальчика, и она решила, во что бы то ни стало помочь ему. Однако её ученик оказался гордым ребёнком, он отказывался принимать еду, стыдясь своей бедности. Мудрая женщина смогла найти выход, она стала играть с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Таким образом, учительница смогла дать ему достаточно, не задев при этом его самолюбия.
Лидия Михайловна научила главного героя не только французскому языку, а и человечности, доброте, которая так нужна в этом жестоком мире. Бережно храня воспоминания о своём прошлом, мальчик смог вырасти достойным человеком, не стыдящимся своего происхождения.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что многие недооценивают опыт прошлых лет, а ведь именно от него и нужно отталкиваться. Человеку свойственно задавать себе вопросы, а большинство ответов находится в прошлом. Не зря наши предки чтили свои корни, таким образом, они укрепляли духовность и нравственность. Будущее есть только у тех, кто знает своё прошлое.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Забвению не подлежит» вы можете найти в разделе нашего сайта «Банк аргументов».