Слово как основная единица речи

Слово как основная единица речи Лексика и фразеология

Слово — это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающая значением и служащая для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т. д.

Материальной основой слова является звуковая оболочка, не отражающая никого явления в действительности. Звуковая оболочка нужна только для того, чтобы называть предмет или явление, значение за ней закрепляется. Слова могут появляться по звукоподражательному принципу, но иногда они имеют другую основу. Однако в любом случае комплекс звуков, которым является слово, отражает некое представление человека о предмете, явлении, действии, признаке и тому подобном.

Таким образом, слово как основная единица языка имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона – это форма слова, а внутренняя – значение слова, его содержание. Слово — это единство внутренней стороны, или формы и содержания Сочетание звуков не будет считаться словом, если оно не наполнено определенным содержанием. Совокупность внешних и внутренних сторон слова придает слову целый ряд признаков, которые отличают его как основную лексическую единицу от любой другой языковой единицы.

Слово считается основной единицей языка, так оно выполняет номинативную (называющую) функцию, то есть дает имя определённому понятию.

А поскольку мы мыслим именно понятиями, слова задают границы важнейшим элементам нашего мышления. Обобщённое представление о предмете, соотносящемся со словом, само это соотношение слова с предметом, явлением внеязыковой действительности и называется лексическим значением (ЛЗ) слова.

В структурном отношении Слово (единица языка) состоит из морфем, от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого не выражает сообщения.

Каждое слово имеет:

1) свою звуковую оболочку;

2) оп­ределённое морфологическое строение.

Таким образом, слово представляет собой единое фонетическое, морфологическое и семантическое целое.

Из слов складываются словосочетания (изысканный наряд, иду в кино, много читает), а из словосочетаний — предложения. С помощью предложений человек выражает свои мысли и общается с другими людьми.

Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав.

Слово как основная единица языка изучается в различных разделах языкознания.Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка, выделяются те гласные и согласные звуки, которые составляют слово, определяется слог, на который падает ударение, и т.д.

Лексикология (описательная) в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску и т.п. Для лексикологии (исторической) важным является вопрос о происхождении слова, его семантике, сфере употребления, стилистической принадлежности и т.д. в разные периоды развития языка.

С точки зрения грамматической выявляется принадлежность слова к той или иной части речи, присущие слову грамматические значения и грамматические формы, роль слов в предложении. Все это дополняет лексическое значение слова.

Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова (такие слова называются многозначными).

Основные признаки слова:

фонетическая оформленность – выраженность звуком или сочетанием звуков, фонетически связанных ударением. Всегда имеет строго определенное звучание;

семантическая валентность – значение слова целостно и уникально, оно существует только в единстве с определенным внешним оформлением. В русском языке не существует лексических единиц, которые бы не имели значения;

грамматическая оформленность — заключается в том, что слово, в отличие от морфемы, охарактеризовано как определенная часть речи с соответствующими грамматическими признаками;

непроницаемость – неизменяемость, постоянство структуры. Состоит в том, что слово, в отличие от словосочетания, — такой звуковой комплекс, внутрь которого не может быть вставлено другое слово, части этого комплекса (морфемы, слоги) нельзя произвольно поменять местами. Кроме того, этот звуковой комплекс обычно может быть ограничен паузами любой длины и имеет одно ударение.

Если учесть все перечисленные признаки, то слово может быть определено как «лингвистическая единица (имеется в виду фонетически оформленная единица языка), имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью».

Функции слова        

1. Номинативная – заключается в том, что слова называют какие-либо предметы, явления и действия. Такую функцию выполняют знаменательные части речи;

2. Коммуникативная – слово служит средством общения и сообщения;

3. Указательная – слово может не называть, а лишь указывать на какой-либо предмет, явление или действие. Такую функцию выполняет местоимения и местоименные наречия;

4. Познавательная — проявляется в том, что объект окружающей действительности, который нуждается в познании, требует обозначения, поскольку на начальном этапе изучения необходимо дифференцировать его от смежных явлений;

5. Накопительная — обусловлена тем, что слово способно накапливать информацию, в результате чего одна ее часть формирует понятие, фиксируемое словарями в виде значения, а другая существует в сознании носителей языка в виде второстепенных, фоновых знаний о предмете;

6. Обобщающая (семиотическая) – определяет способность слова объединять все однотипные явления в один класс и называть его;

7. Строительная – слова являются единицами, из которых строятся предложения;

8. Организация связной речи – эту функцию выполняют служебные слова: предлоги, союзы, частицы;

9. Эстетическая — проявляется у слова в рамках художественного произведения. Она заключается в способности лексической единицы выступать средством художественной выразительности;

10. Идентифицирующая — выполняют имена собственные, термины.

Все носители языка, как правило, легко выделяют слова в потоке речи, осознают их как самостоятельные, отдельные языковые единицы. Несмотря на это, дать определение слова нелегко, потому что невозможно сделать это, опираясь на какое-либо одно его свойство: слово является и фонетическим целым, и единицей, имеющей значение — лексическое и грамматическое, в предложении обладает синтаксической функцией, а также еще целым рядом разноплановых признаков.

Трудность определения слова заключается не в неопределенности слова, а в его многогранности. Определение слова возможно, если признать наличие в языке промежуточных, переходных явлений, также имеет значение фактор системности: в некоторых случаях выделение слова оказывается возможным только с его учетом.

Пример: «ни с кем» традиционно считается сочетанием двух слов — единой, хотя и членимой словоформы местоимения с предлогом. С одной стороны, «ни с кем» пишется как три слова, то есть с двумя пробелами, но с другой — явно соотносится с другими формами творительного падежа (никем, ни за кем) и с местоимением «никто». Последний — системный — фактор и является решающим в признании сочетания «ни с кем» двумя словами.

Обобщив сказанное, можно дать следующее определение: слово — это основная единица языка, которая служит для обозначения (наименования) предметов, признаков, отношений действительности, при этом характеризуется совокупностью грамматических, фонетических и семантических признаков. Слово может быть представлено в языке набором словоформ и значений, состоит из морфем, от которых отличается самостоятельностью и свободной воспроизводимостью в речи, является строительным материалом для предложения, в отличие от которого не является законченным высказыванием.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий